logo search
Posobie_po_OTP_Praktika

1. Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям

Целью семинарских занятий по общей теории права является развитие самостоятельной, индивидуальной, профессиональной работы будущего юриста. В ходе подготовки к ним студент не только усваивает уже имеющуюся правовую информацию, но и ищет новую, самостоятельно решает предлагаемые задания, вырабатывает логическое мышление и практические навыки, формирует готовность к будущей практической деятельности.

В процессе занятий осуществляется проверка и закрепление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельного изучения литературы, обсуждаются проблемы теории права. На занятиях формируется умение студента логически и аргументированно излагать свои мысли, вырабатываются навыки оперирования юридическими терминами и употребления юридической лексики, пользования нормативными правовыми актами. Особо следует отметить, что во время проведения занятий осуществляется процесс воспитания правовой культуры студента.

Учебно-тематическим планом дисциплины «Общая теория права» предусмотрено проведение семнадцати семинарских занятий.

Студентам предлагаются разнообразные формы их проведения: устное обсуждение вопросов, решение практических заданий, ролевые игры и тематические дискуссии.

Прежде всего, на занятиях обсуждаются теоретические вопросы по теме семинарского занятия. Особенностями теории права как науки является то, что до сих пор учеными-юристами не достигнуто консенсуса в понимании многих юридических феноменов и явлений, что предопределяет наличие разнообразных (часто противоположных) взглядов относительно их сущности, содержания, структуры и др.

Кроме того, предлагаются практические задания, которые рассчитаны на ознакомление студентов с нормативными правовыми актами, анализ ими юридической практики, нахождение сущности внутренних элементов правовых явлений, поиск взаимосвязей в правовой системе, механизме правового регулирования.

Предусмотрено также проведение тематических дискуссий, позволяющих студентам научиться аргументированно отстаивать свою точку зрения. Им предоставляется возможность готовить научные доклады, выступать с ними перед аудиторией и отвечать на вопросы коллег-студентов и преподавателя. Несколько занятий организуется в виде ролевых игр, когда студентам предлагается в условиях, имитирующих реальную обстановку, закрепить полученные знания, приобрести навыки предстоящей юридической практики.

Подготовку к семинарским занятиям следует начинать с лекционного материала и изучения специальной литературы, указанной в пособии к каждому семинарскому занятию. Следует быть готовым участвовать в дискуссии по теме занятия. По желанию студента и предварительному согласованию с преподавателем им может быть подготовлен доклад или реферат по теме занятия. В целях обеспечения доступности научной литературы в качестве рекомендуемых к изучению указаны только источники последних лет и только те, которые имеются в библиотеке Академии управления. Для более глубокого изучения какой-либо темы можно воспользоваться рекомендуемой литературой в учебно-методическом пособии, изданном кафедрой1.

Для выполнения практических заданий, студенту необходимо иметь отдельную тетрадь. Практические задания всегда должны выполняться в письменной форме. Приветствуется ведение студентом наряду с конспектом лекций конспекта первоисточников, т. е. тезисного изложения основных идей ученых по изучаемой теме.

Особенности подготовки к занятиям, проводимым в форме ролевых игр, описаны отдельно в соответствующих темах. Обращаем особое внимание, что ролевая игра может быть проведена на должном уровне только в случае предварительной (за несколько недель до занятия) подготовки под руководством (научным консультированием) преподавателя.

Качество устных ответов и выполненных в тетради по семинарским занятиям практических заданий являются критериями оценки работы студента на семинарских занятиях в течение учебного года. Оценка уровня знаний и навыков студента, которые он продемонстрировал на семинарских занятиях, свидетельствует о степени его активности, желании, готовности, умении обучаться и учитывается при выставлении экзаменационной оценки.