logo
GMU

11. Форма государственного устройства как отражение территориального распределения власти и функций управления.

Фо́рмагосуда́рственногоустро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Форма государственного устройства показывает, как распределена власть в государстве по вертикали, отражает соотношение центральной власти и власти в отдельных частях государства.  В зависимости от формы государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные. Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства. Унитарное государство - единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административнотерриториальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики). В унитарном государстве единая законодательная, исполнительная и судебная власть. Для него характерны наличие единого законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административнотерриториальное образование назначается чиновник из центра, который отчитывается перед центральной властью (чаще - перед правительством). В демократических унитарных государствах развивается местное самоуправление. Федеративное государство - сложная форма государственного устройства. Федерация - форма государственного устройства, при которой в составе государства имеются несколько государственных территориальных образований, обладающих определенной степенью государственного суверенитета. Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.  Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации. В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти. В федерации существуют две системы законодательства - федерального и субъектов федерации. Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг). Важнейший вопрос любой федерации - распределение полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование. Распределение объема полномочий между федерацией и субъектами федерации зависит от того, как складывается федерация: 1 вариант. Независимые суверенные государства объединяются в федерацию и часть своих суверенных полномочий передают образуемому новому федеральному государству (это те полномочия, которые лучше осуществлять сообща). Примером такого способа образования федерации является США. 2 вариант. -либо единое государство разделяется на части, -либо мощное государство подчиняет себе иные окружающие его суверенные государства. В этом случае центральная власть передает образуемым субъектам федерации часть своих полномочий, - те, что по её мнению, субъ-екты могут осуществлять самостоятельно. При 1 варианте объем полномочий субъектов федерации будет выше. Различаются федерации по принципу построения:  · территориальный;  · национальнотерриториальный  Территориальный принцип. Субъектами федерации, построенными по такому принципу, являются территориальные образования безотносительно от национального состава населения (США). Этот принцип является гарантией территориальной целостности государства. При национальнотерриториальном принципе образования субъектами федерации являются как территориальные, так и национальные образования (РФ). Отдельно при рассмотрении вопроса о государственном устройстве выделяют конфедерации. Конфедерация - межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических). Конфедерация - неустойчивое образование, она -либо распадается, -либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности. Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государствачлены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации. Выделяют также ассоциативную форму государственного устройства - это нечто меньшее чем федерация, но большее, чем конфедерация - это союз государств, образующийся на договорной основе, со временем они ассоциируются (Европейское Сообщество, Парламентское Сообщество, Европейское Содружество по правам человека). Конфедерации, ассоциативные формы объединения - это не государства, поэтому точнее называть их не формой государственного устройства, а формой государственности. Форм объединения государств может быть множество, так, кроме названных, бывают содружества, блоки, коалиции и др. Теоретически четких и однозначных критериев разделения этих форм объединения не разработано. Различные авторы придерживаются различных точек зрения. Особенности объединения государств зависят от договоров, международных документов, на основе которых они объединяются. Эти вопросы более подробно изучаются в других учебных курсах. В рамках теории государства и права достаточно знания об унитарных и федеративных государствах, а также об особенностях конфедерации.