25. Россия как федеративное государство. Особенности федеративных отношений в России.
Российская Федерация – федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.
Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации – республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.
Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом. Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал добровольного объединения ее субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ 1993 г.
Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации: 1) государственная целостность; 2) равноправие и самоопределение народов; 3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ)
15-летний опыт формирования качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации убеждает в том, что всесторонняя интеграция – это объективно необходимый для любой Федерации процесс. Следует совершенствовать федеративное устройство России законодательными мерами, с учетом необходимых и законных потребностей всех субъектов Федерации. Для этого необходимо исследование правовых основ российского федерализма, существующих в современном мире практик распределения полномочий, бюджетных средств и других ресурсов между федеральным центром и субъектами федерации, а также других проблем федеративных отношений.
Начальный этап развития федеративных отношений, последовавший за разрушением прежнего государственного устройства, характеризовался стремлением почти всех административных единиц тогдашней России к обладанию особыми властными полномочиями.
Несмотря на многоаспектный характер научных исследований в области развития федеративных отношений на современном этапе централизации государственной власти Российской Федерации, за последние годы не было проведено комплексного научного исследования концептуальных конституционно-правовых основ Российской Федерации как федеративного государства, а также перспектив развития федеративно-правовых отношений в России. Продолжающаяся в стране правовая реформа ставит перед исследователями немало вопросов, которые ждут своего решения.
По своему социальному содержанию российский федерализм представляет собой объединение конгламеративно-территориальных общностей, по сути, являющееся цементирующей силой многонационального федеративного государства. Это одна из важнейших особенностей российского федерализма, находящая свое отражение, как в его структуре, так и в содержании федеративных отношений. Другая не менее важная особенность современного российского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются национально-территориальные начала; он связан с процессом демократизации политической системы. Существенное влияние на развитие оказывают и такие факторы, как размеры территории страны, многонациональность состава населения, большое разнообразие условий и возможностей развития. Все это указывает на то, что в отличие от зарубежных государств федерализм для Российского государства - это одна из возможных форм политико-территориальной организации государства, наиболее приемлемая форма демократической организации.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2. Государство как организация: отличительные черты, миссия, ресурсы.
- 3.Публичная власть. Основные научные концепции власти.
- 4. Сферы и функции государственного управления.
- 5.Ресурсы государственного управления.
- 6. Проблема оценки эффективности государственного управления.
- 8. Основные противоречия системы государственного управления и способы их разрешения. (конфликты)
- 9. Бюрократизм в государственном и муниципальном управлении: понятие, причины, пути преодоления.
- 10. Форма правления как способ организации высших органов государственной власти.
- 11. Форма государственного устройства как отражение территориального распределения власти и функций управления.
- 12. Роль политического режима в системе государственного управления.
- 13. Типология и типы методов государственного управления.
- 14. Экономические, политические и административные методы государственного управления, метод контроля в политике государства.
- 15. Институты непосредственной и представительной демократии в системе государственного управления.
- 16. Роль политических партий в функционировании системы представительства.
- 17. Исполнительные органы в системе государственного управления.
- 18.Взаимодействие представительных и исполнительных органов государства. Теория разделения властей.
- 19. Политическая сфера государственного управления: оборона, государственная безопасность, иностранные и внутренние дела.
- 20. Экономическая политика государства: задачи, направления, методы.
- Административные меры
- Экономические меры
- Институциональные меры
- 21. Содержание, задачи социальной политики и понятие социального государства и социального партнерства.
- 22.Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций.
- 23. Типология органов государственной власти: высшие, центральные, органы субъектов федерации, местные органы, органы местного самоуправления.
- 24. Специфика органов государственной власти в унитарном и федеративном государстве.
- 25. Россия как федеративное государство. Особенности федеративных отношений в России.
- 26. Основные тенденции и процессы изменения федеративных отношений в России. Укрепление государственной вертикали власти.
- Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации
- 28. Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования, конституционный статус, структура, функции и полномочия.
- 3.1 Полномочия Государственной Думы
- 3.2 Полномочия Совета Федерации
- 29. Правительство Российской Федерации: формирование, состав, функции, порядок работы. Политическая ответственность правительства.
- 30. Федеральный и региональный уровни представительной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами в России.
- 31. Администрация Президента Российской Федерации и полномочные представители Президента в системе государственного управления: формирование, состав, задачи, полномочия, формы работы.
- 32.Основные направления административной реформы в Российской Федерации и их реализация.
- 33. Профессионально-важные качества государственного или муниципального служащего.
- 34. Кадровое обеспечение государственной службы. Законодательство о государственной службе. Кадровая политика в государственной службе.
- 35. Кадровое обеспечение муниципальной службы. Особенности поступления. Прохождения и увольнения с муниципальной службы.
- 1. Общими основаниями прекращения служебного договора и увольнения с должности муниципальной службы является:
- 36. Управленческая информация в государственном и муниципальном управлении. Ее виды, способы получения. Требования к
- 37. Состав Российской Федерации. Проблема асимметричности федерации.
- 38. Судебная система Российской Федерации: совокупность судов и судебных учреждений. Судебные должностные лица, их компетенция, полномочия.
- 43. Институт и органы конституционного контроля в Российской Федерации.
- 44. Понятие законности и правопорядка. Законность в государственном и муниципальном управлении.
- 45. Ответственность в государственном и муниципальном управлении. Виды и содержание ответственности.
- 46. Организация исполнительных органов государственной власти в субъектах рф. Администрация субъекта рф.
- 47. Федеральный округ как уровень государственно-административного управления.
- 48. Муниципальное образование. Основные виды муниципальных образований в рф.
- 49. Экономические основы местного самоуправления. Муниципальная собственность как основная часть экономическо-финансовой основы местного самоуправления.
- 50. Территориальное общественное самоуправление: понятие и основные черты.