3.Публичная власть. Основные научные концепции власти.
Публичная власть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.
Основные научные концепции власти.
1.телеологическая концепция власти.От греч. «цель». В ней власть понимается как способность достижения поставленных целей и получения намеченных результатов. В орбиту властных отношений включается не только взаимодействие людей, но и отношение человека с природой.
2.биологическая концепция власти.Власть рассматривается как механизм обуздания человеческой агрессивности, которая заложена в наиболее фундаментальных инстинктах человека, по своей природе, является существом биологическим.
Французский политолог М. Марсель – «власть не есть факт специфически человеческий, она имеет предпосылки и корни в биологической структуре, которая обща нам с животным».
3.Биохевиористская концепция власти. Исходит из того, что власть является особым типом поведения, основанным на возможности одних повелевать другими.
«Человек – властолюбивое животное».Он стремится к личной власти как к средству получения богатства, свободы, безопасности, престижа.
Политическая власть складывается из столкновения различных воль к власти. Общество стабильно тогда, когда существует баланс, равновесия политических сил.
4.Психологическая концепция власти. Находит источники власти в структуре бессознательного (впечатления детства, желания, инстинкты, страх и т.д.). Наличие у человека особых психических бессознательных установок делает его предрасположенным к определенным типам поведения, например, побуждает к добровольному подчинению, рабству ради личной защищенности, спокойствия.
5.структурно-функциональная концепция власти.Рассматривает власть как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на разделении функций между управляющими и управляемыми.
Коллективное существование людей, их совместная деятельность, невозможны без власти, т.к. именно власть вносит целесообразность в отношения между людьми закрепляя за ними выполнение определенных функций (ролей), наделяя соответствующими этим ролям статусами, в результате чего власть привносит в сознание человека порядок, гармонию, результативность, целесообразность. Следовательно, в этом случае власть ассоциируется с ее умением, способностью реализовать свою функцию управления.
6.конфликтологическая теория власти.Определяет власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов. Центральное место занимает марксистское понимание власти. Власть средство обеспечения управления обществом в условиях нарастающего различия интересов и развертывающейся классовой борьбы. Поэтому власть выражает волю экономически господствующего класса и прямо или косвенно осуществляет его интересы.
7.Отношенческая концепция власти. Выводит власть из отношений между социальными субъектами, один из которых влияет на второго. Власть возникает не как вещь или качество, принадлежащее или свойственное одному из них, а как отношение зависимости. Согласно данному подходу, власть представляет собой взаимодействие субъекта властной воли и объекта властного взаимодействия, т.е. без наличия субъектно-объектных отношений власть не возникает.
- 2. Государство как организация: отличительные черты, миссия, ресурсы.
- 3.Публичная власть. Основные научные концепции власти.
- 4. Сферы и функции государственного управления.
- 5.Ресурсы государственного управления.
- 6. Проблема оценки эффективности государственного управления.
- 8. Основные противоречия системы государственного управления и способы их разрешения. (конфликты)
- 9. Бюрократизм в государственном и муниципальном управлении: понятие, причины, пути преодоления.
- 10. Форма правления как способ организации высших органов государственной власти.
- 11. Форма государственного устройства как отражение территориального распределения власти и функций управления.
- 12. Роль политического режима в системе государственного управления.
- 13. Типология и типы методов государственного управления.
- 14. Экономические, политические и административные методы государственного управления, метод контроля в политике государства.
- 15. Институты непосредственной и представительной демократии в системе государственного управления.
- 16. Роль политических партий в функционировании системы представительства.
- 17. Исполнительные органы в системе государственного управления.
- 18.Взаимодействие представительных и исполнительных органов государства. Теория разделения властей.
- 19. Политическая сфера государственного управления: оборона, государственная безопасность, иностранные и внутренние дела.
- 20. Экономическая политика государства: задачи, направления, методы.
- Административные меры
- Экономические меры
- Институциональные меры
- 21. Содержание, задачи социальной политики и понятие социального государства и социального партнерства.
- 22.Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций.
- 23. Типология органов государственной власти: высшие, центральные, органы субъектов федерации, местные органы, органы местного самоуправления.
- 24. Специфика органов государственной власти в унитарном и федеративном государстве.
- 25. Россия как федеративное государство. Особенности федеративных отношений в России.
- 26. Основные тенденции и процессы изменения федеративных отношений в России. Укрепление государственной вертикали власти.
- Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации
- 28. Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования, конституционный статус, структура, функции и полномочия.
- 3.1 Полномочия Государственной Думы
- 3.2 Полномочия Совета Федерации
- 29. Правительство Российской Федерации: формирование, состав, функции, порядок работы. Политическая ответственность правительства.
- 30. Федеральный и региональный уровни представительной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами в России.
- 31. Администрация Президента Российской Федерации и полномочные представители Президента в системе государственного управления: формирование, состав, задачи, полномочия, формы работы.
- 32.Основные направления административной реформы в Российской Федерации и их реализация.
- 33. Профессионально-важные качества государственного или муниципального служащего.
- 34. Кадровое обеспечение государственной службы. Законодательство о государственной службе. Кадровая политика в государственной службе.
- 35. Кадровое обеспечение муниципальной службы. Особенности поступления. Прохождения и увольнения с муниципальной службы.
- 1. Общими основаниями прекращения служебного договора и увольнения с должности муниципальной службы является:
- 36. Управленческая информация в государственном и муниципальном управлении. Ее виды, способы получения. Требования к
- 37. Состав Российской Федерации. Проблема асимметричности федерации.
- 38. Судебная система Российской Федерации: совокупность судов и судебных учреждений. Судебные должностные лица, их компетенция, полномочия.
- 43. Институт и органы конституционного контроля в Российской Федерации.
- 44. Понятие законности и правопорядка. Законность в государственном и муниципальном управлении.
- 45. Ответственность в государственном и муниципальном управлении. Виды и содержание ответственности.
- 46. Организация исполнительных органов государственной власти в субъектах рф. Администрация субъекта рф.
- 47. Федеральный округ как уровень государственно-административного управления.
- 48. Муниципальное образование. Основные виды муниципальных образований в рф.
- 49. Экономические основы местного самоуправления. Муниципальная собственность как основная часть экономическо-финансовой основы местного самоуправления.
- 50. Территориальное общественное самоуправление: понятие и основные черты.