logo search
4_OTVET_2012_-_Ageeva_33

Правовые аспекты регулирования пр-деятельности

Виды деятельности, относящиеся к связям с общественностью, политическому ПР и ПР в деловом обороте, во многом относятся к консультационным услугам. Сюда относятся и политический консалтинг, избирательные технологии, политический маркетинг, антикризисный ПР, лоббирование, коммуникационная деятельность, спонсоринг, рекламно-пропагандистские технологии, Media-Relations, Government Relations, Investor Relations, имиджиология, информациология и т.д. Не случайно именно поэтому ПР-компании составляют лишь немногим более 10% от общего числа консалтинговых компаний России. Но в месте с тем востребованность услуг специалистов по связям с общественностью определяет рост числа ПР-агентств. И все они сталкиваются в своей практике с одними и теми же проблемами юридического и практического характера, о которых и пойдет речь в данном сообщении на этой конференции. Очень большая проблема для российских компаний – “доморощенность” собственных ПР-кадров. Подготовкой специалистов в этой области почти никто не занимается. МГИМО и факультет журналистики МГУ готовят специалистов в области ПР, но их готовят, в первую очередь, как журналистов, а не как сотрудников ПР-служб компаний или специализированных ПР-агентств. Их готовят «вообще», а не для делового оборота, тем более для компьютерного или банковского дела. В результате приходят молодые люди с огромным желанием сделать фирму известной, сделать так, чтобы ее любили. А как этого добиться – не знают. Однако, несмотря на молодость и ошибки российского рынка ПР-услуг, за последние два-три года виден достаточно серьезный прогресс в этой области. Сегодня уже наблюдается такое важное явление, весьма заметное на рынке, как перераспределение маркетинго­вых бюджетов в сторону ПР. С этим согла­шаются сейчас многие фирмы, причем, чем более высокотехнологичной оказывается их продукция, тем выше роль ПР. Это, а также появление все большего числа специалистов по ПР, увеличение количества правильно и толково проведенных пресс-конференций и др. мероприятий, позволяет сделать вывод, что ПР-рынок в России появился и активно набирает обороты. Одним из самых важных шагов в развитии ПР-деятельности на территории Российской Федерации является появление двух основополагающих нормативных документов. Одним документом является государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности №350400 « Связи с общественностью». Он утвержден заместителем министра образования РФ от 14 марта 2000г. В этом образовательном стандарте (ГОС ВПО) раскрывается понятие связей с общественностью через термин «профессиональная деятельность выпускника». Согласно требованиям данного стандарта эта деятельность заключается в изучении и выработке соответствующих рекомендаций по следующим аспектам: · процессы и явления внутриполитической и международной жизни; · межнациональные, межэтнические и международные отношения; · социально-экономические проблемы города, субъекта федерации, страны, а также всего современного мира; · общепланетарный, общенациональный, региональный и местный информационные потоки; · научное и культурное сотрудничество; · информационное обеспечение внешней и внутренней политики государства; · формирование общественного мнения внутри страны и за ее пределами; · создание единого международного экономического, экологического, культурного и информационного пространства; · процессы глобализации; · процессы, связанные с разоружением, строительством безопасного мира. Также в указанном выше стандарте раскрывается понятие «правовое обеспечение связей с общественностью». Оно включает в себя: · законы и нормативно-правовые акты, регулирующие общественную деятельность; · законы и нормативно-правовые акты, регулирующие коммерческую деятельность; · законы и нормативно-правовые акты о средствах массовой информации; · законы и нормативно-правовые акты о рекламе; · законы и нормативно-правовые акты, регулирующие процесс защиты авторских прав; · законы и нормативно-правовые акты, защищающие права потребителей. Но, к сожалению, для ПР–деятельности в Российской Федерации до сих пор не существует полного пакета нормативно-правовых актов, регулирующих этот достаточно доходный и финансово емкий сегмент рынка деловых услуг. Юридического определения связей с общественностью также не существует. Нет, к примеру, федерального закона «О связях с общественностью», как существует федеральный закон «О рекламе». Второй нормативный документ, о котором было написано выше, появился 28 июля 2003 года, когда было принято постановление Минтруда России №59 «О внесении дополнений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих». Профессия «Связи с общественностью» получила наконец-то государственный статус (именно 28 июля теперь празднуют «День ПР-специалиста»). Этим постановлением за ПР-услугой закрепляется статус необходимого инструмента свободного рынка. Такого же, как реклама, маркетинг, информационные услуги. Для потребителей ПР-услуг квалификационные характеристики раскрывают полный масштаб применения ПР-услуги, дают более четкое понимание их структуры и содержания. Но главное – определяюет степень ценности профессионально выстроенной системы коммуникационной деятельности ПР-компаний, ориентированных на конечного потребителя. Сам факт государственного признания ПР-профессии позволяет: · по-новому оценивать собственный продукт нелегкого интеллектуального труда; · корректно соотносить его с продуктом конкурентов при наращивании потенциала своих конкурентных преимуществ. По большому счету видно, что за рамками государственного стандарта №350400 осталась проблема, которую можно обозначить так: специалист должен опираться на законы и нормативные акты, регулирующие государственную деятельность. А поскольку основой функционирования всего механизма ПР является информация, то информационная составляющая ПР-деятельности регулируется так: согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 году, право на информацию (ст. 19) относится к числу фундаментальных прав, таких как: · право свободно искать; · получать; · распространять информацию. Ограничение же этого права, говорится в ст.13.2, может устанавливаться законом только в целях личной, семейной, профессиональной, коммерческой, государственной тайны, а также в целях сохранения нравственных устоев. Статья 29 конституции Российской Федерации закрепляет на высшем государственном уровне «общедозволительный» порядок регулирования информационной сферы. Чем это важно для ПР-деятельности? · «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (29.1); · «не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую или религиозную вражду и ненависть» (29.2); · «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (29.4); · «гарантируется свобода массовой информации» (29.5). Так же важной основой правового регулирования информационной ПР-составляющей является Федеральный закон от 20.02. 1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В нем информация определяется как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их проявления» (ст. 2). В Федеральном законе от 04.07.1996 №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» информационная сфера определяется как «сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации» (ст. 2). Остается предположить, что благодаря признанию и появлению официальной профессии «Специалиста по связям с общественностью» и появлению официальных требований к специалистам в этой области, следующим шагом в институционализации связей с общественностью должно стать учреждение научной специальности. В настоящее время защита диссертационных работ ведется по смежным специальностям – поскольку отсутствует научная специальность по ПР. Что же это даст? · Научная специальность в сфере ПР является главным условием для формирования имиджа перспективной отрасли; · научная специальность в сфере ПР послужит стабилизирующим фактом в работе с молодыми (и не очень), но проверенными в деле и надежными кадрами; · это будет служить важной составляющей престижа профессии, особенно для молодых специалистов; · позволит весьма существенно повысить требования, предъявляемые к уровню преподавания в вузах; · но главное, это создаст прочную материально-техническую и финансово-экономическую базу для развития научно-методологической основы ПР как базового инструмента развития информационного общества. Следствием этого, остается надеяться, логичным станет появление Федерального закона «О связях с общественностью», который наконец-то официально отрегулирует взаимоотношения в этой области и подведет под нее прочную правовую базу.

Понятие массово-информационного права

Отрасль массово-информационного права стала возникать с появлением законов и иных нормативных актов, посвященных соответствующим отношениям. Эти акты обладают определённой спецификой, не позволяющей с полной уверенностью включить их в состав уже существующих отраслей права. Иерархически среди них выделяется главный закон, в соответствии с которым должны издаваться остальные акты, регулирующие данную сферу деятельности. Это – Закон РФ «О средствах массовой информации».

Здесь необходимо провести грань между массово-информационным правом и информационным правом. Последнее также оформилось в отрасль права. Однако информационное право регулирует вопросы создания и использования информационных ресурсов и технологий, прав субъектов, вступающих в информационные отношения в самом широком смысле этого слова. Основным в соответствующей здесь системе законодательства является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».

Обособление массовой информации как информации особого рода проводится и в Конституции РФ. В ней говорится как о праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, так и о свободе массовой информации. Таким образом, свобода информации и свобода массовой информации обособлены.

Законодательство о массовой информации и о СМИ насчитывает примерно двадцать федеральных законов, десятки законов субъектов федерации, многочисленные указы Президента РФ, постановления Правительства и других органов государственной власти. Особая роль правонарушений с применением СМИ определяется в Гражданском и других кодексах. В них сформулирован ряд новых для права понятий, таких, как свобода массовой информации, массовая информация, средство массовой информации, редакция средства массовой информации, главный редактор, журналист, издатель, распространитель продукции средства массовой информации, регистрация СМИ и т.д. Здесь определены такие принципы, как недопустимость цензуры, возможность ограничения свободы массовой информации только законодательством о СМИ, недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Происходит дифференциация правового регулирования отношений в зависимости от их специфики и особенностей участвующих в них субъектов права. Особое правовое регулирование получает деятельность печатных СМИ, приближается принятие закона, регулирующего деятельность исключительно аудиовизуальных СМИ. [ Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики]

Конституционное регулирование информационных отношений в Российской Федерации. Основной состав информационно-правовых норм Конституции РФ, закрепляющих основные информационные права и свободы, приведен в гл. 3, параграфе 3.2, настоящего учебника (это ч. 3 ст. 15, ст. 23, 24, 29, 33, ч. 3 ст. 41, 42, 43, 44, ст. 45, ст. 55, ч. 3 ст. 56).

Кроме того, Конституция РФ устанавливает порядок подготовки и принятия федеральных и федеральных конституционных законов, условия их применения и действия, по существу устанавливает регламент «производства и распространения таких актов (ч. 3 ст. 90, ст. 102, 103, 104, 105, 106, ч. 2 ст. 108, ст. 114, 115). [ Информационное право. Копылов В.А]

Федеральные законы «О связи», «Об интеллектуальной собственности», «Об авторском праве и смежных правах», «О рекламе», «О государственной тайне», «О коммерческой тайне», «О персональных данных», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

С 1 января 2004 года в России вступил в силу новый Федеральный закон "О связи". Он определяет полномочия органов государственной власти в области связи, права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности, формирует более четкие правила игры для операторов связи и потребителей их услуг.

Право интеллектуальной собственности включает в себя авторское право, патентное право и право на товарный знак. Авторское право – это право, возникающее вследствие создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Для журналистов значение авторского права имеет два аспекта. С одной стороны, журналист постоянно выступает в качестве автора своих произведений и в силу этого получает определённые права. Наряду с ним ряд прав может получить и редакция СМИ, где он работает. С другой – журналист, как правило, не имеет права использовать чужое произведение без разрешения его автора и без выплаты авторского гонорара.

Среди законов, охраняющих интеллектуальную собственность, важное место занимает Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве, ЗоАП), принятый в 1993 году. Тот факт, что он принят относительно недавно, не означает, что ранее в нашей стране не было защиты авторов и системы авторского права. Авторское право всегда являлось частью Гражданского кодекса, ряд статей которого фиксировал основные положения вопросов защиты результатов интеллектуального труда.

Главный принцип закона заключается в том, что если создано новое произведение, то оно должно защищаться авторским правом. Главный признак произведения, которое защищается авторским правом, – это его оригинальность. Авторское право возникает с момента создания произведения, т.е. с момента обретения им материальной формы.

Под смежными правами понимаются права, которые имеют фактически такой же объём, что и авторские, только принадлежат не авторам, а исполнителям авторских произведений (актерам, режиссерам, исполнителям песен и других музыкальных произведений, дирижёрам, артистам цирка и т.п.), вещательным компаниям и компаниям кабельного телевидения и проводного радио в отношении своих передач, производителям фонограмм (звукозаписывающим компаниям) в отношении своих фонограмм.

Федеральный закон «О рекламе» был принят Государственной Думой 14 июня 1995 года и вступил в силу в июле того же года. Закон возложил функции контроля за соблюдением ограничений на рекламу на государство как гарант прав граждан, а именно на «федеральный антимонопольный орган» в составе правительства страны и его территориальные подразделения. В то же время незначительные права по контролю за рекламой были предоставлены органам саморегулирования. Одной из целей данного закона является недопущение недобросовестной конкуренции с использованием рекламных трюков.

Другой целью стала защита потребителей от ненадлежащей рекламы, под которой понимаются четыре её разновидности: недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, заведомо ложная реклама, а также иная, в которой допущены нарушения требования законодательства к содержанию, времени, месту и способу распространения. Для определения каждого из этих видов существует отдельная статья в законе. Все перечисленные виды рекламы недопустимы, т.е. незаконны.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 1997 г.) регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатывают в пределах своей компетенции развёрнутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Руководствуясь данными перечнями, исполнители определяют степени секретности сведений, устанавливают грифы секретности разрабатываемых ими документов (носителей) и выполняют ограничительные мероприятия.

Законом «О государственной тайне» запрещается относить к государственной тайне и засекречивать сведения:

МАРКЕТИНГОВОЕ ПРАВО

Рассматривая маркетинговый комплекс через призму правового регулирования, следует опираться на законодательство, регламентирующее его составляющие (товар, каналы распределения, цены, маркетинговые коммуникации). Для характеристики комплекса маркетинга, в частности, необходимо знание вопросов правового регулирования средств индивидуализации и средств безопасности товара, методов государственного управления качеством товаров; знание правового аспекта организации и оформления доставки товара, поскольку каждый канал товарораспределения оформляется самостоятельным хозяйственно-правовым договором (например, договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поручения, договор комиссии, агентский договор, договор лизинга и т.д.); знание правового регулирования торговли, ценообразования, рекламы, Public relations, правовых средств защиты деловой репутации участников маркетинговой деятельности.

Таким образом, многие вопросы маркетинга связаны с необходимостью соотнесения их с правовыми нормами. Знание до тонкостей правового регулирования этой сферы общественных отношений приведет к повышению эффективности использования хозяйствующими субъектами маркетинговых исследований и мероприятий. Отсутствие правильной правовой оценки большинства ситуаций, возникающих в маркетинговой деятельности, может стать причиной лишних затрат и серьезных ошибок в деятельности хозяйствующего субъекта.

Источники маркетингового законодательства

На маркетинговую деятельность распространяются как общие положения права, так и специальные нормы. Источники правового регулирования маркетинга весьма многочисленны, сложны и противоречивы. Основными из них являются нормативные акты, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

Главным источником в данной сфере является Гражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона, иногда именуемый "экономической конституцией". ГК РФ содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса, договоры, применяемые в сфере маркетинга, а также различные направления маркетинговой деятельности в зависимости от области рынка, вида товара, типов потребителей, сферы предпринимательства (страховой, строительный, транспортный, банковский маркетинг и т.д.).

Помимо ГК РФ важнейшим звеном в системе источников правового регулирования маркетинга являются другие федеральные законы, которые можно типологизировать в зависимости от области маркетинга: