logo
GMU

10. Форма правления как способ организации высших органов государственной власти.

Форма правления - это механизм организации и взаимодействия высших органов государственной власти, прежде всего, главы государства, парламента и правительства. В связи с положением главы государства современные исследователи обычно выделяют две основные формы правления:

Монархия. Главный отличительный признак монархии - Глава государства получает власть по праву наследования и пожизненно. Макс Вебер относил монархию к традиционному типу легитимной власти, власть монарха основана на вере народа в святость традиций и право на управление тех, кто получил власть в соответствии с этими традициями.

Республика. Глава государства, - президент - избирается всем населением или его частью на определённый срок из числа граждан (по Веберу это Легальный или Рациональный тип власти, основанный на вере в законность существующего порядка в законное право властвующих на то, чтобы отдавать приказания). Возможны искажённые формы республики, когда президент не избирается гражданами, а провозглашается военным или революционным советом.

В современном мире существует много государств, которые нельзя отнести строго ни к одной из выделенных форм, - у них имеются признаки как монархии так и республиканской формы. У некоторых современных монархий есть действующие конституции, выборный монарх (например в Малайзии монарх избирается на 5 лет Особым совещанием представителей штатов федерации), коллективный монарх (ОАЭ). Эти характеристики не совсем укладываются в классическое определение монархии, где монарх является не только главой государства, но и сувереном (носителем гос. суверенитета).

В некоторых современных республиках также возникают элементы монархии, - например, институт пожизненного президентства (Республика Югославия в 1945-1991 г., Тунис в 1975-1988 гг., Индонезия, ЦАР, Туркмения), безальтернативные президентские выборы, в течение длительного периода закреплённые конституцией (Египет), наследственное президентство (КНДР - формально, Сирия, Азербайджан - фактически) Объём властных полномочий президента как главы государства в современных республиках может значительно различаться.

Кроме этого, форма правления характеризуется не только положением Главы государства, но и его взаимодействием с другими органами государственной власти - Парламентом /Представительным органом и Правительством. Здесь разнообразия ещё больше.

Поэтому исследователи с достаточным на то основанием выделяют ряд смешанных форм и типов монархий и республик.

Форма государственного правления характеризует:

механизм формирования высших органов государства и каково их строение;

механизм построения взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

механизм построения взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер.

Сформированные к началу двадцатого века критерии для различения форм правления и ныне сохраняют свое значение, все они (кроме явственно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: «чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. В данном случае речь идет не о том, что в развитых капиталистических странах, а иногда и в некоторых развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой (по своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии). Говоря о смешанных и «гибридных» формах правления, необходимо отметить тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.).

Такие модификации форм обусловлены несколькими причинами. Во-первых, практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не только и, может быть, не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов (эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства.

Отсутствие этого, как свидетельствует опыт противоборства законодательной и исполнительной власти в России (а отчасти - и внутри исполнительной власти) ведет к кризису всей политической системы. Создание смешанных и «гибридных» форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, это создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами. Например, превалирует долговременная тенденция значительного усиления власти премьер-министра, который из первого среди главных превращается по существу в хозяина правительства в условиях парламентарной формы правления: сам назначает и смещает министров без утверждения парламента. Роль правительства как коллегиального органа вытесняется единоличной властью премьер-министра.

Во-вторых, «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой, например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Парламентарной же в республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства (а оно нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. За полсотни послевоенных лет в парламентарной республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, средняя продолжительность их существования была менее года. Включение элементов президентской республики в парламентарную, а парламентаризма - в президентскую, применение других методов, помогает преодолеть недостатки «чистых» форм.

В-третьих, возникновение смешанных, «гибридных» форм связано с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием монистических идей и институтов. Примерами могут служить появление новой конституции Непала 1990 г. и фактическое изменение формы правления в Иордании в связи Королевскими прокламациями в 90-х годах при сохранении прежней власти одного и того же монарха.

Таким образом, в настоящее время сложилась достаточно большое количество форм государства. Среди основных, можно назвать абсолютную, дуалистическую, парламентскую монархии и президентскую, парламентскую, смешанную республики. Также в последние годы все чаще говорят о так называемых «гибридных» формах: соединяются черты республики и монархии, абсолютной и конституционной монархии, президентской и парламентарной республики. Наибольшее же распространения в мире сегодня принадлежит различным республиканским формам правления, что обуславливает актуальность их исследования.