logo search
Экономич

5.5. Процесс увольнения кадров

Процедура увольнения сотрудников, как и прием на работу, имеет свою специфику, особенно когда дело касается сохранения коммерческой тайны.

Независимо от причин увольнения сотрудника, надо стремиться к тому, чтобы он уходил без чувства обиды или раздражения, а руководитель предприятия должен быть уверен, что чувство мести или другие мотивы увольняемого не станут причиной передачи конкурентам конфиденциальной информации, которой он владел, работая в фирме.

Если инициатива увольнения исходит от сотрудника, задача Службы безопасности состоит в выяснении истинных мотивов такого решения, чтобы правильно определить, что наиболее целесообразно в данной ситуации: принять меры к искусственному удержанию сотрудника в коллективе или реализовать процедуру его бесконфликтного увольнения, предусматривающую закрепление за ним определенных обязательств перед фирмой.

Оптимальным вариантом было бы получить у увольняющегося подписку о неразглашении конфиденциальной информации после ухода с предприятия. Деликатность ситуации заключается в том, что такая процедура законом не предусмотрена. Можно лишь попытаться привести какие-либо весомые аргументы в пользу подписания соответствующего документа или использовать такое средство, как заключение с бывшим сотрудником соглашения на оказание «консультационных услуг» в течение определенного времени. Поскольку эта работа предполагает использование конфиденциальной информации, будет подписан и договор о неразглашении коммерческой тайны. Такой ход даст выигрыш во времени, которое предприниматель сможет использовать для принятия соответствующих мер.

На практике достаточно часто происходят увольнения группы работников, намеревающихся открыть свое дело. В этих случаях руководству предприятия целесообразно, например, рассмотреть возможность своего участия в этом бизнесе в качестве инвестора, соучредителя новой фирмы и т.д. Такой подход создаст общность интересов, что снизит вероятность разглашения конфиденциальной информации со стороны уходящих сотрудников.

С увольняющимся работником руководство предприятия в обязательном порядке должно проводить профилактическую беседу, направленную на уточнение истинных причин его ухода, на недопущение утечки напученной им во время работы в фирме информации или ее неправомерного использования, а также на предотвращение ухода других сотрудников.

Одновременно такая беседа направлена на предотвращение рэйдинга (от английского raiding) — попыток перехвата клиентов, переманивания группы сотрудников, что в деловом мире признано методами нечестной конкуренции.

В тех случаях, когда увольнение работника происходит по инициативе руководства предприятия, не следует немедленно реализовывать принятое решение. Если сотрудник обладал сведениями, составляющими коммерческую тайну, целесообразно предварительно перевести его на другой участок работы, где такие сведения не используются, и оставить в штате предприятия до тех пор, пока можно будет предпринять определенные действия по снижению возможного ущерба от разглашения коммерческой тайны или найти какие-либо пути ее защиты.

Для объявления сотруднику, что фирма по тем или иным причинам вынуждена отказаться от его услуг, увольняемого необходимо пригласить на собеседование к руководству предприятия. При этом важно придерживаться следующих положений:

При окончательном расчете с таким сотрудником нужно постараться взять у него подписку или иное обязательство о неразглашении конфиденциальной информации, ставшей ему известной за время работы. Необходимо также помнить, что если сотрудник, нарушивший правила безопасности, увольняется, не понеся наказания, другие могут последовать его примеру.