22.Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций.
Для обеспечения государственной безопасности Россия (как и любое современное государство) имеет систему государственных структур, обладающих специфическими полномочиями, основными отличительными чертами которых являются:
1. Их создание не должно противоречить законодательству Российской Федерации и может предусматриваться: Конституцией Российской Федерации; федеральными конституционными законами; федеральными законами; подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными (если речь идет о создании в министерстве или ведомстве специального структурного подразделения).
2. В зависимости от предназначения они могут действовать на постоянной (комиссии) или временной основе (оперативные штабы).
3. Объем и характер их полномочий может определяться федеральными законами или подзаконными нормативными правовыми актами.
4. Постоянно действующие органы исполнительной власти могут наделяться дополнительными властными полномочиями.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти (часть 3 статьи 5). Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации как часть единой системы государственной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов также образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (часть 2 статьи 77).
Субъекты Российской Федерации уполномочены самостоятельно устанавливать путем принятия собственных нормативных правовых актов систему органов государственной власти и определять их полномочия. При этом они должны исходить из основ конституционного строя, общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти (пункт "н" части 1 статьи 72; часть 1 статьи 77), из других положений Конституции Российской Федерации, конкретизирующих их федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.
Процесс регулирования, осуществляемый законодателем субъекта Российской Федерации, должен основываться на закрепленных Конституцией Российской Федерации принципах федеративного устройства и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Например, по смыслу статьи 71 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими статьями (11, 76, 77 и 78), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации и полномочия федеральных органов исполнительной власти. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в соответствующих отношениях, имеющих общефедеральное значение, но в той мере, в какой такое участие предусмотрено и допускается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.
Конституция Российской Федерации (пункт "м" статьи 71) определила, что оборона (в том числе и гражданская оборона) находится в ведении Российской Федерации. Определяя круг обязанностей, возлагаемых в этой сфере на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Федеральный закон от 31 мая 1996 года "Об обороне" устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны (подпункт 1 пункта 1 статьи 7).
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт "з" части 1 статья 72). Содержание данного предмета ведения и характер разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в этой сфере определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Его положения закрепляют общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и устанавливают соответствующие полномочия субъектов Российской Федерации и организационные формы их реализации. В частности, согласно статье 11 названного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Действующее правовое регулирование, основанное на единстве государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не влечет перераспределение предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, как они установлены статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации, направлено на достижение надлежащей координации деятельности составляющих эту систему органов, а закрепленные им порядок формирования и компетенция постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предполагают выполнение стоящих перед указанными органами государственной власти задач в конституционных пределах их полномочий.
Права и обязанности постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, определяются в соответствии с находящимися в системном единстве Федеральными законами "О гражданской обороне" и "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также вытекают из Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", который относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидацию их последствий (подпункт 5 пункта 2 статьи 26.3).
Установленный федеральными законами и изданными на их основе подзаконными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации порядок формирования комплектования и определения статуса органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не исключает участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных федеральными органами государственной власти пределах в определении статуса руководителей этих органов.
Формы и способы такого участия могут быть различны и предопределяются разграничением предметов ведения, закрепленным Конституцией Российской Федерации. В частности, по смыслу статьи 72 Конституции Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе в пределах своей компетенции самостоятельно осуществлять регулирование соответствующих отношений только в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Конституция Российской Федерации не препятствует в установленных федеральным законом пределах участию субъекта Российской Федерации в регулировании статуса органа, специально уполномоченного на осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий, и статуса его руководителя.
Функциями действующей системы безопасности Российской Федерации, впрочем, как и любого другого государства, являются:
выявление видов и реальности угроз объектам безопасности;
разработка и осуществление комплекса мер по их предупреждению и нейтрализации;
подготовка населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного вида;
создание и поддержание в готовности сил и средств специализированных функциональных систем и подсистем;
управление ими в повседневных условиях и при ЧС;
осуществление мер по восстановлению функционирования объектов безопасности, пострадавших от ЧС;
периодическая проверка реальности планов действия сил и средств, составляемых на случай возникновения ЧС конкретного вида, посредством проведения различных учений и тренировок;
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами.
Государственное управление при чрезвычайных ситуациях осуществляется в рамках единой системы управления ЧС. Органы государственной власти всех ветвей власти и в первую очередь исполнительной власти, являясь субъектами системы управления, в силу своего основного предназначения выполняют соответствующие задачи. Уполномоченным государственным органом в рассматриваемых условиях является МЧС России.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как специальная система государственного управления в ЧС она построена по административно-производственному принципу. Основными задачами в области гражданской обороны являются:
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
- 2. Государство как организация: отличительные черты, миссия, ресурсы.
- 3.Публичная власть. Основные научные концепции власти.
- 4. Сферы и функции государственного управления.
- 5.Ресурсы государственного управления.
- 6. Проблема оценки эффективности государственного управления.
- 8. Основные противоречия системы государственного управления и способы их разрешения. (конфликты)
- 9. Бюрократизм в государственном и муниципальном управлении: понятие, причины, пути преодоления.
- 10. Форма правления как способ организации высших органов государственной власти.
- 11. Форма государственного устройства как отражение территориального распределения власти и функций управления.
- 12. Роль политического режима в системе государственного управления.
- 13. Типология и типы методов государственного управления.
- 14. Экономические, политические и административные методы государственного управления, метод контроля в политике государства.
- 15. Институты непосредственной и представительной демократии в системе государственного управления.
- 16. Роль политических партий в функционировании системы представительства.
- 17. Исполнительные органы в системе государственного управления.
- 18.Взаимодействие представительных и исполнительных органов государства. Теория разделения властей.
- 19. Политическая сфера государственного управления: оборона, государственная безопасность, иностранные и внутренние дела.
- 20. Экономическая политика государства: задачи, направления, методы.
- Административные меры
- Экономические меры
- Институциональные меры
- 21. Содержание, задачи социальной политики и понятие социального государства и социального партнерства.
- 22.Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций.
- 23. Типология органов государственной власти: высшие, центральные, органы субъектов федерации, местные органы, органы местного самоуправления.
- 24. Специфика органов государственной власти в унитарном и федеративном государстве.
- 25. Россия как федеративное государство. Особенности федеративных отношений в России.
- 26. Основные тенденции и процессы изменения федеративных отношений в России. Укрепление государственной вертикали власти.
- Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации
- 28. Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования, конституционный статус, структура, функции и полномочия.
- 3.1 Полномочия Государственной Думы
- 3.2 Полномочия Совета Федерации
- 29. Правительство Российской Федерации: формирование, состав, функции, порядок работы. Политическая ответственность правительства.
- 30. Федеральный и региональный уровни представительной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами в России.
- 31. Администрация Президента Российской Федерации и полномочные представители Президента в системе государственного управления: формирование, состав, задачи, полномочия, формы работы.
- 32.Основные направления административной реформы в Российской Федерации и их реализация.
- 33. Профессионально-важные качества государственного или муниципального служащего.
- 34. Кадровое обеспечение государственной службы. Законодательство о государственной службе. Кадровая политика в государственной службе.
- 35. Кадровое обеспечение муниципальной службы. Особенности поступления. Прохождения и увольнения с муниципальной службы.
- 1. Общими основаниями прекращения служебного договора и увольнения с должности муниципальной службы является:
- 36. Управленческая информация в государственном и муниципальном управлении. Ее виды, способы получения. Требования к
- 37. Состав Российской Федерации. Проблема асимметричности федерации.
- 38. Судебная система Российской Федерации: совокупность судов и судебных учреждений. Судебные должностные лица, их компетенция, полномочия.
- 43. Институт и органы конституционного контроля в Российской Федерации.
- 44. Понятие законности и правопорядка. Законность в государственном и муниципальном управлении.
- 45. Ответственность в государственном и муниципальном управлении. Виды и содержание ответственности.
- 46. Организация исполнительных органов государственной власти в субъектах рф. Администрация субъекта рф.
- 47. Федеральный округ как уровень государственно-административного управления.
- 48. Муниципальное образование. Основные виды муниципальных образований в рф.
- 49. Экономические основы местного самоуправления. Муниципальная собственность как основная часть экономическо-финансовой основы местного самоуправления.
- 50. Территориальное общественное самоуправление: понятие и основные черты.