Запрещенные материалы в Интернете
За распространение запрещённых материалов в Интернете несут ответственность авторы и распространители материала. В марте 2008 года Алексей Жафяров, представитель Генпрокуратуры, предложил возложить ответственность также и на провайдеров и хостинг-компании.[4] В апреле Вячеслав Сизов, другой представитель Генпрокуратуры, описал план более конкретно. Согласно Сизову, в список запрещённых материалов следует включать и конкретные сайты; все российские провайдеры должны будут заблокировать доступ к запрещённому сайту в течение месяца после публикации списка[5]. В поддержку идеи выступают некоторые законодатели, например, Сергей Миронов.[6]
10 мая 2011 г. Верховный суд РФ в своем определении № 58-Впр11-2 по иску прокурора г. Хабаровска к ЗАО «Транстелеком-ДВ» (интернет-провайдеру) об ограничении доступа к странице сайта, на которой были размещены признанные экстремистскими материалы об НБП указал, что, несмотря на отсутствие законов, предусматривающих конкретный порядок и условия ограничения доступа к интернет-сайтам, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сайтам, содержащим экстремистский материал и техническая возможность это сделать у провайдера имелась. Верховный суд отменил решения нижестоящих судебных инстанций, отказавших прокурору в удовлетворении иска, и направил дело на новое рассмотрение.
Роскомнадзор продемонстрировал Программно-аппаратный комплекс контроля (ПАК), который с серединный декабря начнет следить в интернете за соблюдением статьи 4 закона о СМИ РФ о недопустимости злоупотребления свободы массовой информации. Контрольно-надзорные полномочия ведомства распространяются исключительно на зарегистрированные СМИ. Как ранее уже сообщалось, в системе заложен словарь на 5 миллионов «запрещенных» слов и словосочетаний. Также будет отслеживаться порнография и видео. Подозрительные интернет-страницы будут направляться на рассмотрение операторам Роскомнадзора, которые и будут принимать по ним решения. Пока программа работает в тестовом режиме, поэтому ее словарный запас около тысячи слов. И это приводит к тому, что машина пока не может расценить, как экстремистскую, такую, например, фразу: «Все собираемся и идем мочить черных». Зато машина уже знает десятки оскорбительных синонимов, используемых националистами. Учит она и наркоманский сленг. Поэтому с упорством отправляет к экспертам каждую публикацию, включающую слово «крокодил» (название одного из синтетических наркотиков). Также остается непонятным, какие графические элементы нужно внести в память машины, чтобы она стала различать порнографию. Начальник управления по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций Николай Новиков рассказал что будет происходить в случае, когда у оператора также возникло сомнение относительно обнаруженного машиной текста. «Тогда он обращается за экспертизой к специалистам — психологам, лингвистам, психолингвистам, которые вынесут собственное решение, основанное на их научных знаниях. Машина всего лишь находит некие тексты, которые могут быть потенциально экстремистскими, пропагандирующими наркотики и порнографию», — объяснил Новиков. Если редакционный материал нарушает статью 4, Роскомнадзор вправе вынести предупреждение, которое редакция может оспорить в суде. После второго предупреждения Роскомнадзор в течение 12 месяцев может обратиться в суд о закрытии СМИ. Что же касается противоправных комментариев, которые выявит ПАК, то Роскомнадзор должен направить обращение в редакцию интернет-СМИ с просьбой удалить или отредактировать данный комментарий. И только в случае, если это не будет сделано, ведомство вправе вынести предупреждение. В Роскомнадзоре особо подчеркнули, что ни о какой цензуре в интернете речь не идет. Заместитель руководителя Роскомнадзора Константин Протопопов отметил, что ПАК — это всего лишь инструмент, который поможет ведомству в его работе. «Честно говоря, нам обидно, когда говорят, что Роскомнадзор собирается ввести цензуру для зарегистрированных интернет-СМИ, что не соответствует истине. У нас крайне мало людей, которые занимаются мониторингом сетевых СМИ. Речь идет о том, чтобы сделать эту работу более оперативной. Именно поэтому мы и обратились за помощью к разработчикам компьютерных программ. Посмотрим на этот опыт и будем решать, как действовать дальше», — сказал он. Сейчас в Роскомнадзоре мониторингом сетевых СМИ занимаются около 12 человек, которые физически не в состоянии отслеживать все публикации. Все обвинения в цензуре легко снимаются и потому, что у электронного контролера есть один существенный недостаток. Администратор любого сайта может попросту запретить ему входить на свой сайт, закрыть доступ. Хотя, такие сайты специалисты будут проверять тщательнее
В качестве диффамации принято выделять как распространение заведомо ложных сведений, порочащих репутацию (умышленная недостоверная диффамация, или клевета), так и неумышленное распространение таких сведений (неумышленная недостоверная диффамация).
Теперь рассмотрим явление диффамации как угрозу информационной безопасности личности через призму Интернет-коммуникаций. Легкость, с которой в Интернете можно опубликовать какое-то сообщение на весь мир, послать послание друзьям, врагам или третьим лицам, вводит в соблазн множество людей. Но использование открывающихся новых возможностей далеко не всегда регулируется принятыми в обществе нормами вежливости и корректности.
На сегодняшний день данные явления в сети Интернет привлекают к себе все больше и больше внимания. Блоги, социальные сети, форумы, комментарии - все это удобная площадка для выражения собственного мнения. Однако, некая свобода и неявная вседозволенность в сети довольно часто порождает и диффамацию.
Представим такую ситуацию: некий пользователь оставил негативный отзыв о качестве услуг на странице сайта, где размещена информация о какой-либо компании.
По Постановлению, надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения[6]. Это значит, что по закону ответственность могут понести как автор данного сообщения, так и администратор Интернет-ресурса (а именно владелец домена).
Несмотря на то, что, если форма отправки сообщения может не предусматривать наличие никакой контактной информации о лице, являющимся автором данного сообщения, это лицо все же можно в некоторых случаях идентифицировать по IP-адресу. Для этого делается запрос провайдеру Интернет-услуг о предоставлении информации об абоненте. Но в ряде случаев при использовании автором диффамационного материала прокси-серверов, подменяющих IP-адрес, лицо установить все же не удается.
В Постановлении по этому поводу указывается: «Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации лица, в отношении которого распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, не исключается также в случае, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при направлении анонимных писем в адрес граждан и организаций либо распространении сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать)». В соответствии с п.6 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации суд в указанном случае, вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства» [7].
Однако в этом случае вполне резонно в качестве лица, распространившим диффамационные материалы, считать администратора сайта. С одной стороны, это логично: ведь администратор сайта распространил данную информацию с помощью специализированного программного обеспечения, которое позволило опубликовать отзыв автора, и теперь владелец Интернет-ресурса в случае доказательства его вины, должен понести ответственность. Но в то же время, каким образом владельцу популярного сайта, на котором публикуется несколько тысяч сообщений в сутки, отследить все опубликованные сообщения? Использовать предварительную модерацию? Для большинства проектов в сети это могло бы стать гибельным явлением, поскольку будет отнимать слишком много времени. Тем не менее, законодатель предоставляет администратору возможность разрешить данную проблему. В статье 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»[8] предусматривается освобождение ответственности редакции средств массовой информации, если материалы содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом, что в среде Интернет-ресурсов можно трактовать, как публикация сообщений и комментариев на сайте без предварительной модерации. Таким образом, выходом для владельцев интернет-плошадок может быть регистрация сайта в качестве средства массовой информации.
В Интернет-среде многие сайты практикуют пользовательские соглашения, в которых упоминается, что администрация сайта не несет ответственности за публикуемые на ресурсе материалы. Данная мера является юридически неверной и не дает владельцу сайта какой-либо правовой защиты.
В качестве рекомендаций администраторам Интернет-ресурсов, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации, можно предложить обязательное указание контактных данных при регистрации пользователей с аутентификацией через мобильные сервисы (подтверждение регистрации с помощью СМС и мобильного телефона). Данная мера будет направлена на повышение ответственности зарегистрированных пользователей при публикации различного рода сообщений и позволит уменьшить диффамационную составляющую в публикуемой информации.
Таким образом, защита от диффамационного воздействия, в том числе, и в среде Интернет, требует юридически грамотного отношения как со стороны владельцев сайтов, так и со стороны обычных рядовых пользователей. Необходимо быть ответственным за свои слова и поступки, соблюдать правовые нормы и рамки юридической и моральной дозволенности. Только при таком подходе, когда правовым нормам будут следовать все участники отношений в данной сфере, возможно осуществление права на защиту чести, достоинства, репутации с соблюдением свободы слова и мнений.
(((((((((26)))))))))). Основы современного авторского права
Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации).
Общие сведения об авторских правах. Личные неимущественные права. Личные имущественные права. Действие исключительного права. Авторы и соавторы. Объекты авторских прав. Неимущественные авторские права. Исключительное право на произведение. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение. Право на использование произведения. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. Понятие о служебном произведении. Права, смежные с авторскими. Объекты смежных прав. Смежные права на совместное исполнение. Права исполнителя. Право на фонограмму. Право организаций эфирного и кабельного вещания. Право изготовителя базы данных. Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства.
Ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав. Контрафактные экземпляры. Преследование «пиратства» и плагиата.
Общие положения, касающиеся прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (РИД)
Возможно выделить 3 вида собственности:
собственность из движимых вещей (личные вещи, транспортные средства);
недвижимость (земля, строения);
интеллектуальная собственность (права на РИД).
Обоюдный интерес авторов (к признанию) и общества (к результатам творчества, интеллектуальной деятельности) привел к необходимости создания механизмов и процедур регулирования правоотношений в области интеллектуальной собственности между различными субъектами. Исключительный характер прав на РИД обуславливается рядом правил.
Исключительное право – это право обладателя разрешать или запрещать использование того или иного РИД.
Использование РИД без разрешения создателя или его законного правопреемника является нарушением права интеллектуальной собственности.
Исключение имени создателя РИД без его разрешения при использовании РИД является нарушением права интеллектуальной собственности.
Основные составляющие права на РИД и их содержание:
Исключительные имущественные права. Экономический и правовой аспекты заключаются в том, что эти права отделимы от автора, имеют пространственно-временные ограничения. Передача прав сопровождается соответствующим возмещением.
Личные неимущественные права. Экономический аспект отсутствует, а правовой заключается в неотделимости от автора и в бессрочности охраны (не имеют срока охраны).
Общие признаки объектов интеллектуальной собственности как результатов интеллектуальной деятельности следующие.
Творческий характер.
Нематериальный (невещный) характер.
Воплощение в материальной (объективной) форме.
Отделимость от автора (передаваемость объектов интеллектуальной собственности).
Поэтому отнесение к нематериальным активам (НМА) организации квалификации ее персонала, как это иногда встречается в литературе, ошибочно как с формальной точки зрения (не предусмотрено правилами бухгалтерского учета), так и по содержанию. Знания, умения и навыки людей относятся к одной из составляющих понятия интеллектуального капитала, применяемого в инновационном и стратегическом менеджменте. В то же время следует отметить существенное возрастание в последние десятилетия роли НМА в капитализации современных фирм и компаний. Доля НМА в них может достигать очень высоких значений (до 90%). НМА могут быть вкладом в уставный капитал, субъектом гражданско-правовых сделок, на них могут обращаться имущественные иски, они могут амортизироваться, включаясь в состав затрат (ускоренная амортизация для законного снижения налога на прибыль). Грамотное управление НМА способно существенно повысить прибыль и рыночную ценность организации.
1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.
2. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
По своему экономическому содержанию авторские права делятся на личные неимущественные и имущественные. Последние могут принадлежать в силу закона, договора или наследования любым субъектам авторского права. Личными же неимущественными правами могут обладать только авторы произведений. Данные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
- 4. «Теория и практика массовой информации»
- Правовые аспекты регулирования пр-деятельности
- 1) Отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями регулируются нормами Закона рф "о защите прав потребителей" (в ред. От 9 января 1996 г.) и др.;
- Виды внутренней структуры
- I. Базисные:
- 3) Исследовательско-новостные тексты
- 4) Исследовательские тексты
- 5) Исследовательско-образные тексты
- Системные характеристики сми
- Административная ответственность:
- 1. По способу трансляции:
- 2. По типу деятельности:
- Государство и сми
- Фз «о противодействии терроризму»
- Гражданский кодекс рф (Часть 4), Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- Правовое регулирование маркетинговых коммуникаций
- Раздел I. Общие положения
- Какие права предоставляет авторское право?
- Что такое смежные права?
- Почему необходима охрана авторских прав?
- Как авторское право использует последние технические достижения?
- Субъекты смежных прав
- Международная охрана смежных прав
- Защита смежных прав
- Срок действия смежных прав
- Срок действия исключительного права на объекты смежных прав
- Знак правовой охраны смежных прав
- Запрещенные материалы в Интернете
- 1. Неимущественные авторские права
- Имущественные права автора
- Права, смежные с авторскими
- Административная ответственность за нарушение авторских прав
- Уголовная ответственность за нарушение авторских прав
- (Гражданский кодекс) Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака
- Гражданско-правовой способ защиты
- Административно-правовой способ защиты
- Другие способы защиты
- Статья 28.( ) Наименование и эмблема избирательного объединения, избирательного блока
- Виды аккредитации Постоянная аккредитация - (парламентский корреспондент)
- Временная аккредитация - (специальный корреспондент)
- Временная аккредитация - (технический персонал)
- 1. «Простой» заголовок
- 2. «Усложненный» заголовок
- 3. «Заголовочный комплекс»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Классификация информационной продукции
- Глава 3. Требования к обороту информационной продукции
- Глава 4. Экспертиза информационной продукции
- Глава 5. Надзор и контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
- Глава 6. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
- Глава 7. Заключительные положения