9. Бюрократизм в государственном и муниципальном управлении: понятие, причины, пути преодоления.
Бюрократия (бюрократизм как производное явление) представляет собой такую форму осуществления власти (прежде всего государственной), при которой имеет место подмена общей воли организации (общества, граждан) волей группы лиц.
Такая подмена инициируется многими причинами: нерациональным построением государственного аппарата, в котором немало дублирующих, параллельных структур; отсутствием или слабым правовым регулированием процессов управления с точки зрения как материальных, так и процессуальных норм; низким уровнем контроля за соблюдением установленных процедур; недостаточной профессиональной подготовкой политических деятелей и государственных служащих.
Реалии истории и современности убедительно показывают, что при бюрократизме идет подмена не только воли, но и интересов и целей. Отсюда культ руководителя, мессианское мышление чуть ли не каждого «начальника», замкнутость, верноподданность окружения, скрытые механизмы подбора кадров и многое другое. Бюрократизм приводит к тому, что в результате подмены групповые интересы, цели и воля начинают выдаваться за общие. Власти в таких случаях делают вид, что они действуют от имени и по поручению всех и что они ни говорят и ни вершат, то все якобы во благо всех, для пользы и развития, хотя все имеют по соответствующим вопросам иное, часто противоположное мнение. Формализм, чинопочитание, многописание и т.п. — есть не что иное, как атрибутика бюрократизма, его оформление, сокрытие за «внешним» сути «внутреннего» — использование власти ради личной корысти.
Существует смешение понятий, часто являющееся источником путаницы и взаимного непонимания людей. В отличие от бюрократического способа организации управлениябюрократизм — болезнь общемировая, в той или иной степени распространенная почти во всех странах. По масштабам и количеству приносимого человечеству зла она, пожалуй, сравнима с загрязнением окружающей среды.
В точном смысле слова бюрократизм означает власть « бюро», т.е. письменного стола, — не народа, даже не конкретного лица, а должностной позиции. Иными словами, вспомогательная функция, призванная служить людям, быть орудием в их руках, приобретает над ними власть. Система рационального отправления дел из инструмента превращается в самодовлеющую машину.
Чиновник в принципе не может быть абсолютно бесстрастным исполнителем, как полагал Вебер. Он склонен использовать свое положение для собственной выгоды. На уровне социально-групповых взаимодействий это выглядит так: аппарат порой стремится навязать обществу собственный интерес как якобы всеобщий. Другой объективной основой для перерождения рациональной бюрократии является ее органический антидемократизм. Он возникает из мнимой монополии чиновника на компетентность, оставляющей за обычными людьми лишь роль просителей, ходатаев.
Поскольку первая задача чиновника — обеспечить соблюдение единых, общих для всех формальных правил, то постепенно она превращается в самоцель. Рациональная в своей основе форма приобретает черты бессмысленного ритуала, а содержание подменяется формой. Снижается уровень понимания проблем, встающих перед аппаратом, отдельными его звеньями и служащими.
Для понимания логики бюрократической машины важен известный закон Паркинсона: бюрократическая организация стремится к неограниченному расширению своего влияния. При этом не наблюдается стремления к повышению собственной ответственности за состояние дел — скорее наоборот. Максимизация масштабов и сферы своего контроля при минимизации ответственности — вот бюрократический идеал.
Часто бюрократизм отождествляют с волокитой, отписками, канцелярщиной и т.п. Однако эти внешние симптомы болезни неправомерно смешивают с ее внутренним содержанием, которое еще В.И. Ленин удачно определил как подчинение интересов дела интересам карьеры.
Бюрократизм включает следующие компоненты:
в политическом аспекте — чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти;
социальном — отчуждение этой власти от народа;
организационном — канцеляристская подмена содержания формой;
морально-психологическом — бюрократическая деформация сознания.
Также к причинам существования бюрократизма в сфере государственного управления можно отнести:
1) коллективный эгоизм работников аппарата, стремящихся реализовать свои интересы, которые нередко не совпадают с интересами общества и даже противоречат им;
2) отсутствие рациональной системы отбора и продвижения государственных служащих;
3) нерациональное построение государственного аппарата, в котором немало дублирующих, параллельных структур;
4) низкий уровень контроля за соблюдением установленных управленческих процедур;
5) недостаточная профессиональная подготовка политических деятелей и государственных служащих;
6) чрезмерная централизация государственного управления;
7) неразвитость демократических начал в обществе;
8) отсутствие строгого разграничения функций управления и др.
Основным путем преодоления бюрократизма в нашем обществе должно послужить резкое сокращение функций государства, ограничение круга его задач, сужение осуществляемых полномочий. Взамен все еще сложной иерархической системы государственного управления всем и вся необходимо повсеместно вводить различные формы социального самоуправления. Именно самоуправляющиеся социальные организмы (предприятия, села, поселки, города, регионы и т.д) могут послужить действенным рычагом в борьбе с бюрократизмом.
Не менее важную роль в борьбе с бюрократизмом должна играть и хорошо отлаженная система контроля управляемых за деятельностью управляющих. Действенный контроль «низов» необходимо будет ставить как заслон на пути различных извращений и злоупотреблений со стороны «верхов».
К ним можно отнести открытость процессов принятия общих решений, сокращение государственного аппарата, свободу доступа к информации, имеющей социальную значимость, повышение роли общественных организаций в управленческом процессе, реализацию принципа многопартийности и др.
Также контроль за бюрократией должен включать в себя такие меры как снятие ряда ограничений на трудовую и общественную самодеятельность, развитие государственно-общественного самоуправления (к примеру, деятельность творческих организаций), реализацию принципа состязательности программ руководителей, делегатов, депутатов, рассекречивание статистики и другие меры, которые, кстати говоря, в той или иной степени воплощаются в жизнь в последние годы в нашей стране в ходе коренных социально-экономических и политических преобразований.
Успешной борьбе с бюрократизмом могут и должны способствовать система социального оппонирования чиновничеству и социальный контроль за деятельностью аппарата в целом. Однако социальное оппонирование ни в коем случае не следует толковать как нечто антиаппаратное. Но управление нельзя доверять одному лишь аппарату. Необходимо сочетание демократического государственного управления с действенными механизмами социальнойсаморегуляции. Опыт (и положительный, и отрицательный) показывает, что повышение эффективности государственного управления практически невозможно, если оно не дополняется, не уравновешивается «разумными» механизмами социальной саморегуляции, стимулирующими гражданскую активность и общественный контроль. Такой системой социального оппонирования государственной власти призвано стать формирующееся в нашей стране гражданское общество с развитой системой саморегуляции.Васильев, А.А. Бюрократизм на государственной гражданской службе (социологический анализ) // Среднерусский вестник общественных наук. - 2008. - №3.- с.19-24.
Гражданское общество предполагает сбалансированное, взаимоограниченное сотрудничество государственных и негосударственных организаций (движений). Оно исключает какое-либо их противостояние и осуществляется с помощью представительной демократии, посредством реализации принципа разделения властей и их сбалансированности, утверждения рациональных механизмов плюрализма идей, исключения сверхконцентрации власти у какой-либо личности или социальной группы.
Именно гражданское общество разрушает монополию на власть, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций.
Кроме того, нам нужны специальное антибюрократическое законодательство, правовая защита человека от всех возможных форм бюрократизма, разработка и принятие нормативных актов о непременной компенсации за нанесенный материальный и моральный ущерб.
В целом для борьбы с коррупцией и бюрократизмом, принявших повсеместный масштабный характер, необходимо не только изучать, исследовать их объективные и субъективные корни, проводить критику фактов бюрократического отношения к человеку (которая всегда встречает активное противодействие как со стороны отдельного критикуемого, так и со сторону всего аппарата), а необходима целенаправленная, последовательная политика всего государства.При чем не очередной компании, как это не раз случалось в нашей истории, а именно политика, возведенная в ранг государства.
Также, стоит отметить, что, похоже, Правительство РФ во главе с Президентом , очевидно осознали масштабы этой всепоглощающей раковой болезни на теле государства, и начинают проводить осмысленные шаги в направлении борьбы с коррупцией и бюрократией. Это и создание при правительстве антикоррупционного комитета, и широко освещаемая в печати борьба с «оборотнями в погонах», и наметившаяся тенденция по передаче функций от госвласти в частные организации (например, передача полномочий ГИБДД по техосмотру, в руки частных компаний). Воротников. А.А. Политология: учебник для ВУЗов. - М.: "Издательство ПРИОР", 2010.
Но хотелось бы, чтобы был издан федеральный нормативный правовой акт, в котором были бы четко обозначены не только все реальные шаги по преодолению бюрократизма в нашей стране, раскрыт механизм их осуществления, но и предусмотрены конкретные санкции против любого чиновника, не взирая на его должность в государственном аппарате.
Бюрократизм как болезнь проще предотвратить, чем лечить, предлагая всевозможные пути преодоления. Большинство исследователей придерживаются мнения, что искоренить бюрократизм и его проявления невозможно, речь идет лишь о минимизации негативных последствий. Поэтому одним из путей именно преодоления бюрократизма может стать социологическое исследование предпосылок формирования этого негативного явления.
Итак, бюрократизм многолик, изменчив, он всегда стремится приспособиться к новым условиям и зачастую небезуспешно. Поэтому готовых рецептов борьбы против него, универсальных на все случаи жизни, нет. Преодоление бюрократизма требует постоянного критического анализа происходящего и всемерного совершенствования системы управления. Своевременная нейтрализация бюрократических поползновений руководителей любого уровня и любой сферы управления является залогом пробуждения инициативы и самодеятельности людей.
- 2. Государство как организация: отличительные черты, миссия, ресурсы.
- 3.Публичная власть. Основные научные концепции власти.
- 4. Сферы и функции государственного управления.
- 5.Ресурсы государственного управления.
- 6. Проблема оценки эффективности государственного управления.
- 8. Основные противоречия системы государственного управления и способы их разрешения. (конфликты)
- 9. Бюрократизм в государственном и муниципальном управлении: понятие, причины, пути преодоления.
- 10. Форма правления как способ организации высших органов государственной власти.
- 11. Форма государственного устройства как отражение территориального распределения власти и функций управления.
- 12. Роль политического режима в системе государственного управления.
- 13. Типология и типы методов государственного управления.
- 14. Экономические, политические и административные методы государственного управления, метод контроля в политике государства.
- 15. Институты непосредственной и представительной демократии в системе государственного управления.
- 16. Роль политических партий в функционировании системы представительства.
- 17. Исполнительные органы в системе государственного управления.
- 18.Взаимодействие представительных и исполнительных органов государства. Теория разделения властей.
- 19. Политическая сфера государственного управления: оборона, государственная безопасность, иностранные и внутренние дела.
- 20. Экономическая политика государства: задачи, направления, методы.
- Административные меры
- Экономические меры
- Институциональные меры
- 21. Содержание, задачи социальной политики и понятие социального государства и социального партнерства.
- 22.Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций.
- 23. Типология органов государственной власти: высшие, центральные, органы субъектов федерации, местные органы, органы местного самоуправления.
- 24. Специфика органов государственной власти в унитарном и федеративном государстве.
- 25. Россия как федеративное государство. Особенности федеративных отношений в России.
- 26. Основные тенденции и процессы изменения федеративных отношений в России. Укрепление государственной вертикали власти.
- Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации
- 28. Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования, конституционный статус, структура, функции и полномочия.
- 3.1 Полномочия Государственной Думы
- 3.2 Полномочия Совета Федерации
- 29. Правительство Российской Федерации: формирование, состав, функции, порядок работы. Политическая ответственность правительства.
- 30. Федеральный и региональный уровни представительной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами в России.
- 31. Администрация Президента Российской Федерации и полномочные представители Президента в системе государственного управления: формирование, состав, задачи, полномочия, формы работы.
- 32.Основные направления административной реформы в Российской Федерации и их реализация.
- 33. Профессионально-важные качества государственного или муниципального служащего.
- 34. Кадровое обеспечение государственной службы. Законодательство о государственной службе. Кадровая политика в государственной службе.
- 35. Кадровое обеспечение муниципальной службы. Особенности поступления. Прохождения и увольнения с муниципальной службы.
- 1. Общими основаниями прекращения служебного договора и увольнения с должности муниципальной службы является:
- 36. Управленческая информация в государственном и муниципальном управлении. Ее виды, способы получения. Требования к
- 37. Состав Российской Федерации. Проблема асимметричности федерации.
- 38. Судебная система Российской Федерации: совокупность судов и судебных учреждений. Судебные должностные лица, их компетенция, полномочия.
- 43. Институт и органы конституционного контроля в Российской Федерации.
- 44. Понятие законности и правопорядка. Законность в государственном и муниципальном управлении.
- 45. Ответственность в государственном и муниципальном управлении. Виды и содержание ответственности.
- 46. Организация исполнительных органов государственной власти в субъектах рф. Администрация субъекта рф.
- 47. Федеральный округ как уровень государственно-административного управления.
- 48. Муниципальное образование. Основные виды муниципальных образований в рф.
- 49. Экономические основы местного самоуправления. Муниципальная собственность как основная часть экономическо-финансовой основы местного самоуправления.
- 50. Территориальное общественное самоуправление: понятие и основные черты.