17. Исполнительные органы в системе государственного управления.
Если понимать государственную власть как совокупность полномочий, осуществляемых специальными государственными субъектами, то разграничение, разделение полномочий между ними и, в первую очередь, между органами государства - вполне естественный процесс, способствующий улучшению рациональной организации управления делами государства и общества в целом. Разграничение полномочий между различными государственными органами является одной, если не основной, составляющей концепции разделения властей.
Разделение властей не отменяет взаимодействия ветвей власти, единства государственной политики по принципиальным вопросам, единства действий всех ветвей в русле основных целей и задач государства. С другой стороны, концепция единства государственной власти не исключает размежевание различных органов, выполнение ими различных функций по осуществлению единой государственной власти. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках единой государственной власти. Однако, необходимо учитывать, что в законодательстве должны фиксироваться полномочия, компетенция и функции не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а лишь субъектов, реализующих ее на том или ином уровне.
В соответствии с теорией разделения властей, исполнительная власть - эта одна из самостоятельных и независимых властей в государстве, которая обладает совокупностью полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества), полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, но осуществляют указанные полномочия конкретные государственные органы, а точнее, система органов государства.
Принцип разделения властей един, а способы его реализации различны. В каждой стране государственный механизм имеет специфику и многочисленные особенности. Органы исполнительной власти могут принимать нормативные акты общего характера, вторгаясь в сферу законодательства (делегированное законодательство и регламентарная власть). Вместе с тем в отличие от представительных и судебных органов система органов исполнительной власти составляет единую вертикаль, т.е. нижестоящие органы и должностные лица подчинены вышестоящим и соответственно акты нижестоящих органов могут быть отменены вышестоящими.
Государственное управление и исполнительная власть представляют собой сложные образования, поэтому решение вопроса о соотношении этих понятий имеет важное значение прежде всего с позиций определения системы органов исполнительной власти, их отграничения от органов иных ветвей государственной власти и соответственно от органов государственного управления.
Определить государственное управление можно как исполнительно-распорядительную деятельность органов государственного управления, иных субъектов государственного управления в различных сферах и областях (отраслях) государственной и общественной жизни.
- 2. Государство как организация: отличительные черты, миссия, ресурсы.
- 3.Публичная власть. Основные научные концепции власти.
- 4. Сферы и функции государственного управления.
- 5.Ресурсы государственного управления.
- 6. Проблема оценки эффективности государственного управления.
- 8. Основные противоречия системы государственного управления и способы их разрешения. (конфликты)
- 9. Бюрократизм в государственном и муниципальном управлении: понятие, причины, пути преодоления.
- 10. Форма правления как способ организации высших органов государственной власти.
- 11. Форма государственного устройства как отражение территориального распределения власти и функций управления.
- 12. Роль политического режима в системе государственного управления.
- 13. Типология и типы методов государственного управления.
- 14. Экономические, политические и административные методы государственного управления, метод контроля в политике государства.
- 15. Институты непосредственной и представительной демократии в системе государственного управления.
- 16. Роль политических партий в функционировании системы представительства.
- 17. Исполнительные органы в системе государственного управления.
- 18.Взаимодействие представительных и исполнительных органов государства. Теория разделения властей.
- 19. Политическая сфера государственного управления: оборона, государственная безопасность, иностранные и внутренние дела.
- 20. Экономическая политика государства: задачи, направления, методы.
- Административные меры
- Экономические меры
- Институциональные меры
- 21. Содержание, задачи социальной политики и понятие социального государства и социального партнерства.
- 22.Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций.
- 23. Типология органов государственной власти: высшие, центральные, органы субъектов федерации, местные органы, органы местного самоуправления.
- 24. Специфика органов государственной власти в унитарном и федеративном государстве.
- 25. Россия как федеративное государство. Особенности федеративных отношений в России.
- 26. Основные тенденции и процессы изменения федеративных отношений в России. Укрепление государственной вертикали власти.
- Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации
- 28. Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования, конституционный статус, структура, функции и полномочия.
- 3.1 Полномочия Государственной Думы
- 3.2 Полномочия Совета Федерации
- 29. Правительство Российской Федерации: формирование, состав, функции, порядок работы. Политическая ответственность правительства.
- 30. Федеральный и региональный уровни представительной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами в России.
- 31. Администрация Президента Российской Федерации и полномочные представители Президента в системе государственного управления: формирование, состав, задачи, полномочия, формы работы.
- 32.Основные направления административной реформы в Российской Федерации и их реализация.
- 33. Профессионально-важные качества государственного или муниципального служащего.
- 34. Кадровое обеспечение государственной службы. Законодательство о государственной службе. Кадровая политика в государственной службе.
- 35. Кадровое обеспечение муниципальной службы. Особенности поступления. Прохождения и увольнения с муниципальной службы.
- 1. Общими основаниями прекращения служебного договора и увольнения с должности муниципальной службы является:
- 36. Управленческая информация в государственном и муниципальном управлении. Ее виды, способы получения. Требования к
- 37. Состав Российской Федерации. Проблема асимметричности федерации.
- 38. Судебная система Российской Федерации: совокупность судов и судебных учреждений. Судебные должностные лица, их компетенция, полномочия.
- 43. Институт и органы конституционного контроля в Российской Федерации.
- 44. Понятие законности и правопорядка. Законность в государственном и муниципальном управлении.
- 45. Ответственность в государственном и муниципальном управлении. Виды и содержание ответственности.
- 46. Организация исполнительных органов государственной власти в субъектах рф. Администрация субъекта рф.
- 47. Федеральный округ как уровень государственно-административного управления.
- 48. Муниципальное образование. Основные виды муниципальных образований в рф.
- 49. Экономические основы местного самоуправления. Муниципальная собственность как основная часть экономическо-финансовой основы местного самоуправления.
- 50. Территориальное общественное самоуправление: понятие и основные черты.