_ 3. Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей
В действующем законодательстве России употребляется термин "таможенное регулирование" (см. п.5 ст.10, ст.23 Таможенного кодекса РФ), однако его содержание не раскрывается. Для характеристики таможенного регулирования используются понятия "таможенное дело", "таможенная политика"*(832) и др.
Под таможенным регулированием внешнеэкономической деятельности следует понимать деятельность уполномоченных органов государственной власти, заключающуюся в установлении и реализации правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (а также осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности по оказанию таможенных услуг), обеспечении соблюдения этих правил и привлечении к ответственности правонарушителей.
Субъектами, осуществляющими таможенное регулирование, являются органы законодательной, исполнительной и судебной властей, однако особая роль по непосредственному применению указанных правил (норм) принадлежит специальным органам исполнительной власти - таможенным органам.
Среди субъектов предпринимательства, подвергающихся таможенному регулированию, выделяются: 1) лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ для предпринимательских целей (субъекты внешнеэкономической деятельности), и 2) иные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на рынке таможенных услуг.
Предпринимательская деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности*(833) непосредственно направлена на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. На подобную деятельность распространяется общий порядок таможенного регулирования, предусмотренный для участников внешнеэкономической деятельности.
Основополагающим для таможенного регулирования является понятие "перемещение через таможенную границу РФ"*(834). Таковым признается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач (п.5 ст.18 Таможенного кодекса РФ).
Следует учитывать, что под перемещением понимаются различные действия, в зависимости от того, ввоз это или вывоз. В частности, при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ, в том числе при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов, перемещением считается фактическое пересечение таможенной границы РФ. При вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории РФ, а также при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады под перемещением понимается подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.
Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей осуществляется преимущественно императивным методом с применением в необходимых случаях дозволительных мер. Так, инициатива ввоза или вывоза товаров принадлежит субъекту внешнеэкономической деятельности, перемещающему эти товары. Субъект внешнеэкономической деятельности вправе также самостоятельно выбрать вид таможенного режима, наименование, ассортимент и количество ввозимого (вывозимого) товара, за исключением ограничений, установленных законодательством РФ (например, место таможенного оформления товаров в соответствии с ч.2 ст.127 Таможенного кодекса РФ).
Меры (способы) таможенного регулирования традиционно подразделяются на тарифные и нетарифные.
Тарифные меры характеризуются введением, изменением, отменой таможенных пошлин, а также предоставлением льгот по соответствующему виду платежей*(835). Ставки таможенных пошлин регулируются Законом "О таможенном тарифе"*(836).
Под таможенным тарифом РФ понимается свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не могут изменяться в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом. Существуют следующие виды ставок таможенных пошлин:
адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Нетарифные меры непосредственно не связаны с таможенными пошлинами. К ним относятся:
1) квотирование, т.е. количественные и стоимостные ограничения по ввозу и вывозу определенных товаров. Подобные ограничения предусмотрены в Федеральном законе от 14 апреля 1998 г. "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", постановлении Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 864 "Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляется производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ"*(837);
2) лицензирование, т.е. выдача специальных разрешений на перемещение через таможенную границу РФ определенных товаров. Порядок и условия лицензирования экспорта и импорта соответствующих товаров распространяются на всех участников внешнеэкономической деятельности. Виды лицензируемых товаров устанавливаются Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 14 июня 2001 г. N 462 утверждено Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях. Лицензируемыми товарами являются также цветные телевизоры, сахар-сырец и сахар белый, драгоценные камни, химические средства защиты растений, необработанные шкуры животных и др.;
3) сертифицирование, т.е. представление таможенному органу документа (сертификата), подтверждающего соответствие ввозимого товара требованиям государственных стандартов по безопасности, качеству и т.п. Так, в соответствии со ст.173 Таможенного кодекса РФ декларируемые при ввозе на таможенную территорию товары, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь сертификат и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом. Сертификаты соответствия или свидетельства об их признании должны быть представлены в таможенные органы вместе с таможенной декларацией.
Обязательная сертификация как мера таможенного регулирования установлена приказом ГТК РФ от 23 мая 1994 г. N 217 "О порядке ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации", приказом ГТК РФ от 14 августа 1995 г. N 498 "О перечнях товаров, подлежащих обязательной сертификации при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации"*(838).
Кроме упомянутого разделения мер (способов) таможенного регулирования на тарифные и нетарифные, они могут быть сгруппированы иным образом. Как следует из норм Таможенного кодекса РФ, существуют следующие способы таможенного регулирования: таможенное оформление, таможенные режимы, таможенные платежи, таможенный контроль. В подавляющем большинстве случаев указанные меры имеют отношение к перемещению товаров и транспортных средств для предпринимательских целей*(839).
Под таможенным оформлением понимается процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса РФ (п.15 ст.18 Кодекса).
Таможенное оформление состоит в том, что субъекты предпринимательства подают в таможенные органы уведомления о перемещении товаров и транспортных средств, представляют документы и сведения, необходимые для таможенного оформления, уплачивают таможенные платежи, предоставляют указанные товары и транспортные средства для производства таможенного досмотра.
Подзаконными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по таможенному оформлению, являются приказ ГТК РФ от 6 октября 1999 г. N 676 (в ред. от 5 июля 2000 г. N 577) "О типовом порядке таможенного контроля и таможенного оформления товаров отдельной категории"*(840), приказ ГТК РФ от 14 августа 2000 г. N 702 (в ред. от 25 августа 2000 г.) "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выдачи таможнями заключения о таможенном оформлении товаров, ввезенных на территории Российской Федерации"*(841) и др.
Таможенное оформление состоит их двух основных стадий: стадии предварительного таможенного оформления (подача и прием уведомлений, перемещение товаров и транспортных средств на склад временного хранения, подготовка документов и др.) и основного таможенного оформления (подача таможенной декларации - декларирование).
В соответствии с п.10 ст.18 Таможенного кодекса РФ декларантами являются лица, перемещающие товары, а также таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени.
Таможенным режимом признается совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей (п.12 ст.18 Таможенного кодекса РФ)*(842).
В литературе таможенные режимы классифицированы на несколько видов. Такая классификация основана на соотношении права собственности на перемещаемые товары и транспортные средства с требованиями таможенного законодательства*(843).
Первый вид таможенных режимов называют режимами выпуска. Они характеризуются тем, что при помещении товаров и транспортных средств под эти режимы никаких ограничений в отношении правомочий владения, пользования и распоряжения таможенным законодательством не установлено. К таможенным режимам выпуска относятся выпуск товаров и транспортных средств для свободного обращения, экспорт, реэкспорт, реимпорт.
Второй вид таможенных режимов именуются режимами условного выпуска. Требования данных режимов предусматривают определенные ограничения прав пользования и распоряжения товарами. Однако при использовании этих режимов таможенное законодательство предоставляет субъектам предпринимательства определенные льготы (в основном по уплате таможенных платежей).
Существуют следующие таможенные режимы условного выпуска: транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), свободная таможенная зона, свободный склад, переработка вне таможенной территории. К данному виду режимов относятся также вывоз отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР и вывоз товаров для представительства России за рубежом.
Третий вид таможенных режимов - это так называемые режимы исключения, так как при каждом из них субъект предпринимательства утрачивает право собственности на перемещаемый товар и транспортное средство в связи с обращением их в собственность государства либо в результате уничтожения таковых.
Законодательство предусматривает следующие режимы исключения: отказ в пользу государства и уничтожение.
Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения российского законодательства в таможенном деле, а также законодательства и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации (п.16 ст.18 Таможенного кодекса РФ).
В соответствии с ч.1 ст.180 Таможенного кодекса РФ таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ в следующих формах: путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра и учета товаров и транспортных средств, устного опроса должностных лиц, проверки системы учета и отчетности, осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, и др.
Таможенные платежи как мера таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности включают таможенную пошлину, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ (п.18 ст.18 Таможенного кодекса РФ). Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза*(844).
Норма ст.110 Таможенного кодекса РФ в дополнение к указанному перечню предусматривает следующие виды таможенных платежей: налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение товаров, плата за информирование и консультирование, за принятие предварительного решения, за участие в таможенных аукционах.
В литературе высказываются сомнения по поводу существования института таможенных платежей в таможенном законодательстве, а данные платежи предлагается относить к сфере налогового права*(845). Такой подход представляет интерес, поскольку в некоторых странах (в частности, во Франции) таможенное законодательство является составной частью налогового законодательства, а центральный таможенный орган входит в структуру Министерства финансов*(846).
Законодательство России содержит исчерпывающий перечень субъектов предпринимательства, имеющих право оказывать указанные услуги на рынке таможенных услуг. К ним относятся: владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, таможенный брокер, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли. Предпринимательская деятельность этих субъектов по оказанию таких услуг непосредственно не связана с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Однако таможенные услуги, оказываемые этими предпринимателями, содействуют субъектам внешнеэкономической деятельности в профессиональном и эффективном соблюдении определенных таможенных процедур.
Владельцем склада временного хранения признается коммерческая организация по законодательству РФ, оказывающая услуги по хранению товаров, не прошедших таможенное оформление. Следует, однако, учитывать, что создать склад временного хранения и быть его владельцем могут, кроме упомянутых юридических лиц, таможенные органы (см. ч.2 ст.146 Таможенного кодекса РФ)*(847). В этом случае деятельность таможенного органа, являющегося владельцем указанного склада, не будет предпринимательской, поскольку таможенные органы не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность вообще.
Для осуществления предпринимательской деятельности по временному хранению на соответствующем складе хозяйствующий субъект обязан получить лицензию, выдаваемую уполномоченным таможенным органом, срок действия которой составляет три года (см. п.27 Положения о складах временного хранения, утвержденного приказом ГТК РФ от 10 ноября 2000 г. N 1013*(848)).
Предпринимательская деятельность владельца склада временного хранения осуществляется путем заключения договоров с субъектами внешнеэкономической деятельности, помещающими товары и транспортные средства на данный склад. Владелец склада получает прибыль в виде платы за хранение товаров (транспортных средств). Участник внешнеэкономической деятельности вправе выбрать определенный склад временного хранения, находящийся в месте таможенного оформления.
Общий срок нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.155 Таможенного кодекса РФ). Государственный таможенный комитет РФ вправе устанавливать более короткие предельные сроки хранения отдельных категорий товаров.
Владельцем таможенного склада является организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по хранению товаров в режиме таможенного склада с освобождением от уплаты таможенных платежей и неприменением мер нетарифного регулирования*(849).
Субъект предпринимательства, имеющий намерение учредить таможенный склад, должен получить лицензию на осуществление соответствующей деятельности, а также обустроить складские помещения таким образом, чтобы исключить возможность поступления товаров и изъятие их со склада без таможенного контроля, обеспечить сохранность товаров, находящихся на данном складе. На территории таможенного склада должны находиться помещения для сотрудников таможенного органа. Таможенный склад функционирует под контролем таможенного органа, выдавшего лицензию.
Помещение товаров на таможенный склад может предоставлять определенные преимущества для субъектов внешнеэкономической деятельности. Так, они имеют право хранить товары сроком до трех лет с освобождением от уплаты таможенных платежей и за этот период решать вопрос о возможности конкретного использования товара (поиск покупателей, промышленная переработка, реэкспорт и т.д.). Конкретный срок хранения избирается субъектом внешнеэкономической деятельности, но не может быть менее одного г.
В то же время следует учитывать, что определенные виды товаров не могут храниться на таможенном складе, в частности, некоторые продукты питания (мясо, овощи, шоколад, чай и др.), автотранспортные средства, мебель и др.
Таможенным брокером (посредником) признается российское юридическое лицо в форме коммерческой организации, деятельность которого направлена на оказание услуг по таможенному оформлению товаров.
Основным подзаконным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность таможенного брокера, является постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере".
Законодательство России относит таможенного брокера к числу декларантов (п.10 ст.18 Таможенного кодекса РФ). Особенность предпринимательской деятельности таможенного брокера состоит в том, что он осуществляет таможенное декларирование от собственного имени, но за счет и по поручению представляемого лица*(850). Однако таможенный брокер может производить не только оформление и подачу таможенной декларации, но и предварительные операции, о которых уже упоминалось.
Таможенно-брокерская деятельность осуществляется на основе лицензии, выдаваемой уполномоченным таможенным органом*(851) Для получения лицензии таможенный брокер должен иметь в своем штате специалистов по таможенному оформлению.
Специалистом по таможенному оформлению является физическое лицо, достигшее совершеннолетнего возраста и имеющее соответствующий аттестат*(852). Данное лицо имеет право совершать от имени таможенного брокера определенные действия по таможенному оформлению (заполнение и подача таможенной декларации и др.).
Взаимоотношения таможенного брокера с представляемым лицом строятся на основе договора, который должен быть нотариально удостоверен (ч.3 ст.157 Таможенного кодекса РФ).
Нотариальное удостоверение не требуется в случаях, если:
предметом договора является разовое совершение таможенным брокером операций по таможенному оформлению одной партии товаров, стоимость которой не превышает предела, установленного ГТК РФ;
предметом договора является совершение действий при осуществлении предварительных операций, а также в иных случаях, установленных ГТК РФ.
Таможенным перевозчиком является коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством РФ и имеющая лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика.
Для получения лицензии коммерческая организация обязана иметь в собственности, хозяйственном ведении либо аренде на срок не менее трех лет определенное количество надлежаще оборудованных транспортных средств, обеспечивающих бы прибытие в течение 24 часов хотя бы одного транспортного средства в место таможенного оформления в регионе деятельности таможенного органа РФ, в котором таможенный перевозчик зарегистрирован; заключить договор страхования своей деятельности на страховую сумму не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Предпринимательская деятельность таможенного перевозчика регулируется приказом ГТК РФ от 18 января 1994 г. N 20 (в ред. от 18 октября 2001 г. N 997) "Об утверждении Положения о таможенном перевозчике". Взаимоотношения таможенного перевозчика с отправителем товаров (и документов на них) строятся на договорной основе (ч.3 ст.164 Таможенного кодекса РФ).
Владельцем магазина беспошлинной торговли (Duty Free) является коммерческая организация (или индивидуальный предприниматель, осуществляющий розничную торговлю товарами в таможенном режиме магазина беспошлинной торговли без взимания таможенных платежей).
Деятельность владельца такого магазина осуществляется на основе лицензии ГТК РФ в соответствии с нормами гл.8 Таможенного кодекса РФ и приказом ГТК РФ от 23 июля 1999 г. N 468 (в ред. от 10 октября 2002 г. N 771) "Об утверждении Положения о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли".
Особое внимание следует обратить на то, что реализация товаров в магазине беспошлинной торговли производится в торговых залах физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ при предъявлении ими проездных документов. Таким образом, субъекты внешнеэкономической деятельности не являются покупателями товаров в данном магазине. В то же время субъект предпринимательства, являющийся владельцем магазина, может выступать в качестве лица, перемещающего товары через таможенную территорию РФ при ввозе этих товаров. В этом случае он становится субъектом внешнеэкономической деятельности, который помещает данные товары под данный таможенный режим.
Магазины беспошлинной торговли учреждаются на таможенной территории Российской Федерации в специальных местах: в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами РФ, без взимания таможенных пошлин и налогов. В этих магазинах могут реализовываться любые товары, за исключением запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, реализации на ее территории и вывозу из нее. Перечень таких товаров определяется ГТК РФ. Товары реализуются физическим лицам по ценам, не включающим таможенные платежи и налоги.
Таким образом, таможенное регулирование призвано стимулировать предпринимательскую деятельность как субъектов внешнеэкономической деятельности, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, так и субъектов предпринимательства, оказывающих таможенные услуги.
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности
- Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской
- Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность
- Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Раздел V. Защита прав предпринимателей
- Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- Предисловие
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
- _ 2. Предпринимательское право и его место в российской правовой системе
- _ 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности - сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Конституционные основы предпринимательства
- _ 2. Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности
- _ 3. Особенности применения источников предпринимательского права
- _ 4. Применение норм иностранного права
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Общая характеристика предмета и метода предпринимательского права за рубежом
- _ 2. Основные источники предпринимательского права развитых стран с рыночной экономикой
- _ 3. Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности за рубежом
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности
- Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
- _ 2. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- _ 3. Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
- _ 4. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью
- _ 5. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Имущество как основа предпринимательской деятельности
- _ 2. Собственность, иные вещные права и предпринимательство
- _ 3. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности
- _ 4. Правовой режим отдельных видов имущества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Организационно-правовые основы
- _ 1. Индивидуальный предприниматель Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 2. Корпоративные формы предпринимательской деятельности Основные понятия
- Основные нормативные акты
- 2.1. Хозяйственные товарищество и общество: общие признаки и отличительные черты
- 2.2. Товарищества: полное и на вере
- 2.3. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 2.4. Акционерные общества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 3. Производственные кооперативы Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 5. Предпринимательская деятельность структурных подразделений коммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 6. Субъекты малого предпринимательства Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 7. Объединения в сфере предпринимательства Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 8. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития
- _ 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- _ 3. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
- 3.1. Правовой статус должника
- 3.2. Правовой статус кредитора
- 3.3. Собрание кредиторов
- 3.4. Правовой статус арбитражного управляющего
- 3.5. Арбитражный суд в делах о несостоятельности
- 3.6. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в процессе несостоятельности (банкротства)
- _ 4. Процедуры несостоятельности (банкротства)
- 4.1. Восстановительные процедуры
- 4.2. Наблюдение
- 4.3. Финансовое оздоровление
- 4.4. Внешнее управление
- 4.5. Конкурсное производство
- 4.6. Мировое соглашение
- 4.7. Упрощенные процедуры банкротства
- _ 5. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие, содержание и виды менеджмента
- _ 2. Функции и принципы менеджмента
- _ 3. Правовое обеспечение менеджмента. Бизнес-план и его юридическое значение
- _ 4. Правовой статус менеджера
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Государственное регулирование
- Основные нормативные акты
- _ 1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
- _ 2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- _ 3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии предпринимательской деятельности в Российской Федерации
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 3. Субъекты отношений по приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 4. Объекты приватизации и их классификация
- _ 5. Порядок и способы проведения приватизации
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства на конкуренцию
- _ 2. Понятие и виды монополий. Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке
- _ 3. Запрещение монополистической деятельности предпринимателей и неправомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
- _ 4. Правовая защита от недобросовестной конкуренции
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность
- Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Предприниматель и товарный рынок
- _ 2. Маркетинг в деятельности предпринимателя-товаропроизводителя и его правовое обеспечение
- _ 3. Правовое регулирование рекламы в системе маркетинга. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности
- _ 4. Биржевой товарный рынок
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Рынок ценных бумаг: место в общей структуре рыночной экономики, определение и виды
- _ 2. Законодательство о рынке ценных бумаг и его развитие
- _ 3. Эмитенты на рынке ценных бумаг
- _ 4. Эмиссия ценных бумаг
- _ 5. Правовое регулирование деятельности инвестора на рынке ценных бумаг
- _ 6. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и правовое регулирование их деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие валютного рынка
- _ 2. Валютный рынок и предпринимательская деятельность
- _ 3. Организация и проведение операций на валютном рынке
- _ 4. Государственное регулирование на валютном рынке
- _ 5. Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие рынка банковских услуг
- _ 2. Организация денежных расчетов
- _ 3. Банковские услуги по привлечению средств
- _ 4. Банковские услуги по размещению средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие рынка страховых услуг
- _ 2. Значение страхования для предпринимательской деятельности
- _ 3. Страхование как вид предпринимательской деятельности
- _ 4. Классификация страховых услуг. Отдельные виды страхования
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Аудит: понятие, сущность, виды
- 1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности и их сущность
- 1.2. Виды аудита
- _ 2. Субъекты рынка аудиторских услуг
- _ 3. Организация и регулирование аудиторской деятельности в России
- 3.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
- 3.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
- 3.3. Аудиторские объединения
- 3.4. Аттестация на право осуществления и лицензирование аудиторской деятельности
- _ 4. Порядок проведения аудита и правовая форма организации отношений по аудиту
- 4.1. Планирование аудита
- 4.2. Проведение аудита
- 4.3. Завершение аудита
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- _ 2. Субъекты инвестиционных отношений
- _ 3. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений
- _ 4. Лизинговые инвестиции
- _ 5. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме соглашения о разделе продукции
- _ 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие, особенности и структура внешнеэкономической деятельности
- _ 2. Внешнеэкономические сделки
- _ 3. Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Общая характеристика рынка труда
- _ 2. Субъекты рынка труда
- _ 3. Функционирование рынка труда
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие и особенности договоров в сфере предпринимательской деятельности
- _ 2. Заключение, изменение и расторжение договоров в сфере предпринимательской деятельности
- _ 3. Виды договоров в сфере предпринимательской деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Защита прав предпринимателей
- Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Формы и способы защиты прав предпринимателей
- _ 2. Судебные формы защиты прав предпринимателей
- 2.1. Конституционный Суд рф и защита прав предпринимателей
- 2.2. Защита прав предпринимателей арбитражным судом
- 2.3. Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции
- 2.4. Некоторые особенности рассмотрения споров, вытекающих из предпринимательской деятельности
- _ 3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- 3.1. Нотариальная защита
- 3.2. Защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах
- 3.3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- _ 2. Юридическая служба коммерческих организаций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература