logo
4_OTVET_2012_-_Ageeva_33

Административная ответственность:

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением Российской Федерации законодательства о рекламе, и предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юр. лицами законодательства РФ о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган, осуществляя в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, а также решения об проведении контррекламы.

В части ответственности за нарушения антимонопольного законодательства существуют определенные Правила Приказ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 2 февраля 2005 года №12 «Правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства». Рассмотрим порядок рассмотрения дел, о нарушениях антимонопольного законодательства исходя из вышеназванных Правил.

Согласно пункту 2.1 Правил при наличии признаков нарушения законодательства руководитель ФАС РФ издает приказ о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. В состав Комиссии входят председатель, специалисты ФАС (территориального органа) общим количеством не менее трех человек. Председатель Комиссии в течение пяти рабочих дней со дня издания приказа выносит определение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

При рассмотрении дела ведется протокол. Рассмотрение дела ведется председателем таким образом, чтобы обеспечить наиболее полный и всесторонний анализ и оценку обстоятельств дела, соблюдение прав и законных интересов лиц, участвующих в деле. При рассмотрении дела непосредственно исследуются письменные и вещественные доказательства, заслушиваются или оглашаются объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов. Итогом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является принятие решения, которое принимается Комиссией простым большинством голосов в отсутствие лиц, участвующих в деле. Члены Комиссии не имеют права воздерживаться от голосования, а председатель Комиссии голосует последним. В случае равенства количества голосов, отданных "за" и "против" решения, определяющим является голос председателя Комиссии. В соответствии с пунктом 2.27 Правил решение Комиссии должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Если в процессе рассмотрения дела были выявлены признаки преступления со стороны руководителей хозяйствующих субъектов, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей Комиссия принимает решение о направлении материалов дела в соответствующие правоохранительные органы (пункт 2.29 Правил).

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 14.3 КоАП Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №1995-ФЗ (в ред. ФЗ от26.04.2007 №63-ФЗ). РФ Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа:

на граждан от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;

должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысячи рублей;

на юридических лиц - от сорока до пятисот тысяч рублей.

Возможно применение нормы КоАП РФ предусматривающей административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа. Данные действия влекут наложение административного штрафа на граждан от трехсот до пятисот рублей; должностных лиц в размере от одной до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (статья 19.5 КоАП РФ).

Наложение административного штрафа оформляется постановлением по делу об административном правонарушении, в котором указываются размер штрафа, сроки и порядок уплаты.

Следует также помнить о том, что ответственность наступает за каждое нарушение законодательства о рекламе, а равно и количество штрафов, которые могут быть наложены территориальными органами Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, будет кратно числу допущенных нарушений законодательства о рекламе.

Ответственность рекламодателя и рекламораспространителя:

Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований таких как распространение недобросовестной и недостоверной рекламы; нарушение общих требований к рекламе; нарушение правил защиты несовершеннолетних в рекламе; это размещение рекламы товаров, реклама которых запрещена; это нарушение правил рекламы товаров при дистанционном способе продажи; также это нарушение правил рекламы стимулирующих мероприятий. Помимо этого в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах. Так же рекламодатель несет ответственность за нарушение сроков хранения рекламных материалов; за нарушение законодательно установленных правил рекламы алкогольной продукции, пива, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, оружия, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания, основанных на риске игр и пари, финансовых услуг, ценных бумаг, договора ренты.

Ответственность рекламораспространителя.

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение следующих требований:

1) нарушение общих требований законодательства о рекламе;

2) в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах;

3) нарушение сроков хранения рекламных материалов;

4) рекламу товаров, реклама которых не допускается;

5) нарушение правил рекламы товаров при дистанционном способе продажи;

6) нарушение правил рекламы стимулирующих мероприятий;

7) нарушение особенностей рекламы в телепередачах, на радио, в периодических печатных изданиях, рекламы при кино - и видеообслуживание, распространяемая по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях;

8. нарушение правил рекламы на транспортных средствах;

9. нарушение правил рекламы алкогольной продукции, пива, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, оружия, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания, основанных на риске игр и пари, финансовых услуг, ценных бумаг, договора ренты.

Требования, за нарушение которых предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя перечислены в частях 6 и 7 статьи 38 ФЗ "о рекламе".

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение перечисленных требований, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет - 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, - 60 процентов.

Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (статья 4.5 КоАП РФ).

Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, а также руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа и их заместители.

В случае, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование (статья 28.7 КоАП РФ).

Постановление о наложении административного штрафа может быть обжаловано в суд. Отметим, что решения антимонопольного органа, вынесенные по фактам нарушений антимонопольного законодательства, могут быть оспорены в суде независимо от того, связаны ли они с наложением административных взысканий и штрафов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ».

Принятый Государственной Думой 8 июля 2006 года Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» пришел на смену действовавшему до него закону со схожим названием «Об информации, информатизации и защите информации» (от 20 февраля 1995 года 24-ФЗ). Прежний закон неоднократно критиковался за наличие пробелов, декларативность и бездейственность его норм. Новый Закон определяет порядок сбора, передачи, производства и распространения информации в РФ, использования информационно-телекоммуникационных сетей, устанавливает ответственность за нарушения в сфере информтехнологий и коммуникаций.

Вводятся новые понятия (обладатель информации, информационная технология, оператор информационной системы и другие), обеспечивающие однозначное толкование законодательных норм.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» он регулирует отношения, возникающие при:

  1. осуществлении права на поиск, получение, пере дачу, производство и распространение информации;

  2. применении информационных технологий;

  3. обеспечении защиты информации.

Первая область отношений, регулируемых данным законом в информационной сфере, определена ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, где закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Вторая область отношений, регулируемых данным законом, ограничивается применением информационных технологий. Исходя из ст. 2 данного закона, где под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, и ст. 12 закона, определяющей границы государственного регулирования в сфере применения информационных технологий, указанная область включает следующие отношения:

Третья область отношений, регулируемых данным законом в информационной сфере, связана с обеспечением защиты информации, что согласно ст. 16 этого же закона включает принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

Из предмета регулирования отношений в информационной сфере настоящим законом в соответствии с другими его статьями исключены:

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ТРАНСГРАНИЧНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

Европейская конвенция о трансграничном телевидении была принята 5 мая 1989 года, и вступила в силу 1 мая 1993 года, в 1998 году редакция была исправлена. Она позволяет беспрепятственное осуществление трансграничного обращения телепередач разных стран на территории ее участников с соблюдением, в том числе, принципов свободы слова и информации, свободного потока информации и идей, независимости вещателей. Документ является первым международным договором, регулирующим вопрос о свободной трансляции телепрограмм разных стран на территории Европы. Основные положения конвенции касаются содержания программ, доступа общественности к информации, рекламы и теле-торговли, спонсорства, а также "предоставления для европейских произведений, по возможности, большей части эфирного времени". От присоединившихся к договору стран требуется соблюдение не только технических норм в области телерадиовещания, но и согласие с правилами, касающимися планирования сетки вещания, спонсорства программ, а также качества и частоты рекламы.

Большинство общих требований ЕКТТ к рекламе на телевидении (добросовестность, распознаваемость, защита прав несовершеннолетних, запрет воздействия на подсознание) так или иначе отражены в Федеральном законе “О рекламе”. Конвенция прямо запрещает рекламодателю редактировать содержание телепрограмм или влиять на него.

ЕКТТ устанавливает порог в 20 процентов в течение каждого часа и 20 процентов ежедневного вещания для рекламы и телеторговли. Причем если программа транслирует только рекламу — без телеторговых объявлений — этот порог еще ниже — 15 процентов.

Так, в настоящее время трансграничными можно считать по меньшей мере дюжину российских телевещателей. Среди них столичные Первый канал, ВГТРК, НТВ, ТВ-Центр, PEH-TB, программы которых принимаются в целом ряде государств ближнего и дальнего зарубежья, начиная от Белоруссии и вплоть до Израиля и США. Трансграничным фактически является и ряд региональных телекомпаний вроде петербургской, калининградской, хабаровской и т.д., передатчики и ретрансляторы которых способны "доставать" до территорий соседних стран.

С другой стороны, и наши сограждане в пограничных регионах смотрят передачи "из-за бугра" - из Польши, Финляндии, Китая и ряда других стран. В минувшее десятилетие и жители большинства регионов России и Украины получили возможность принимать зарубежные телеканалы. В регионах многие местные кабельные коммерческие телекомпании уже давно предлагают своим подписчикам продукцию иностранных каналов, в том числе специализированных -спортивных, познавательных, детских, кино и пр. В ряде больших городов, в Москве в особенности, эфирные компании "Космос ТВ" и "НТВ Плюс", кабельные "Акадо", "Национальные кабельные сети" и некоторые другие формируют пакеты программ ведущих российских, украинских, других европейских и американских телекомпаний на законном основании и в состоянии удовлетворить запросы самого требовательного телезрителя. Правда, массового зрителя у ТГТВ в регионах России и Украины ( в частности, из-за низких доходов основной части населения) пока нет. Но в крупных городах ситуация значительно благополучнее. Ведь в "старой маленькой", но экономически благополучной Европе, а также в целом ряде других регионов мира уже сотни миллионов людей ежедневно свободно путешествуют по многим десяткам программ "телевидения без границ" - как иногда называют трансграничное телевидение, используя возможности эфирного (включая спутниковое) и кабельного телевидения, а также Интернета.

Россия стала членом Совета Европы еще в феврале 1996 года, и сразу после этого руководство Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию по согласованию с МИД РФ направило в Постоянный комитет Совета Европы по трансграничному вещанию одного из авторов этой статьи в качестве наблюдателя от России. Сотрудниками ФСТР России была проделана многолетняя подготовительная работа по участию РФ в данной Конвенции по трансграничному вещанию, подготовлены изменения в российские нормативные документы, регламентирующие деятельность телерадиовещания, включая ужесточение норм распространения рекламы. Несколько лет назад руководство уже Минкультуры РФ подписало ЕКТТ, но, увы, Конвенция пока не ратифицирована. Почему же Россия не спешит ратифицировать, а Украина - на деле руководствоваться ЕКТТ? Авторы этой статьи, представлявшие Россию и Украину в Постоянном комитете по трансграничному вещанию в 1996-1999 годах, могут дать простой ответ - из-за традиционного для наших стран разгильдяйства, постоянных реорганизаций информационных ведомств, бездеятельности профильных парламентских комитетов. Но не исключено, что в этой медлительности есть и умысел. Ряд положений ЕКТТ для многих отечественных игроков (в основном государственных) на трансграничном телевизионном поле явно невыгоден. Определение четких "правил игры" в области трансграничного вещания по международным стандартам способно повредить корыстным интересам многих чиновников и недальновидных коммерсантов от телевидения. По этой же причине Государственная дума ФС РФ уже несколько лет никак не может довести до ума и принять соответствующий европейским стандартам закон о телерадиовещании. А он, по идее, должен в полной мере учитывать положения ЕКТТ.

Практика совершенствования ЕКТТ ее членами существует, но сначала надо стать ее полноценными участником и снять искусственные препятствия для развития системы трансграничного телевещания в наших странах. Ведь и Россия, и Украина стоят на пороге цифровой революции, которая приведет к значительному увеличению предлагаемых телезрителям телеканалов. И хорошо, если это будут телепрограммы на ционального производства, а не низкокачественный телепродукт "из-за океана". Ведь наши страны, вольно или невольно, уже находятся в едином, глубоко и взаимно интегрированном, цифровом мультимедийном пространстве. Государственные и частные вещатели должны предложить телезрителям качественный и свободный выбор телепрограмм, учитывая их тематические привязанности и выбор языка вещания.

ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКРЫТОЙ РЕКЛАМЫ.

Понятие "скрытая реклама", данное в ст.10 Закона "О рекламе", характеризует ее как использование, распространение рекламы такими способами, при которых она оказывает не осознаваемое потребителями воздействие на восприятие. Т.е. "скрытая реклама" характеризуется как деятельность, а "реклама" - как данные. Аналогичная ситуация наблюдается с соотношением понятий "реклама" и "заведомо ложная реклама";

Скрытая реклама — это достаточно большой набор технологий и методов по продвижению на рынок торговой марки, услуги или компании, которые обычно сопровождают прямую рекламу и направлены на достижение оптимальных маркетинговых результатов. При этом используются коммуникации, не входящие в сферу деятельности рекламных агентств. Зачастую средства скрытой рекламы более креативны и эффективны, чем использование прямой рекламы в чистом виде.

Если прямая реклама направлена, главным образом, на увеличение объема продаж, то цель скрытой рекламы — добиться хороших позиций имиджа бренда и отношения к нему потенциальных потребителей и целевой аудитории. Как правило, методы скрытой рекламы используют те рекламодатели, которые уделяют большое внимание прямой рекламе и регулярно работают с рекламными агентствами. Задача агентства, занимающегося скрытой рекламой — предложить определенный комплекс имиджеобразующих мероприятий, направленных на создание узнаваемости торговой марки или продукта при его появлении или продвижении на рынке, а также на укрепление уже существующего имиджа. Кроме того, непрямую рекламу используют в политических кампаниях, в социальных и предвыборных проектах.

Статья 10 закона «О рекламе» гласит: «Использование в радио-, теле-, видео-, аудио - и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускается». Несмотря на все законы и декларации о рекламной этике, пресса и телевидение наполнены скрытой рекламой - в обзоры, статьи, репортажи и даже в новостные сообщения вставлены славословия товару или фирме.

На сегодня можно выделить два наиболее популярных и часто используемых в практике рекламного бизнеса вида непрямой рекламы: 25-й кадр и Product placement.

Особенностью 25-го кадра является то, что в качестве рекламы используются специальные видеовставки или двойная звукозапись в радио-, теле-, видео-, аудио - и кинопродукции. Она основана на свойствах подсознания человека, способного усваивать некоторую информацию напрямую. Основным способом такого воздействия является 25-й кадр.

Product Placement-технология размещения товара (торговой марки) в сюжетной канве кинофильма или любого продукта индустрии развлечений, с рекламными или пропагандистскими целями. Данная технология уже давно известна и активно используется на Западе. В России Product placement используется как рекламная технология с 1997 года и до сих пор является малоизвестным и малоизученным социо-культурным феноменом.

Существуют следующие формы передачи скрытой рекламы:

1. В форме новостей и информации.

2. Приглашенные гости. (гости платят за приглашение).

3. Письма читателей и телезрителей.

4. Искусственно организованный скандал, который передается как информация.

5. «Неосторожные» высказывания телеведущих, журналистов и «случайных» прохожих.

6. Интересные интервью.

7. Интересная передача и статья.

8. Прием "рояль в кустах".

9. Одежда, вещи и т. п., которыми пользуются люди появляющиеся на экранах телевизора.

10. Другие приемы.

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СПОНСОРСКОЙ РЕКЛАМЫ.

Ранее действовавший закон содержал еще один вид специальных требований к рекламе – в случае спонсорства. Согласно статье 19 Закона «О рекламе» 1995 г., спонсорский вклад признавался платой за рекламу, спонсор – рекламодателем, а спонсируемый – рекламо-распространителем. Спонсорам было запрещено вмешиваться в деятельность спонсируемого.

Новый закон не содержит специальной статьи, регулирующей спонсорство, однако дает его определение:

• спонсор – лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и/или проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и/или трансляции теле– или радиопередачи либо создания и/или использования иного результата творческой деятельности;

• спонсорская реклама – реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Нетрудно заметить, что новый закон сузил понятие спонсорства: ранее спонсорством признавался вклад физического или юридического лица (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в любую деятельность спонсируемого на условиях распространения рекламы о спонсоре и/или его товарах.

Однако новый закон предоставляет спонсорам некоторые преимущества при распространении рекламы в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, социальной рекламы.

В остальном регулирование отношений между спонсором и спонсируемым осуществлятется с помощью гражданско-правового договора, который подчиняется принципу свободы договора в рыночной экономике и может устанавливать различные условия взаимодействия и обязательства сторон.

В целях приведения законодательства о рекламе в соответствие с современными реалиями рекламной индустрии в новом законе теперь урегулированы отношения, связанные со спонсорской рекламой: введены понятия спонсора и спонсорской рекламы как субъекта и объекта рекламной деятельности. Несмотря на то что прежний закон не давал определение спонсорской рекламы, он оперировал понятием "спонсорство" -осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Такой вид рекламы подпадал под общее определение рекламы.

Сейчас в новом законе под спонсорской рекламой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (лице, предоставившем средства либо обеспечившем предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности).

В отличие от обычной прямой рекламы прерывание программы спонсорской рекламой не должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы.

Согласно новому закону, спонсорская реклама должна включаться в общий объем эфирного времени, разрешенного для трансляции рекламы. Это не отвечает интересам ни рекламорас-пространителя, ни рекламодателя, однако, законодатель не уточняет, следует ли хронометрировать все кадры, когда появляется объект спонсорской рекламы в эфире, или же только наиболее существенные моменты объявления спонсора телепрограммы.

«ПРОДАКТ ПЛЕЙСМЕНТ»: ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что такое явление, как Product Placement (дословно с английского — «размещение товара», далее PP) все ощутимее внедряется в кино, литературу и на телевидение. Суть в том, что определенный товарный знак, коммерческое обозначение или сам товар/ услуга фигурируют в фильме, сериале, теле- или радиопередаче. Такое размещение может быть визуальным (зрители видят продукт или бренд), вербальным (продукт или бренд упоминаются в речи персонажа) или динамическим (в этом случае товар, услуга или бренд органически вплетаются в сюжет и являются неотъемлемой его частью — например, использование товара обыгрывается в сцене фильма). Также возможны комбинированные варианты.

Вполне естественно, что маркетологи воспринимают РР как эффективный способ продвинуть товар. Этот способ предоставляет возможность преодолеть ограничения рекламы, налагаемые действующим законодательством, и продемонстрировать продукт в наиболее выгодном свете. Кто может повысить уровень продаж товаров лучше, чем герой блокбастера, пользующийся новым телефоном известной марки, или любимая героиня телесериала, наливающая себе кофе широко распространенного бренда? Однако с правовой точки зрения РР — явление малоизученное и, как следствие, слабо урегулированное, что автоматически порождает множество различных вопросов. Рекламодателю, решившему продвигать свой товар посредством РР, следует четко представлять себе спектр связанных с этим рисков и оптимальные способы их устранения.

Давно ни у кого не вызывает удивления, что в «Ночном дозоре» фигурирует щит с изображением логотипа МТС, Илья Авербух в программе «Ледниковый период» пьет сок из стакана, на котором четко виден знак «Моя Семья», а в фильме Андрея Кончаловского «Глянец» дважды практически полностью показывают ролик сока «Я». Все реже возникает вопрос, являются ли эти факты отражением современной действительности или очередным способом популяризации известных марок посредством новой формы рекламы.

РР часто называют скрытой рекламой 1. С точки зрения Закона, под скрытой понимают рекламу, которая оказывает не осознаваемое ее потребителями воздействие на их сознание, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции 2. Насколько воздействие РР на потребителя является осознанным, судить довольно сложно. Более того, перечень способов воздействия скрытой рекламы на потребителя в Законе не является исчерпывающим, и теоретически РР можно отнести к ряду явлений, обозначенных таинственным словом «иные».

Надо признать, что в российском законодательстве пока кардинальных норм не содержится, в отличие от зарубежного опыта; впрочем, некоторые ограничения могут появиться уже в обозримом будущем. К примеру, нормы Европейской конвенции о трансграничном телевидении, которую Россия на сегодняшний момент подписала, запретят презентации продуктов или услуг в программах в целях рекламы. После ратификации Конвенции, которая, не исключено, состоится в ближайшее время, эта норма будет закреплена и в российском законодательстве о рекламе. Соответственно, например, Андрей Малахов в своей передаче вряд ли сможет говорить о прекрасных качествах продуктов спонсоров программы.

Из сферы регулирования Закона исключены упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, его производителе или продавце, которые органично интегрированы в произведения науки или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера. Типичный пример — кинофильм «Бумер», воспроизводящий события эпохи и очевидно не являющийся PR-акцией BMW. Единственный случай, когда Федеральная антимонопольная служба обратила внимание на РР как рекламу и наложила на него запрет, — это новогодняя передача «Золушка» на Первом канале, в которой фигурировала водка Nemiroff. После предписанного ФАС запрета при повторе этой программы кадры с водкой были вырезаны из фильма.

В случае если предположить, что РР представляет собой рекламу, то к нему должны применяться все требования, относящиеся к любым другим формам рекламы. Например, если в телефильме присутствует РР пива, то, по требованию Закона 8, реклама пива не должна размещаться в телепрограммах с 7 до 22 часов и должна обязательно сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления. Далее, образ человека или животного вообще не может быть использован в целях рекламирования пива. Кадры, где киногерой курит сигареты определенной марки (РР сигарет), по идее, вообще не имеют права на существование, потому что в России действует запрет на рекламу табака и табачных изделий на телевидении 9. Кроме того, с учетом требований Закона общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы не может превышать 15% времени вещания в течение часа.

С учетом мирового опыта и действующего законодательства можно условно выделить три основных критерия РР, которые позволяют назвать его рекламой:

Вопрос о том, можно ли эти требования распространять на кинофильмы и телесериалы, также остается открытым и пока не имеет ответа в законодательстве. Специфика любого способа рекламирования с позиций закона сводится именно к тому, что можно четко определить, где начинается и заканчивается реклама. В случае с внедрением ее в художественное произведение объект рекламирования становится его неотъемлемой частью, и могут возникнуть трудности с выделением именно того фрагмента, который представляет собой рекламу в чистом виде. ФАС России, осуществляющая контроль в области рекламы, еще не заняла четкой позиции по этому вопросу.

В настоящее время ее представители чаще всего придерживаются мнения, что все «органично интегрировано». Между тем нельзя быть уверенным, что при таком объеме РР, который к тому же продолжает увеличиваться, ФАС не изменит своей позиции по этому вопросу. А потому необходимо ясно осознавать, какие объекты можно рекламировать с помощью РР, а что предполагает некоторую степень риска.

(((((7)))). Типология современных средств массовой информации

Дифференциация СМИ в зависимости от целевых установок: общественно-политические, культурно-просветительные, развлекательные, информационно-рекламные, информационно-справочные, эротические. Партийная пресса. Деловая пресса.

Дифференциация СМИ в зависимости от собственников: государственные; муниципальные; негосударственные. Общественные СМИ.

Дифференциация СМИ в зависимости от аудитории: детские, молодежные, женские, мужские, специальные.

Параметры типологизации печатных СМИ. Классификация радио и телевидения. Классификация веб-изданий.

Дифференциация СМИ в зависимости от целевых установок: общественно-политические, культурно-просветительные, развлекательные, информационно-рекламные, информационно-справочные, эротические.

Общественно-политические СМИ.

Общегражданское (общественно-политическое) средство массовой информации СМИ, которое ставит своими целями реализацию права граждан на самую разнообразную общественно-политическую информацию, без стремления к формированию общественного мнения в интересах каких-либо групп граждан с корпоративными интересами, а также извлечение прибыли от своей предпринимательской деятельности сотрудниками СМИ на основе продажи своей продукции (распространения информации) и оговоренной законом о рекламной деятельности.

Во-первых, суммарно они обеспечивают наибольший охват аудитории. Во-вторых, они могут оперативно доносить до населения актуальную правовую информацию. Для анализа выбраны общественно-политические СМИ, поскольку они являются наиболее последовательными распространителями правовой информации. «Российская газета», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» — общероссийские издания, поэтому в ходе их изучения можно сделать выводы о распространении правовой информации через печатные СМИ в масштабах страны.

Как показал контент-анализ, в современных печатных СМИ низкое количество публикаций по правовой тематике. В среднем правовой тематике посвящено 10,91% текстов каждого номера «Российской газеты», 6,95% материалов «Комсомольской правды», 7,36% статей «Московского комсомольца». Проведенное исследование показывает, что работа по правовому просвещению населения в редакциях этих изданий ведется бессистемно, в них нет специальных планов по освещению правовых тем даже в связи с актуальными информационными поводами (например, окончание «дачной амнистии», наступление сроков подачи налоговых деклараций и т.п.). В проанализированных нами изданиях за сложные правовые темы берутся разные журналисты, которым за данное им для создания материала ограниченное время редко удается глубоко изучить и отразить в своих материалах суть юридических проблем.

Распространена такая практика: газеты пишут об обсуждении проектов правовых актов, но не сообщают о том, в каком виде приняты эти акты.

Общественно-политические и деловые журналы в отличие от основного конкурента − «глянца», который год за годом усиливает свои позиции, несколько лет подряд показывают темпы развития ниже среднерыночных. Закрытие целого ряда деловых и обществен­но-политических изданий в последние годы («Еженедельный журнал», «Новый очевидец», «Русский фокус» и т.д.), а также Многолетняя нерентабельность пока еще существующих изданий в данной нише свидетельствуют, что этот тип журналов стал сложным для развития и вос­требован читателем умеренно.

Общественно-политические газеты: Российская газета, Независимая газета, Комсомольская правда, Аргументы и факты.

Культурно-просветительские СМИ.

Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Этот факт, кстати, был и остается поводом для тревоги телевизионных критиков, так как появление множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие малокультурных и недостаточно грамотных ведущих. Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов. Говоря о приобщении аудитории к искусству посредством телевидения, нельзя, конечно, не отметить некую «неполноценность» такого знакомства с прекрасным, однако, следует признать: для огромного множества людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. Задача авторов – сделать его ненавязчивым, предельно деликатным.

Развлекательные СМИ.

Рассматривая сегодняшние российские масс-медиа, можно кон­статировать, что они все больше становятся средством развлечения аудитории. К примеру, российская газетная индустрия представляет собой яркий пример трансформации моделей содержания в сторону развлекательности. Статистика подтверждает: издания бульварно-таблоидного типа и телегиды, концепции которых по определению имеют развлекательный характер, являются абсолютными лидерами на рынке и ежедневной и еженедельной периодики. По данным Роспечати, в 2007 г. самыми популярными газетами среди читателей Рос­сии были: «Аргументы и факты» (14% аудитории), «Комсомольская пра­вда» (13%), «Антенна-Телесемь» (8%), «Моя семья» (6%), «Жизнь» (6%), «Спид-инфо» (6%), «Московский комсомолец» (5%). Восьмую пози­цию занимает спортивное издание «Спорт-Эксперсс» (3%). И лишь на девятом месте в рейтинговой таблице находится первая обществен­но-политическая качественная газета - «Известия» (2% аудитории). Остальные качественные газеты едва дотягивают до 1%.

Общественно-политические и деловые журналы в отличие от основного конкурента − «глянца», который год за годом усиливает свои позиции, несколько лет подряд показывают темпы развития ниже среднерыночных. Закрытие целого ряда деловых и обществен­но-политических изданий в последние годы («Еженедельный журнал», «Новый очевидец», «Русский фокус» и т.д.), а также Многолетняя нерентабельность пока еще существующих изданий в данной нише свидетельствуют, что этот тип журналов стал сложным для развития и вос­требован читателем умеренно.

Смещение программирования в сторону развлекательных форма­тов заметно и в эфире ведущих общенациональных (охват более 50% населения) универсальных каналов − «Первого канала», «России», НТВ и РЕН-ТВ. Сетки вещания телевизионных лидеров последовательно заполняются «легким» (игровым / зрелищным / юмористическим / досуговым) контентом, лишенным социальной значимости. При этом традиционные жанры самого общественно-политического вещания − новости, аналитика, документалистика − на этих каналах зачастую трансформируются в инфотейнмент, или, утрачивая признаки «качественности», приобре­тают признаки «желтизны», что также ярко подтверждает общую тен­денцию. Столь же очевидны подобные тенденции и в российском радиосег­менте.

Объективной причиной активного развития развлекательного сег­мента в российских СМИ является устойчивый рост валовых доходов от размещения рекламы. Рейтинг СМИ как системы ключевых медианосителей России стал сегодня важнейшим, практически единствен­ным показателем успеха. Фактором, стимулирующим активное внедрение развлекательных материалов в СМИ, становится и продакт плейсмент (ПП). По мнению многих исследователей рекламного рынка, эта технология, пришед­шая в кинофильмы Голливуда в 1920−1930 гг. как альтернатива рекламе, становится сегодня весьма эффективной, поскольку зритель часто не отдает себе отчета в том, что внедренные в ткань фильма товары, услуги, бренды есть особый способ их продвижения.

Разочарование образованного и обеспеченного российского зри­теля в программах федеральных телеканалов, предлагающих сегодня неограниченный поток развлекательных программ, становится пер­вой очевидной тенденцией, вызывающей опасения бурно развиваю­щейся медиаиндустрии. Разочарование образованного и обеспеченного российского зри­теля в программах федеральных телеканалов, предлагающих сегодня неограниченный поток развлекательных программ, становится пер­вой очевидной тенденцией, вызывающей опасения бурно развиваю­щейся медиаиндустрии.

Информационно-рекламные СМИ.

На симпозиумах и конференциях, в аэропортах и продуктовых магазинах, бутиках и районных аптеках, почтовых ящиках и даже под ковриком у входной двери мы ежедневно получаем десяток бесплатно-распространяемых газет и журналов. А ведь многие из них стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни потому, что дают ответы на самые элементарные, но жизненно важные вопросы: почему в городе подорожали маршрутки, зачем в районе вырубают деревья, где купить дешёвые лекарства...

Информационно-справочные СМИ.

Эротические СМИ.

Вопрос о регулировании презентации в СМИ откровенно сексуальных материалов вызывает дебаты во многих странах. В отношении женской порнографии часто можно встретить утверждения, что любое жесткое ограничение создает риск ликвидации гражданских свобод (всех!), а цензура может отрицательно сказаться на свободе слова. Чаще всего законодательства ограничиваются мерами, формально ограничивающими публикацию непристойных материалов в СМИ под предлогом защиты общественной нравственности. Однако и здесь нет единого мнения: принятие мер регламентационного характера и определение понятий "неприличный" и "непристойный" являются предметом самых жестоких споров.

Так, в Великобритании, публикация непристойной статьи является преступлением, влекущим административную и уголовную ответственность. Материал считается непристойным, если его содержание "способствует развращению и растлению граждан..."

В Германии раздел 184 УК предусматривает наказание за продажу порнографических материалов лицам моложе 18 лет.

В Нидерландах ст.239-54 УК предусматривают ответственность за такие преступления против общественной нравственности, как распространение порнографии. Однако в последнее время не было случаев применения этих норм УК против СМИ.

В Австрии публикация порнографических и других материалов, нарушающих нормы общественной нравственности, является уголовным преступлением.

В Норвегии ст.211 УК запрещает публикацию порнографических материалов, однако она никогда не применялась к ежедневной прессе.

В США Верховный Суд объявил, что "непристойности", то есть определенная группа выражений с откровенно сексуальной окраской, полностью лежат вне гарантий, данных Первой поправкой к Конституции. Однако само определение непристойности, которое дается с точки зрения "здравого смысла обычного человека" крайне размыто и многозначно и, по-видимому, относится только к брани, а не к сексуальным материалам.

Правовое регулирование представления в СМИ сексуальных материалов и порнографии в России в последние годы осуществлялось посредством ст. 228 УК РСФСР, а - позже с помощью аналогичной ей ст.242 УК РФ: обе они запрещают незаконное изготовление и распространение порнографических материалов. Поскольку не было оговорено, что же именно понимается под незаконным изготовлением (о законном изготовлении также не было сказано ни слова), по умолчанию и на всякий случай почти любое изображение обнаженных тел и любовных сцен считалось "сексом и порнографией" (кстати, именно это и имела в виду женщина, с брезгливостью сказавшая на известном ток-шоу В.Познера, что "секса у нас нет"). Исключения составляли "признанные шедевры мирового искусства" и картинки в медицинских изданиях.

В соответствии с ныне действующим законодательством попытки правового регулирования презентации сексуальности в средствах информации предприняты в Федеральных законах "О СМИ", "О рекламе", а также в проектах законов "О телевизионном вещании и радиовещании" и "Об ограничениях оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера в Российской Федерации".

В соответствии со ст.4 закона "О СМИ", "Не допускается использование СМИ ... для распространения передач, пропагандирующих порнографию..." (если следовать букве закона, то можно решить, что не запрещаются статьи, фотоснимки, интервью и другие печатные материалы, пропагандирующие порнографию). Однако СМИ, специализирующиеся на эротических материалах, с некоторыми ограничениями все-таки разрешены.

Из неясных и нечетких формулировок часто и возникают реальные казусы. Например, еженедельник "СпидИнфо" имеет статус "научно-популярного издания", а по сути является изданием, "систематически эксплуатирующим интерес к сексу" и насилию, при этом под видом "науки" в еженедельнике протаскиваются дикие фантазии и сплетни. Однако формальный "научно-популярный статус" позволяет ей продаваться отнюдь не в "специальной упаковке и не в специальных местах".

ПАРТИЙНАЯ ПРЕССА.

С распадом административно-командной системы, определявшей многие элементы типологии периодической печати России, получила развитие горизонтальная структура печатных СМИ, включающая в себя самостоятельные, автономные информационные организации. Партийная пресса из доминирующего источника информации трансформировалась в немногочисленную группу периодических изданий, в настоящий момент переживающую свой кризис. Многие политические партии отказываются от выпуска собственного печатного органа, предпочитая вести агитационную кампанию через мультимедийные каналы.

Одним из наиболее важных аспектов для выделения группы партийной прессы является фигура учредителя. Под партийными изданиями мы понимаем газеты, чьими учредителями являются политические партии, отвечающие требованиям закона «О политических партиях».

На данный момент существует лишь три официально зарегистрированных партийных издания, которые можно классифицировать как общероссийские (Коммунистическая партия Российской Федерации (газета «Правда»), Либерально-демократическая партия России (газета «ЛДПР»), а также партия «Справедливая Россия»), в то время как подобных региональных изданий гораздо больше. В настоящий момент региональные отделения крупнейших партий страны могут позволить себе выпуск собственного полноценного издания, которое не является приложением или дополнением к центральному печатному органу партии. Так, газета «Единая Россия», перестав существовать в качестве общероссийского издания (2008), продолжает выпускаться в Башкортостане, Удмуртии, Подмосковье и других регионах страны.

Печатные ресурсы, которыми располагают политические структуры, поистине огромны. Лидирует, как несложно догадаться, КПРФ, которая помимо газеты «Правда» издает большое количество региональных изданий. Общий еженедельный тираж изданий КПРФ составляет около 2 млн. экземпляров. Существенно отстает «Единая Россия», которая выпускает газету с одноименным названием и еженедельным тиражом 90 тыс. экземпляров. Впрочем, непривычное отставание партии власти можно объяснить тем, что она имеет широкий доступ к телевидению и не заинтересована в «карманных» СМИ.

Российские либерал-демократы выпускают газету «ЛДПР», ежемесячный тираж которой составляет 500 тыс. экземпляров. Партии Григория Явлинского принадлежит газета «Яблоко России» с тиражом около 600 тыс. «Союз правых сил» излагает свою политику в газете «Правое дело» тиражом в 120 тыс. Что касается «Справедливой России», то пока эсэры продолжают пользоваться доставшимися в наследство изданиями «Родины», Партии пенсионеров и РПЖ. Источник в СР рассказал «НГ», что в последние полгода выходила федеральная газета под названием «Родина», изначальный тираж который составлял 300 тыс. В свою очередь, Партия пенсионеров издавала газету «Старая гвардия» с тиражом, колеблющимся от 150 до 300 тыс. экземпляров.

Газета «Правда» (главный редактор – Комоцкий Борис Олегович) – официальный печатный орган Коммунистической партии Российской Федерации. Ее первый выпуск увидел свет в 1912 г. За это время газета дважды претерпела типологические изменения. На момент создания она носила оппозиционный характер, а с ликвидацией в 1918 г. небольшевистской прессы, «Правда» стала главной газетой в стране.

На данный момент «Правда» – лидер среди российских партийных изданий по числу выходов в месяц: она имеет редкую для современной партийной прессы периодичность – три раза в неделю. Пятничный выпуск газеты выходит объемом в восемь полос, другие номера включают по четыре полосы форматом А2. Газета распространяется среди читателей по подписке. Стоит отметить также, что «Правда» – единственное партийное издание в России, которое имеет свой сайт в сети интернет – www.gazeta-pravda.ru , где можно оформить подписку на газету, а также найти все статьи, публикуемые в номерах.

Газета, благодаря своей богатой вековой истории, остается верной принципам подачи и размещения материалов. Традиционно на первой полосе «Правды» размещаются аналитическая статья, касающаяся наиболее актуальных проблем российской действительности, а также материалы постоянных рубрик – «Дни борьбы» и «Курьер новостей». На второй-третьей полосах печатаются объемные исторические или биографические очерки, а также освещаются международные события, которым посвящена отдельная рубрика – «Пульс планеты». Последняя страница отдана под такие рубрики, как «Спортивная арена», «10 дней календаря», «Из альбома карикатуриста», «Юмор», «Афиша» и «Правовой консультант».

Особое место в газете занимают аналитические отчеты, освещающие международную деятельность партии. Так, среди союзников КПРФ – Прогрессивная партия трудового народа Кипра, Коммунистическая партия Китая, Приднестровская коммунистическая партия и др.

Главенствующее место в системе жанров, используемых как авторами «Правды», так и авторами других партийных изданий, занимают аналитические жанры. Это объясняется целевым назначением партийной прессы и ее стремлением к трактовке происходящих событий сквозь призму поддерживаемой идеологии.

Газета «ЛДПР» (главный редактор – Виктор Михайлович Кулыбин) выпускается Либерально-демократической партией России с 1993 г. Она выходит раз в месяц тиражом около 1 млн экз. и распространяется по подписке и бесплатно. В последние месяцы тираж газеты резко возрос – до 1 млн 800 тыс. экз. в месяц , что можно связывать с прошедшей датой выборов в Государственную думу VI созыва. Газета имеет четыре полосы и выпускается форматом А3. Все выпуски газеты можно найти в формате PDF на официальном сайте партии (www.ldpr.ru) в разделе «Говорит ЛДПР» / «Партийная пресса».

По сравнению с периодом предвыборной кампании 2007 г. газета существенно изменилась не только по внешним, но и по внутренним характеристикам. До 2009 г. содержание газеты было неструктурированным и включало в себя преимущественно объемные статьи о лидере партии и проводимой им политике. Однако № 7 за 2009  г . вышел в обновленном виде. Газета приобрела постоянные рубрики, такие как «Актуально: события и комментарии», «Инициативы», «Депутаты ЛДПР в Государственной думе», «Мнение», «Говорит народ России», «ЛДПР в регионах», «Это интересно» и др. Также, несмотря на то что издание выходило в прежнем формате и объеме, оно включало гораздо большее количество материалов и освещало наиболее широкий спектр тем.

Больше половины материалов посвящено политической сфере жизни общества. Среди них особое место занимают аналитические статьи с разъяснением программы партии, которая подчеркивает свой оппозиционный характер.

Газета «Справедливая Россия» (главный редактор – Олег Владимирович Пахолков) – официальный печатный орган одноименной партии. Первый номер издания объемом в 12 полос вышел в мае 2007 г., в период предвыборной кампании. После выборов в Государственную думу V созыва «Справедливая Россия» выходила без строго определенной периодичности и в 2011 г. предстала перед читателями в новом свете. Газета сохранила прежний формат – А2, но стала издаваться на 20 полосах. Наряду с традиционными для партийных изданий рубриками («Прямая речь», «Фракция “Справедливая Россия” в Государственной Думе», «Выборы», «Время. События. Люди» и др.), в ней появляются статьи, не касающиеся политики и идеологии, такие как «Наш сад», «Семейные ценности», «Вкусно и полезно» и др. На первой полосе газеты размещается анонс номера и фотографии, на последней – сканворд. Стоит отметить, что такая структура издания является новаторской для партийной прессы. Также показательно и то, что с июля 2011 г. газета является еженедельником (до этого она выходила 1-2 раза в месяц) и распространяется по подписке тиражом около 2 млн экз. в месяц. Также все выпуски «Справедливой России» можно найти в формате PDF на сайте www.spravedlivo-online.ru.

Ключевое место на страницах газеты занимают вопросы политики. Значительное место в каждом выпуске газеты отведено обсуждению вопросов социального характера. Авторов издания прежде всего волнуют проблемы образования, медицины и пенсионного обеспечения. Экономическим темам уделяется меньше внимания. Примечательно и то, что газета не освещает вопросов, касающихся духовного развития общества. В ней полностью отсутствует художественная публицистика, что не свойственно для предыдущих двух изданий. Однако аналитические жанры представлены достаточно широко. Так, нередко на страницах «Справедливой России» встречается жанр журналистского расследования или аналитического интервью, что заметно повышает читательский интерес к публикуемым материалам, которым нередко свойственна сенсационность. Об этом можно судить и по заголовкам, располагающимся на первой полосе издания: «Избит депутат “Справедливой России”, выступавший за снижение тарифов ЖКХ», «Мэр-живодер», «Шаманы не помогли “Единой России”» и др.

ДЕЛОВАЯ ПРЕССА

«Деловая пресса— это тип печатных СМИ, призванный в первую очередь обеспечивать информационные потребности предпринимательства посредством публикации тех или иных материалов (как журналистских, так и статистических, рекламно-информационных, законодательных и пр.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса».

Деловая пресса – один из наиболее бурно развивавшихся в последние годы типов изданий.

Ее структурно-функциональная специфика в значительной степени обусловливается характером аудитории. Принято считать, что она адресована лицам, причастным к принятию ответственных решений в сфере практической и духовно-практической деятельности. Базой читательской аудитории для такой прессы являются специалисты, прежде всего из групп организаторского труда, т.е., как правило, образованные, социально активные люди, работающие во всех сферах народного хозяйства, в науке (в первую очередь прикладной) и на государственной службе. Среди читателей деловой прессы немало студентов высших учебных заведений.

Главная функция деловой прессы – быть надежным источником информации. Родообразующим признаком деловой прессы являются ее тематика, содержание. Основа информационной среды деловой прессы – информация, оказывающая влияние на поведение субъектов или агентов рынка, определяющая и отражающая это поведение.

В значительной своей части это субъекты организационных отношений, организаторы производства, бизнеса, практической деятельности. Это и субъекты управления, образовательной, научной и иной деятельности. Информация в деловой прессе отнюдь не ограничивается только вопросами экономики и политики. Любая информация, способная привести в движение рынки труда, капитала и товаров, становится деловой.

Однако тематика, даже самая широкая, имеет свои пределы, границы. То есть характер тематики можно рассматривать как ведущий типообразующий признак. По этим параметрам можно выделить пять видов прессы: универсальную, специализированную, узкоспециализированную, профессиональную и «точечную».

Деловая пресса представлена всеми видами. Например, газета «файнэншл таймс» – качественная деловая универсальная газета. Наряду с общеэкономической информацией и биржевыми сводками она пишет также о политике, социальных проблемах, публикует едва ли не лучшие в Европе обозрения по культуре и т.д. Но основой ее содержания остается деловая информация. В практике российской прессы пока нет полноценного аналога универсальной деловой газеты. По титулу к виду универсальных деловых изданий следовало бы отнести еженедельник «Экономика и жизнь». Однако по существующему содержанию газета скорее приближается к специализированным деловым изданиям, подобным «Финансовой газете» и «Финансовой России». Это происходит прежде всего за счет публикации нормативных документов и различных комментариев по применению тех или иных норм законов и подзаконных актов.

К числу специализированных деловых изданий в российской прессе, помимо «Финансовой газеты» и «Финансовой России», могут быть отнесены «Торговая газета», «Торгово-промышленные ведомости», «Медицинская газета» и т.п.

В то же время узкоспециализированные деловые издания широко представлены в российской прессе прежде всего ежемесячными журналами, такими, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Московский банковский вестник» и т.п.

Профессиональные издания, как правило, свою профессиональную принадлежность выносят в титул: журналы «Финансист», «Банкир» и т.д.

Наконец, «точечные» издания – те, которые нацелены на очень узкую аудиторию. Здесь пресса достигает крайней степени сегментации рынка. В западной терминологии такое издание называется «ньюслеттер». Наиболее приближенный к нему аналог в российской практике – бюллетень. В качестве примера можно назвать реферативный и аналитический ежеквартальник «Банки: мировой опыт».

Дифференциация СМИ в зависимости от собственников: государственные; муниципальные; негосударственные. Общественные СМИ.

Государственные СМИ.

Монополия государства на средства массовой информации, составлявшая неотъемлемую часть советской системы, за прошедшие после распада СССР 12 лет была лишь поколеблена, но не ликвидирована полностью. Государство по-прежнему сохраняет контроль над основными полиграфическими мощностями, системами распространения периодической печати и ретрансляции эфирного вещания.

Полиграфическая промышленность ощутила подставленное властью плечо после завершения в 2000 году программы «Поддержка государственной полиграфии». Ее итогом стал полный перевод федеральных газетных комплексов на офсетный способ печати. На 37 из них сосредоточен выпуск 42 процентов всех изданий.

В целом на рынке печатных СМИ государству принадлежит около 20 процентов федеральных и до 80 процентов региональных изданий.

В телевизионном сегменте медиарынка государство также занимает ведущие позиции. Государственные каналы Россия-1,2,24 и Первый канал собирают 50 процентов телеаудитории.

История частных телекомпаний берет начало с 1991 года, когда они стали активно развиваться в регионах и лишь затем объединяться в федеральные телесети (REN TV, ТВ-6, СТС, ТНТ), после чего вступили в конкуренцию с центральными государственными каналами. Частные телеканалы не могут вступить в полноценную конкуренцию с государственными из-за отсутствия технической возможности устойчивого приема на территории РФ одновременно всех программ вещания. Частное кабельное и спутниковое телевидение пока не в состояние стать альтернативой государственному эфиру. Количество абонентов кабельных сетей не превышает 12 миллионов домохозяйств, хотя техническая возможность позволяет расширить эту аудиторию.

Для значительной части населения России, особенно для самых бедных его слоев, государственное кабельное радио остается важнейшим, а для многих — единственным средством включения в информационное пространство. В этом смысле вне конкуренции находится «Радио России». Его аудитория — 30 процентов радиослушателей. На долю приверженцев «Маяка» приходится соответственно 15 процентов (прием этих станций обеспечивают либо специальные трехпрограммные приемники, либо радиоприемники с большим диапазоном).

Муниципальные СМИ.

Средства массовой информации, созданные органами местного самоуправления и выпускаемые местной некоммерческой организацией  называются муниципальными. Учредителями муниципальных СМИ могут быть не только муниципалитеты, но и организации, созданные ими. Сегодня в РФ зарегистрировано около 2350 районных и столько же городских печатных изданий. Примерно 55% (1300 наименований) зарегистрированных районных и 17% (400 наименований) городских периодических изданий находятся в собственности муниципалитетов или государственной собственности.

Редакционные коллективы региональных изданий находятся в прямой зависимости от местных властей как финансовой, так и «информационной»: власти в состоянии перекрывать доступ к региональной информации, на которой и основывается интерес провинциальных читателей к своей прессе (за последние годы он стал существенно выше, чем к столичным изданиям).

Негосударственные СМИ.

Общественные СМИ.

Общественные СМИ не только помогают в общении людей, рекламы, маркетинга и так далее. Это также помогает держать нас всех в обновлении новостей, особенно местных новости. Теперь не только людей среднего возраста заинтересованы в новостях, подростки также обновление и активной, когда он приходит в обсуждении и быть частью текущих событиях и новостях.

30 минутная программа новостей не может решать все, что произошло в последние 24 часа и не может представлены все новости из каждого города или населенного пункта, поскольку эти программы, как газеты, сосредоточить внимание на большие новости, вопросы национальной и глобальной событий. В социальных медиа, местные новости могут быть доставлены многими источниками, в любое время из любого места.

Общественные СМИ дают новостям вещания новое лицо, быстро, в режиме реального времени и с более локальным характером.

Дифференциация СМИ в зависимости от аудитории: детские, молодежные, женские, мужские, специальные.

Детские СМИ.

На рубеже XX – XXI веков средства массовой информации играют ни с чем несравнимую роль в воспитании и образовании подрастающего поколения. Они становятся для детей не только «окном в мир», но и воздействуют на их идеалы, жизненные ценности, нравственный облик. Сейчас, когда нравственные ориентиры во многом утрачены, педагоги обвиняют СМИ, и не без основания, в растлении детей, их дезориентации, отсутствии воспитательной и просветительской функций, которые, прежде всего, ложатся на плечи детских газет, журналов теле- и радиопрограмм.

Психологи делят эту аудиторию на четыре возрастные группы: дошкольников (3–6 лет), младших школьников (7–10 лет), подростков (11–15 лет), старшеклассников (15–17 лет). Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.

Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение четырех типов изданий:

„     для дошкольников (журналы «Веселые картинки», «Новая игрушечка», «Дисней для малышей», «Для самых-самых маленьких», «Филя» – приложение к журналу «Веселые картинки», в котором рассказывается о природе, и др.);

„     для младших школьников (журналы «Мурзилка», «Карапуз», «Мастерилка», «Поиграем в сказку» и др.);

„     для подростков (газеты «Пионерская правда», «Бибигон», «Глагол», журналы «Пионер», «Юнга», «Cool» и др.);

„     для старшеклассников (газета «Юный предприниматель», журналы «Бумеранг», «Маруся», «Шестнадцать» и др.).

Детские региональные СМИ апеллируют к разуму и чувствам читателей, помещая материалы, как на вечные, так и на социально-значимые темы, побуждают школьников к размышлению на тему добра и зла, учат милосердию, состраданию, взаимовыручке. Обозначить проблему и призвать к поиску ее решения — вот задача, которую ставит перед собой детская областная пресса.

Молодёжные СМИ.

Под молодежными СМИ мы понимаем типологическую группу СМИ, адресованную определенной ауди­торной группе, позиционированной по возрастному критерию. Внутри этой группы имеется свое деление - СМИ для подростков, для молодежи, для зрелой молодежи.

Все молодежные СМИ можно разделить на издания для моло­дежи и 2 издания, которые издаются молодыми. Первую группу от­несем к массовой культуре, вторую к субкультуре и контркультуре. Далее соотнесем особенности массовой культуры и массового ин­формирования молодежи и выделим группы СМИ, дифференцируя их по реализуемым функциям. Молодежь как любая социальная группа сегодня подвержена процессам стратификации, и, стало быть необходимо говорить о формировании нового подхода к клас­сификации молодежных СМИ. К молодежной субкультуре можно отнести студенческий самиздат, школьные газеты. К контркультуре - издания музыкальных направлений, течений, группировок. К массовой культуре - издания более широкого аудиторного и тематического охвата, к которым могут относится как всемирно известные публикации журналов, так и небольшие объединения, например, публикация новостей.

Молодежные СМИ обладают широким тематическим диапазоном: некоторые из них ставят своей целью не только публиковать развлекательные материалы, но и информировать об актуальных событиях, проводить анализ общественных проблем, выявлять тенденции развития современной культуры. По способу распространения молодежные газеты можно условно поделить на федеральные, региональные и городские.

Некоторые СМИ не ограничиваются информационной функцией, а стараются прививать высокие идеалы подрастающему поколению и помогать в формирование сильных личностных качеств. Делать это они предпочитают путем публикации так называемых human stories. Например, журнал «Город молодых», выходящий раз в квартал, ставит своей целью объединить молодежных лидеров Новосибирска. В Украине один раз в 2 месяца выходит журнал «Шо» в твердом переплете, посвященный всем аспектам современной культуры. Существует ряд газет, проводящих политическое воспитание молодежи. «Знамя юности» – государственная еженедельная общественно-политическая газета для молодежи республики Беларусь. Она освещает на своих страницах такие вопросы, как профориентация, социальные льготы, досуг молодежи.

Вопрос образования является главной темой многих молодежных СМИ. Примерами изданий в России, лейтмотивом материалов которых являются интересы студенчества, могут служить «Студенческий меридиан» и «Gaudeamus». «Студенческий меридиан» - современная версия молодежного журнала «Красная молодежь», образованный в 1924 году в Москве и сменивший с тех пор несколько названий. Журнал распространяется по подписке, а часть его тиража доставляется в столичные вузы бесплатно. «Gaudeamus» - газета для студентов Москвы и Петербурга, которая посвящена науке и образованию, правам студента, современной поп-культуре и путешествиям.

Большинство ежемесячных молодежных журналов имеют ярко окрашенную развлекательную направленность. Например, журналы «ТОП башня» и «Oops!» пишут для женской молодежной аудитории про шоу-бизнес, моду, косметику и отношения. Информационно-познавательных молодежных журналов, которые отражали бы актуальные тенденции культуры и общественной жизни, практически нет. Одним из примеров «интеллектуального глянца» был ежемесячный журнал «Jalouse», закрытый в 2006 году по экономическим причинам.

Несмотря на разнообразие и многочисленность молодежных СМИ, в этом сегменте рынка существуют проблемы. Это и проблема качества и аутентичности контента некоторых молодежных изданий и интернет-порталов, и проблема их «пожелтения». Студенты начинают читать издания, отвечающие их профессиональным интересам и потребностям. Часто это не молодежные СМИ, потому что немногие из них отражают в полном объеме текущие события и тренды. Есть и положительные тенденции. Всё большая роль уделяется не только содержанию, но и форме подачи материалов и общему оформлению СМИ. Степень интеграции контента СМИ в такие платформы, как ЖЖ, Twitter и социальные сети, возрастает, что позволяет привлекать новую аудиторию и строить с ней более конструктивный диалог.

Женские и мужские СМИ.

Женская пресса в России начинается развиваться с XVIII веке. Это "Журнал для милых", "Дамский журнал". После отмены крепостного права возникают десятки новых женских изданий для девушек "Лучи", для девочек "Мой журнал", рассчитанные на широкую аудиторию "Рассвет". Появляются журналы для определённых профессиональных групп "Вестник моды для портних", "Модистка", "Акушерка", "Модный курьер".

Такие журналы как "Работница" и "Крестьянка", известные и в современном обществе, в советский период были основными женскими изданиями. Помимо этого появилось 17 республиканских журналов и журналы мод. Но в советской журналистике, издания, которые предназначались для женщин, занимали скромное место. И в конце 80-х гг. в СССР в свет выходило всего 22 издания для женщин.

В современном обществе роль женщин обширна - от продолжательницы рода до общественной деятельницы, свободной творческой личности.

Одним из наиболее важных системообразующих признаков женской прессы является аудиторный признак. Женская аудитория по своей структуре так же многоуровнева, как и аудитория в целом, то есть в ней есть разные возрастные группы, разные профессиональные группы и т.п.

Также важным системообразующим признаком женской прессы является ее целевое назначение. Каждый журнал строго определяет, на какую аудиторию будет нацелен их материал: "Лиза" - в большей степени нацелен на женщин семейных, "Cosmopolitan", "Elle" и "Vogue" - нацелены на молодых активных девушек, "Yes" и "Oops!" - для девочек-подростков.

Одна из целей женской прессы -- это формирование образованной, умной, духовно - развитой личности, отсюда и вытекают следующие задачи: сообщать новости, относящиеся к жизни деятельности женщин и женских организаций; изучать и выдвигать на обсуждение актуальные проблемы; отражать и формировать образ современной женщины показывать роль женщины в обществе и семье.

Женская аудитория выбирает скорее публикацию, написанную в доверительном тоне, чем деловую. Изданиям для женщин не противопоказаны никакие жанры. Но предпочтителен выбор таких, которые позволяют наилучшим образом учесть особенности женской аудитории. Поэтому активно используются интервью, беседа, проблемная статья, портретный очерк.

По виду изданий женская пресса делится на:

- журналы ("Elle", "Мир женщины", "Лиза", "Женский клуб", "Космополитен" и др.);

- еженедельники ("Сударушка" и др.);

- газеты ("Москвичка", "Натали" (Санкт-Петербург), "Женские игры" (Волгоград), и др.);

- дайджесты ("До и после 18-00");

- бюллетени ("Вы и мы" и др.);

- практические руководства ("Бурда" и др.);

- приложения к различным изданиям (вкладки, тетрадки, "газеты в газете": "Домашний калейдоскоп" в "Работнице", "Лиза Beauty" в "Лизе", "Cosmopolitan Beauty" в "Cosmopolitan" и т.д.).

По региону распространения женские издания делятся на:

- всероссийские, распространяемые по всей территории страны ("Крестьянка", "Работница", "Женское счастье" и др.);

- республиканские ("Женщина", "Сююмбике" (Татарстан) и др.);

-региональные, распространяемые в одной или нескольких областях (тюменская "Сударыня" и др.);

- городские ("Яблоко" (Саратов) и др.),

- международные ("Cosmopolitan", "Elle" и др.).

По аудиторному признаку женские издания предназначены либо массовой, либо специальной аудитории и образуют следующие группы:

- адресованные всем женщинам России ("Работница", "Крестьянка", "Сударушка");

- адресованные региональным или этническим женским сообществам ("Женщины Дагестана");

- адресованные различным возрастным группам (подросткам и молодежи -- "Yes", "Cool Girl", женщинам среднего активного возраста -- "Cosmopolitan", "Elle");

- адресованные женщинам-матерям ("Няня", "Мамина газета", "Мой малыш");

- адресованные семье ("Домашний очаг");

- адресованные представительницам различных женских профессий ("Супермодель");

- адресованные женщинам с высоким уровнем дохода ("Harper's Bazaar", "Elle", "Vogue").

По целевому назначению женскую прессу можно разделить на издания:

- общесоциальной направленности ("Работница", "Москвичка");

- просветительные, образовательной направленности ("Сударушка", "Женский клуб");

- информационно-познавательные ("Венера-пресс") и проблемно-информационные ("Диалог");

- развлекательные ("Oops!");

- прикладные, практические (журналы мод и т.п.);

- рекламно-информационные ("Алиса").

По предметно-тематической специализации можно выделить издания общесоциальной направленности и специализированные по тому или иному кругу тем и проблем (например, издания, посвященные здравоохранению (журнал "Здоровье для женщины"). Особую группу составляют журналы мод и издания, преподающие технику шитья, рукоделия, ведения домашнего хозяйства, художественного творчества и мастерства.

Если говорить о периодичности женской прессы, то больше всего насчитывается ежемесячных журналов, меньше газет и пока совсем отсутствуют ежедневные издания. Большинство изданий выходит на русском языке, но есть и национальные издания.

Если задаваться вопросом о перспективах развития женской прессы, то это вопрос сложный. В значительной мере ее будущее зависит от того, как будет развиваться страна. Однако руководители женских изданий считают, что в дальнейшем будут создаваться, прежде всего, специализированные издания, ориентированные на те аудиторные и тематические классы, которые еще не закрыты существующими изданиями (разные возрастные, профессиональные, социальные категории читателей, журналы с прикладной тематикой).

Специальные СМИ.

Специализированная периодика, телевизионные и радиопрограммы предназначены для отдельных групп потребителей информационного продукта. Эти группы могут различаться по социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, образование, уровень доходов), по национальной и расовой принадлежности, по личным интересам и т.д. Тематически специализированные СМИ ориентированы именно на тот сегмент аудитории, который они обслуживают. Скажем, в журналах для домохозяек без особого труда можно отыскать кулинарные рецепты и полезные советы по ведению домашнего хозяйства, а спортивные передачи и даже целые телевизионные каналы знакомят болельщиков с подробностями событий из области спорта.

Параметры типологизации печатных СМИ.

Параметры типологизации, то есть признаки, которые учитываются при типологической характеристике, могут быть различны. Как правило, за основу принимаются форма распространения (носитель), регион распространения, форма собственности, аудитория, время выхода, периодичность, формат.

По форме распространения (по носителю) различают газеты, журналы, бюллетени и т.д. Регион распространения - территория, на которой распространяется то и иное издание. Распространение транснациональных СМИ не ограничивается границами одного государства, их продукция доступна для аудитории разных стран. Общенациональные СМИ охватывают территорию всей страны, либо ее большую часть. Региональные издания обслуживают отдельные регионы, границы которых определены рамками государственно-административного деления, либо части страны, которые идентифицируются по политическим, национальным, культурным и другим условиям развития. Городские и местные СМИ распространяются соответственно на территории городов, либо небольших населенных пунктов.

Форма собственности - одна из характеристик СМИ как субъекта рыночных отношений, является основанием для анализа средств массовой информации с точки зрения источников финансирования, вложенного капитала. В процессе развития СМИ сформировались три основных типа изданий с различными формами собственности: частные, государственные, общественные.

СМИ - частные предприятия - осуществляют деятельность на средства частных лиц, организации, корпораций, в основе их функционирования лежит частный капитал. Различают несколько видов частных СМИ. К наиболее распространенным можно отнести индивидуальные предприятия, холдинги, конгломераты. В индивидуальных (или фамильных) предприятиях собственность на контрольный пакет акций переходит из поколения в поколение представителям одного и того же круга владельцев (чаще одной и той же семьи). Холдинги или многоотраслевые концерны, корпорации, «цепи» - группы компаний и предприятий печати, связанные между собой общими финансовыми интересами. Конгломераты - объединения смешанных групп, охватывающие различные сферы деятельности.

Государственные СМИ находятся в собственности государственных структур и обычно значительную часть финансирования получают из госбюджета.

Общественные СМИ, согласно принципам функционирования, ограждены от влияния большого бизнеса и государства. Это достигается за счет использования особых источников финансирования и методов управления. Финансовыми поступлениями общественных медиа - компаний могут быть доходы от рекламы, государственные субсидии, благотворительные взносы и т.д.

Периодичность определяется частотностью выхода издания в определенный период времени. Различают ежедневные (выходят 4-5 раз в неделю и чаще), выходящие 2-3 раза в неделю, еженедельные, ежемесячные, выходящие раз в квартал, раз в полгода, ежегодные издания и т.д. Издания также могут не иметь регулярной периодичности выхода.

Для печатной продукции установлены стандартные размеры полос - А2 (большой формат, характерный для качественной общенациональной прессы), A3 (половина большой газетной полосы, таким форматом обычно выходят массовые газеты), А4 (формат журналов новостей).

Исходя из того, для какой аудитории предназначено печатное издание, можно выделить универсальные и специализированные средства массовой информации. Кроме того, аудиторный признак характеризует социальный и политический аспект функционирования СМИ и является основной категорией при описании массовой и качественной журналистики.

Универсальные СМИ (издания общеполитической тематики, общего профиля) рассчитаны на широкую аудиторию. Общественно-политическая, культурная и другая самая разнообразная информация, представленная в таких изданиях, предназначена для любого человека, интересующегося текущими событиями.

Специализированная периодика, телевизионные и радиопрограммы предназначены для отдельных групп потребителей информационного продукта. Эти группы могут различаться по социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, образование, уровень доходов), по национальной и расовой принадлежности, по личным интересам и т.д. Тематически специализированные СМИ ориентированы именно на тот сегмент аудитории, который они обслуживают. Скажем, в журналах для домохозяек без особого труда можно отыскать кулинарные рецепты и полезные советы по ведению домашнего хозяйства, а спортивные передачи и даже целые телевизионные каналы знакомят болельщиков с подробностями событий из области спорта.

Термины «массовая» и «качественная» журналистика в большей степени используются для характеристики печатной продукции. Эти виды прессы отличаются друг от друга содержанием, формой подачи материалов. Однако определяющим в данном случае является аудиторный признак. Массовая пресса ориентирована на людей с невысоким уровнем образования, ее читатели - те, кто хочет отдохнуть, поразвлечься, узнать о разного рода скандалах и сенсациях. Содержание популярных, массовых изданий носит развлекательный, сенсационный характер. Им не свойственна высокая степень аналитичности, и как следствие практически отсутствуют материалы публицистических жанров. Для массовой периодики характерным является обилие иллюстраций, фотографий, крупные броские заголовки. Однако не следует рассматривать массовую печать как нечто второсортное, как продукцию низкого профессионального уровня. Вернее будет вести речь об особых правилах и стандартах, которые присущи данному виду журналистики.

Качественные СМИ предназначены для политиков, представителей деловых кругов, управленцев, тех, кто управляет и обладает политической и экономической властью, а также следит за развитием событий в этой области. Такие издания, как правило, учреждены и задействованы политически влиятельными группами людей, институтами общества (либо государственными институтами) для реализации их общественно значимых интересов и потребностей. Качественной прессе свойственна аналитичность. Графическая модель издания имеет строгий характер, умеренно используются иллюстрации и фотографии.

Классификация радио и телевидения.

Типологические характеристики радио:

1. Покрытие территории. Различается : проводное радио (Татарстан, Маяк, Авторадио) и Электронное-без проводов (Радио россии, Маяк).

-Первыми на УКВ диапазоне стали вещать коммерческие СМИ.

-FM вещание

-Интернет вещание.

2. Формат. Это концепция радиоканала, включающая в себя ритмы вещания, эстетические нормы программирования, работу ведущих. Понятие формат появилось в америке и изначально означало – подбор музыкальных композиций. В 70-х форматы разделились на: news и talk. Сейчас существует более 100 форматов (музыкальный, разговорный, новостной итп).

Телевидение: