logo search
учебник

_ 3. Функционирование рынка труда

Рынок труда позволяет осуществлять постоянное перераспределение рабочей силы между отраслями и сферами производства и обеспечение работой незанятого населения. С помощью рынка труда регулируется спрос и предложение рабочей силы в целях ее использования для осуществления предпринимательской деятельности. В связи с этим рынок труда оказывает существенное влияние на условия существования как предпринимателей во взаимоотношении с работниками, так и самих представителей наемного труда.

Чтобы достигнуть цели своей деятельности, предпринимателю обычно необходимы наемные работники, выполняющие те или иные поставленные перед ними задачи. В таких случаях он обращается на рынок труда для найма рабочей силы. Состояние предложения рабочей силы (в частности, уровень заработной платы) может оказать существенное влияние на результаты предпринимательской деятельности и формирование чистой прибыли.

Условием функционирования рынка труда является деятельность по созданию новых рабочих мест, благоприятной демографической обстановки, обеспечению рабочей силы и предпринимателей необходимой информацией о наличии свободных рабочих мест и предложении рабочей силы, а также содействие найму персонала, отслеживанию конъюнктуры специальностей для удовлетворения потребностей отдельных отраслей и экономики в целом, урегулированию споров между работниками и нанимателями. В этой работе принимают участие практически все органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, а также иные государственные и частные организации, включая средства массовой информации, которые публикуют объявления о приеме на работу или поиске работы.

Специализированными органами, обеспечивающими функционирование рынка труда, являются:

Федеральная служба занятости Российской Федерации;

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда и социального развития РФ;

органы социального партнерства (комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, координационные комитеты содействия занятости населения, примирительные органы по урегулированию коллективных трудовых споров);

коммерческие организации, деятельность которых связана с содействием трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения (биржи труда, службы занятости, службы трудоустройства, службы содействия найму, частные посреднические агентства);

кадровые службы предпринимателей.

Правовой режим функционирования рынка труда обеспечивается с помощью сочетания разнообразных форм правового регулирования рынка, которое осуществляется следующими способами:

1) государственное регулирование путем установления органами государства правовых и социально-экономических гарантий и норм в сфере наемного труда;

2) договорное регулирование самими субъектами рынка труда в рамках системы социального партнерства путем заключения коллективных договоров и соглашений по социально-экономическим вопросам;

3) установление условий труда на индивидуальном уровне путем заключения индивидуальных трудовых договоров между работодателями и работниками.

Несмотря на стройную систему правового регулирования трудовых отношений, предприниматели широко используют возможность найма рабочей силы не по трудовым, а по гражданско-правовым договорам (подряда, оказания платных услуг). К сожалению, нынешнее состояние законодательства позволяет предпринимателям делать это, поскольку отсутствуют четкие критерии разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений. Например, трудовое законодательство позволяет осуществлять наем рабочей силы для совершения определенной работы (ст.59 ТК РФ), тогда как такой же признак определяет содержание договоров подряда и оказания платных услуг. Данная проблема имеет важное значение, так как применение норм гражданского права к отношениям между работодателями и наемными работниками лишает наемных работников применения средств социальной защиты, предоставляемых нормами трудового права. Часто работодатели условие о применении норм гражданского права, касающихся договоров подряда или оказания платных услуг, ставят в качестве обязательного при приеме на работу. Работники практически не защищены от такого рода дискриминации.

Законодательная и судебная власти должны определить обязательные признаки, квалифицирующие заключенный между работником и работодателем договор в качестве именно трудового договора. Главными из таких признаков трудовых отношений или найма рабочей силы являются выполнение работником трудовой функции и его постоянное нахождение под контролем работодателя. Это означает, что работник не только выполняет работу по специальности или должности, но также способствует достижению целей работодателя в рамках его обычной хозяйственной деятельности. Наемный труд должен быть посвящен реализации исключительно интересов работодателя, тогда как гражданско-правовой договор по оказанию услуг предполагает независимость и равенство в отношениях между заказчиком и исполнителем услуги. Вывод о независимом характере предоставления услуги можно сделать, исходя из определения рабочего места исполнителя (находится ли оно под контролем заказчика/работодателя), а также из того, подчиняется ли он общему трудовому распорядку, выполняет ли работы для других предпринимателей (не являющиеся функциями работы по совместительству на одном предприятии или в рамках одной группы компаний).

Совершенствование функционирования рынка труда должно быть предметом заботы и внимания со стороны государства. Участие государства на рынке труда обусловлено осуществлением социальной политики, которая также является неотъемлемым элементом государственного регулирования рынка труда. Социальная политика связана с обеспечением определенного уровня материального обеспечения человека. Предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли, неизбежно приводит к возникновению социального неравенства в обществе. Материальное неравенство в получении доходов и доступе к материальным ресурсам, порождаемое рыночными отношениями, должно сглаживаться усилиями государства. Эти усилия должны быть направлены не столько на регулирование распределительных отношений в сфере материальных благ, сколько на создание новых рабочих мест, более динамичную переквалификацию рабочей силы, стимулирование малого и среднего бизнеса, поощрение более тесного взаимодействия, взаимопонимания между представителями труда и капитала относительно изменения условий труда (как в лучшую, так и в худшую сторону) в тесной связи с конкретными макро - и микроэкономическими условиями деятельности конкретного предприятия.

Россия провозглашена социальным государством, главной задачей политики которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и общества, что полностью соответствует положениям международных актов и соответственно международным договорам РФ, касающимся защиты прав человека (см. ст.7 Конституции РФ). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, независимо от прибыльности предпринимательской деятельности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Идея социального государства состоит в осуществлении государством деятельности по проведению гибкой социальной политики в сфере налогов, по планированию развития производства для обеспечения его непрерывного роста, по защите достоинства личности прежде всего обеспечением прожиточного минимума. Задача социального государства заключается в перераспределении доходов между различными слоями общества для их выравнивания между собой, хотя речь не может идти об их полном равенстве*(860). Социальное государство не должно допускать массового обнищания своих граждан, а наоборот, обязано искать пути для подъема уровня их материального благосостояния.