1. Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям
Целью семинарских занятий по общей теории права является развитие самостоятельной, индивидуальной, профессиональной работы будущего юриста. В ходе подготовки к ним студент не только усваивает уже имеющуюся правовую информацию, но и ищет новую, самостоятельно решает предлагаемые задания, вырабатывает логическое мышление и практические навыки, формирует готовность к будущей практической деятельности.
В процессе занятий осуществляется проверка и закрепление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельного изучения литературы, обсуждаются проблемы теории права. На занятиях формируется умение студента логически и аргументированно излагать свои мысли, вырабатываются навыки оперирования юридическими терминами и употребления юридической лексики, пользования нормативными правовыми актами. Особо следует отметить, что во время проведения занятий осуществляется процесс воспитания правовой культуры студента.
Учебно-тематическим планом дисциплины «Общая теория права» предусмотрено проведение семнадцати семинарских занятий.
Студентам предлагаются разнообразные формы их проведения: устное обсуждение вопросов, решение практических заданий, ролевые игры и тематические дискуссии.
Прежде всего, на занятиях обсуждаются теоретические вопросы по теме семинарского занятия. Особенностями теории права как науки является то, что до сих пор учеными-юристами не достигнуто консенсуса в понимании многих юридических феноменов и явлений, что предопределяет наличие разнообразных (часто противоположных) взглядов относительно их сущности, содержания, структуры и др.
Кроме того, предлагаются практические задания, которые рассчитаны на ознакомление студентов с нормативными правовыми актами, анализ ими юридической практики, нахождение сущности внутренних элементов правовых явлений, поиск взаимосвязей в правовой системе, механизме правового регулирования.
Предусмотрено также проведение тематических дискуссий, позволяющих студентам научиться аргументированно отстаивать свою точку зрения. Им предоставляется возможность готовить научные доклады, выступать с ними перед аудиторией и отвечать на вопросы коллег-студентов и преподавателя. Несколько занятий организуется в виде ролевых игр, когда студентам предлагается в условиях, имитирующих реальную обстановку, закрепить полученные знания, приобрести навыки предстоящей юридической практики.
Подготовку к семинарским занятиям следует начинать с лекционного материала и изучения специальной литературы, указанной в пособии к каждому семинарскому занятию. Следует быть готовым участвовать в дискуссии по теме занятия. По желанию студента и предварительному согласованию с преподавателем им может быть подготовлен доклад или реферат по теме занятия. В целях обеспечения доступности научной литературы в качестве рекомендуемых к изучению указаны только источники последних лет и только те, которые имеются в библиотеке Академии управления. Для более глубокого изучения какой-либо темы можно воспользоваться рекомендуемой литературой в учебно-методическом пособии, изданном кафедрой1.
Для выполнения практических заданий, студенту необходимо иметь отдельную тетрадь. Практические задания всегда должны выполняться в письменной форме. Приветствуется ведение студентом наряду с конспектом лекций конспекта первоисточников, т. е. тезисного изложения основных идей ученых по изучаемой теме.
Особенности подготовки к занятиям, проводимым в форме ролевых игр, описаны отдельно в соответствующих темах. Обращаем особое внимание, что ролевая игра может быть проведена на должном уровне только в случае предварительной (за несколько недель до занятия) подготовки под руководством (научным консультированием) преподавателя.
Качество устных ответов и выполненных в тетради по семинарским занятиям практических заданий являются критериями оценки работы студента на семинарских занятиях в течение учебного года. Оценка уровня знаний и навыков студента, которые он продемонстрировал на семинарских занятиях, свидетельствует о степени его активности, желании, готовности, умении обучаться и учитывается при выставлении экзаменационной оценки.
- Содержание
- 1. Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям
- 2. Планы семинарских занятий
- Тема 1. Предмет и методология теории права
- I. Вопросы для устного обсуждения
- Практические задания
- Всеобщие
- (Правовые)
- Литература
- Тема 2. Происхождение государства
- Практические задания
- Литература
- Тема 3. Понятие и сущность государства как института социального управления
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- III. Литература
- Тема 4. Форма государства
- I. Вопросы для устного обсуждения
- Практические задания
- III. Литература
- Тема 5. Понятие и сущность права,
- Литература
- Тема 6. Право в системе социального регулирования
- I. Вопросы для устного обсуждения
- Практические задания
- Виды социальных норм и их характеристика
- Литература
- Тема 7. Нормы права
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- Признаки нормы права
- Структура правовой нормы
- III. Литература
- Тема 8. Источники (формы) права
- I. Вопросы для устного обсуждения
- Практические задания
- Литература
- Тема 9. Правотворчество
- Совет Республики
- Палата представителей
- II. Практические задания
- Литература
- Тема 10. Система права, система законодательства. Систематизация законодательства
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- Цели систематизации нормативных правовых актов
- Литература
- Тема 11. Правовые отношения
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- Юридическое содержание правоотношений
- Литература
- Тема 12. Правоприменительный процесс
- Ролевая игра на тему «Правоприменительный процесс в деятельности административной комиссии»
- Методика подготовки и проведения ролевой игры Общие требования
- II. Практические задания
- Формы реализации права
- Формы реализации права исполнительными и распорядительными органами в процессе правотворчества:
- 1. Определение круга юридически значимых фактов
- Устранение пробелов
- Нормативный правовой акт:
- Правоприменительный акт:
- Виды юридических документов в зависимости от характера правовой информации
- III. Литература
- Тема 13. Понятие и виды толкования права
- Виды толкования по субъекту
- Виды официального толкования
- III. Литература
- Тема 14. Правонарушение и юридическая ответственность
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- Формы вины
- III. Литература
- Тема 15. Правовое сознание и правовая культура
- I. Миниконференция на тему: «Правосознание белорусского общества: состояние и пути повышения уровня»
- II. Практические задания
- Подходы к пониманию правосознания
- Виды правосознания
- Типы правовой культуры человека
- Литература
- Тема 18. Основные правовые системы современности
- I. Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- III. Литература
- Тема 17. Правовое государство и гражданское общество
- Вопросы для устного обсуждения
- II. Практические задания
- Этапы развития гражданского общества
- II. Государство – для гражданского общества:
- III. Государство – для гражданского общества, гражданское общество – для государства
- III. Литература
- 3. Краткая энциклопедия «общей теории права» Предмет теории права
- Взаимосвязь теории права с другими гуманитарными науками
- Теория права в системе юридических наук
- Методология теории права
- Происхождение государства
- Понятие и признаки государства
- Государственный аппарат
- Связь права и государства
- Форма государства
- Форма правления
- Форма государственного устройства
- Политический режим
- Многообразие методологических подходов к пониманию права
- Типы правопонимания
- Понятие, признаки и виды социальных норм
- Понятие и признаки нормы права
- Виды норм права
- Структура нормы права
- Способы изложения нормы права
- Источники (формы) права
- Понятие и виды правотворчества
- Законотворчество
- Система права
- Система законодательства
- Систематизация законодательства
- Понятие и признаки правовых отношений
- Состав правоотношения
- Юридический факт
- Виды правоотношений
- Реализация права
- Формы реализации права
- Правоприменение как особая форма реализации права
- Правоприменительный акт
- Толкование юридических текстов
- Способы толкования
- Виды толкования
- Объем толкования
- Понятие и признаки правонарушения
- Виды правонарушений
- Состав правонарушения
- Понятие юридической ответственности
- Виды юридической ответственности в зависимости от отраслей права
- Правопорядок
- Правовое сознание
- Правовая культура
- Правовые системы современности
- Правовое государство
- Гражданское общество