2.3Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: сравнительный анализ
Под организационно-правовой формой (ОПФ) понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Предпринимательскую деятельность можно осуществлять как в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, так и в форме предприятия с образованием юридического лица.
В данной главе мы постараемся проанализировать наиболее важные характеристики ОПФ, подразумевая для будущих предпринимателей полную свободу в выборе ОПФ.
Какую же форму выбрать?
Как показывает практика наиболее предпочтительными и наиболее распространенными ОПФ в малом и среднем предпринимательстве являются следующие: индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ИП БОЮЛ), закрытое акционерное общество (ЗАО), общество с ограниченной ответственностью (ООО). Немаловажным фактором, который необходимо учитывать при выборе ОПФ создаваемого предприятия, является уставной капитал. Как уже говорилось ранее, для ООО и ЗФО на момент создания уставной капитал должен составлять не менее 100 МРОТ (10 000 руб.).
Если вы располагаете собственными силами и небольшим начальным капиталом и предполагаете работать в сфере торговли или услуг для населения, привлекая к работе небольшое количество работников (например, вы планируете открыть мастерскую по ремонту одежды или обуви, маленький магазин, парикмахерскую или стоматологический кабинет), то вам лучше регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Упрощенный порядок государственной регистрации на всех этапах, упрощенная система ведения бухгалтерского учета и отчетности, возможность применения упрощенной системы налогообложения – все это позволит больше времени уделять непосредственно работе. К тому же, в случае имущественных споров денежные средства и личное имущество гражданина-предпринимателя могут быть взысканы только по решению суда.
Форма ООО и ЗАО лучше подходит для предприятий с небольшим количеством учредителей и с небольшим уставным капиталом. Чаще всего они действуют в сфере торговли и оказания услуг.
ОАО создаются тогда, когда необходимо привлечение крупных инвестиций в производственную сферу. ОАО как организационно-правовую форму обычно используют крупные компании (заводы, банки, инвестиционные и страховые структуры).
В статье 50 Гражданского кодекса РФ дан исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Это означает, что без изменения Гражданского кодекса никакими иными законами другие виды коммерческих юридических лиц в гражданский оборот введены быть не могут.
Предпринимательская деятельность без образования юридического лица
Индивидуальный предприниматель несет полную материальную (имущественную) ответственность по всем обязательствам (долгам), возникающим у него в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Эти обязательства могут возникнуть по следующим причинам:
Долги перед поставщиками за поставленный, но неоплаченный товар
Долги перед покупателями (непоставка товара в случае предоплаты)
Неустойки различных видов (за неисполнение или несвоевременное исполнение договоров)
Неисполненные обязательства перед кредиторами
Обязательства, возникшие вследствие ущерба, нанесенного потребителю проданной ему некачественной продукцией
Долги перед бюджетами всех уровней (налоги, сборы, штрафы, пени, пошлины)
Долги по заработной плате перед наемными работниками, подрядчиками или участниками простого товарищества (совместной деятельности)
Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством (подробнее – см. статью 446 Гражданского Процессуального кодекса РФ).
Основные преимущества и недостатки предпринимательской деятельности без образования юридического лица
Преимущества | Недостатки |
|
|
Несмотря на приведенные недостатки индивидуальное предпринимательство является формой, чаще других рекомендуемой для начинающих бизнесменов. Не следует забывать и о таком его серьезном достоинстве, как возможность в любой момент учредить юридическое лицо и, таким образом, сделать свой бизнес более открытым и «публичным».
Юридические лица
Говоря о юридических лицах, условимся, что в данной главе под этим термином будут использоваться три наиболее широко распространенных формы коммерческих организаций – общество с ограниченной ответственностью (ООО), и акционерные общества, открытые и закрытые (соответственно ОАО и ЗАО). О других формах юридических лиц будет рассказано в следующей главе.
Основные преимущества и недостатки предпринимательской деятельности в форме юридического лица
Преимущества | Недостатки |
|
|
Легко заметить, что главные недостатки юридических лиц (особенно в глазах начинающих предпринимателей) естественным образом вытекают из их главного достоинства, заключающегося в более высоком, по сравнению с индивидуальными предпринимателями, статусе.
- 1 Инфраструктура поддержки бизнеса в Архангельской области 4
- 2 Юридические вопросы организации бизнеса 31
- 1Инфраструктура поддержки бизнеса в Архангельской области
- 1.1Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в Архангельской области
- 1.1.1Управление федеральной государственной службы занятости населения по Архангельской области
- 1.1.2Департамент экономического развития Архангельской области
- 1.1.3Формы и методы содействия повышению конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства
- 1.1.4Способы имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства
- 1.1.5Меры по облегчению доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам
- 1.1.6Иные формы государственной поддержки субъектов мсб
- 1.2Контролирующие и надзорные органы в области предпринимательства
- 1.3Защита и обеспечение безопасности бизнеса
- 1.3.1Защита прав предпринимателей
- 1.3.2Безопасность бизнеса
- 1.3.3Страхование бизнеса
- 1.4Иные элементы инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Архангельской области
- 1.4.1Общественный совет по малому предпринимательству при Главе администрации Архангельской области
- 1.4.2Агентства поддержки малого предпринимательства, учебно-деловые центры и т.Д.
- 2Юридические вопросы организации бизнеса
- 2.1Основы хозяйственного законодательства рф Место хозяйственного права в законодательстве
- Предпринимательская деятельность с юридической точки зрения
- Основные законы, регулирующие хозяйственную деятельность
- Иерархия законов в зависимости от их юридической силы
- 2.2Субъекты предпринимательской деятельности: индивидуальные предприниматели и юридические лица Участники гражданского оборота
- Часть I Гражданского кодекса рф делит участников гражданского оборота на следующие группы:
- Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели)
- Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), российские и иностранные
- Субъекты предпринимательской деятельности
- Субъекты предпринимательской деятельности
- 2.3Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: сравнительный анализ
- 2.4Коммерческие организации: особенности различных организационно-правовых форм
- 2.5Некоммерческие организации как субъекты предпринимательства
- 2.6Порядок государственной регистрации предприятий в Архангельской области
- 2.6.2 Порядок государственной регистрации юридических лиц
- 2.6.3 Понятие юридического адреса, значение и механизм его получения
- 2.6.4 Порядок постановки на налоговый учёт, на учёт в статистике, пенсионный фонд и другие фонды, открытие расчётного счёта в банке
- 2.6.5 Порядок лицензирования отдельных видов деятельности
- 2.6.6 Прекращение деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя
- 3Маркетинговые инструменты для развития бизнеса
- 3.1 Маркетинг и исследование рынка
- 1. Определение проблемы
- 2. Разработка программы исследования
- 3. Определение метода и места сбора данных
- 4. Сбор вторичных данных
- 5. Подготовка вопросов и форм для ответов
- 6. Определение принципов выборки
- 7. Сбор первичных данных
- 8. Анализ и интерпретация данных
- 9. Подготовка отчета о результатах
- 10. Принятие решения
- 3.2Основные концепции маркетинга
- 3.3Рынок и предприятие
- 3.3.1Swot-анализ как элемент стратегического планирования
- 3.3.2Анализ рынка и его основных показателей
- 3.3.3Сегментирование рынка
- 3.3.4Конкуренция
- 3.4Программа маркетинга
- 4Экономические вопросы ведения бизнеса
- 4.1Место и цели предприятия в рыночной экономике
- 4.2Капитал предприятия и его основные составляющие
- Предприятие как система открытого типа
- Кругооборот оборотных средств предприятия
- 4.3Себестоимость продукции. Методы управления затратами
- Разделение затрат на постоянные и переменные, прямые и косвенные
- 4.4Прибыль предприятия и эффективность его деятельности
- 5Налогообложение бизнеса
- 5.1Основные виды налогов при различных системах налогообложения
- 5.2Общий режим налогообложения
- 5.2.1Налог на добавленную стоимость
- Объекты налогообложения ндс
- 5.2.2Акцизы
- 5.2.3Налог на доходы физических лиц
- 5.2.4Единый социальный налог
- 5.2.5Налог на прибыль организаций
- Упрощенная схема расчета доходов, участвующих в расчете прибыли
- Упрощенная схема расчета расходов, участвующих в расчете прибыли
- 5.2.6Транспортный налог
- 5.2.7Налог на имущество организаций
- 5.3Упрощенная система налогообложения
- Условия начала и прекращения применения усн
- Перечень налогов, заменяемых при усн уплатой единого налога
- 5.4Единый налог на вмененный доход
- 5.5Рекомендации по выбору системы налогообложения бизнеса с учетом особенностей бизнеса
- Выяснить:
- Далее следовать приведенным ниже рекомендациям
- Несколько видов деятельности
- По видам деятельности, не подпадающим под енвд
- 6Планирование бизнеса
- 6.1Информационно-логическая схема бизнес-плана и его общая структура
- План маркетинга
- План производства
- 6.2План маркетинга
- 6.2.1Виды товаров (услуг)
- 6.2.2Рынок сбыта
- 6.2.3Конкуренция
- Форма представления информации о конкурентах
- 6.2.4Прогноз продаж
- 6.2.5План маркетинга
- Форма представления информации по плану маркетинга
- 6.3План производства
- 6.3.1Описание производственных мощностей
- 6.3.2Капитальные затраты
- 6.3.3Амортизация основных производственных фондов
- 6.3.4Затраты на сырье и материалы
- 6.3.5Персонал и расходы на оплату труда
- 6.3.6Накладные расходы
- 6.3.7Сводный календарный план реализации проекта
- 6.4Юридический и организационный план
- 6.4.1Выбор организационно-правовой формы предприятия
- 6.4.2Организационный план
- Распределение обязанностей и ответственности
- 6.5.2Смета затрат до получения первых поступлений от реализации
- 6.5.3Рабочий график первого этапа реализации проекта
- 6.5.4Расчет запасов сырья
- 6.5.5Расчет кредитов
- 6.5.6Проект плана финансовых результатов деятельности
- 6.5.7План движения денежных средств
- 6.5.8Расчет показателей проекта
- 6.5.9Анализ рисков
- 6.6Оформление бизнес-плана и его презентации