_ 5. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме соглашения о разделе продукции
Соглашение о разделе продукции (СРП) является формой инвестиционной деятельности, осуществляемой в процессе поиска, разведки и добычи минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации. СРП касается крупных инвестиций, осуществляемых как российскими, так и иностранными инвесторами.
Правовое регулирование СРП осуществляется Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции"*(793), Налоговым кодексом РФ (в части особенностей налогообложения СРП), другими федеральными законами и иными правовыми актами, совокупность которых составляет правовую инфраструктуру этой формы инвестиционной деятельности.
Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела между сторонами соглашения произведенной продукции в соответствии с положениями, установленными Законом о СРП.
Вопрос о правовой природе соглашения о разделе продукции дискутируется среди специалистов. По мнению одних, СРП, несмотря на наличие специфических условий, относится к гражданско-правовым договорам. Другие считают, что СРП является инвестиционным контрактом, построенным по модели административного договора. Административный договор отличается рядом особенностей, присущих также и СРП: участием в договоре субъекта, обладающего властными полномочиями, регулированием отношений, основанных на административном подчинении (налоговые, экологические и т.п.), системой лицензирования. В то же время имеются существенные различия между СРП и административными контрактами. Это судебный порядок разрешения споров, регулирование СРП значительного количества гражданско-правовых отношений и, наконец, отсутствие каких-либо преимуществ государства перед инвестором после заключения соглашения. Еще одна группа специалистов склонна предполагать, что СРП имеет форму экономической концессии. Сходство между концессионным договором и СРП заключается в том, что оба договора предусматривают передачу государством прав пользования имуществом иностранному или российскому инвестору; передаваемое имущество находится в исключительной государственной собственности; правовое регулирование отношений в рамках пользования передаваемым имуществом одинаково для российских и иностранных инвесторов. Однако Россия не пошла по пути концессионных договоров. СРП и договор экономической концессии различаются, в частности, по порядку налогообложения, праву собственности на произведенную продукцию, порядку поступления платежей в бюджет. Представляется наиболее отражающей правовую природу соглашения о разделе продукции точка зрения, согласно которой СРП, сочетая в себе гражданско-правовые и публично-правовые нормы, является по сути смешанным предпринимательским договором. В литературе отмечается, что соглашение содержит три основные группы условий: разрешительные, разрешительно-договорные, договорные. Поэтому СРП не может быть чисто гражданско-правовым договором, основанным на принципах равенства сторон, автономии воли, имущественной самостоятельности. В любом случае, поскольку предметом данного договора является специфичная деятельность в сфере природопользования, неизбежна публично-правовая регламентация отношений в части предоставления в пользование участков недр, содержащих полезные ископаемые, а также в части установления налоговых правил*(794).
Перечни участков недр, право пользования которыми предоставляется на условиях СРП, устанавливаются федеральными законами, а в отдельных случаях, предусмотренных Законом о СРП (незначительные по объему добываемого сырья месторождения или содержащие минеральное сырье, не относящееся к стратегическим видам), - решениями Правительства РФ и органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. На условиях раздела продукции разрешается предоставление не более 30% разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых (п.3 ст.2 Закона о СРП).
Соглашения о разделе продукции являются привлекательной формой организации инвестиционной деятельности как для самого инвестора, так и для государства. Для инвесторов СРП привлекательно тем, что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя не гарантирующие от коммерческого риска. Для государства преимущества СРП заключаются в том, что соглашения обеспечивают приток крупных инвестиционных вложений и, в отличие от форм заимствования, раздел продукции не грозит усилением долгового бремени или потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами, поскольку речь идет не о продаже недр, а об их аренде в течение определенного срока.
Инвестиционный характер СРП определяется, в числе прочего, основаниями для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Такими основаниями являются обстоятельства, требующие привлечения значительных инвестиций для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.
Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме соглашения о разделе продукции, являются Российская Федерация (государство), от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый участок недр, или уполномоченные ими органы, и инвесторы - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях СРП.
На стороне государства в соглашении выступают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принцип совместного ведения, связанный с федеративным устройством России, получил в литературе наименование принципа "двух ключей"*(795).
Для обеспечения эффективности инвестиционных вложений СРП заключаются, как правило*(796), по итогам конкурса или аукциона, проводимого в установленном действующим законодательством порядке. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Инвестиционный правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в освобождении инвестора от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль (для обычного способа раздела продукции - п.1 ст.8 Закона о СРП), платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции. Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной в результате добычи и переработки минерального сырья продукции: обычный и "прямой"*(797).
При обычном способе раздела (его называют также индонезийской моделью - по стране происхождения) из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению*(798); между государством и инвестором делится прибыльная продукция, за вычетом платежей за пользование недрами и компенсационной продукции; со стоимости своей части прибыльной продукции инвестор уплачивает налог на прибыль. При "прямом" разделе продукции исключается этап определения компенсационной продукции, инвестор не уплачивает налог на прибыль, а размер пропорции раздела продукции оговаривается каждым конкретным соглашением между государством и инвестором.
В литературе, посвященной анализу эффективности инвестиционной деятельности в форме СРП, приводятся различные точки зрения на предмет оценки механизмов раздела продукции. Подавляющее большинство специалистов считают, что "прямой" раздел наиболее привлекателен для российских инвесторов, поскольку обеспечивает независимость вкладываемых средств от изменений налогового законодательства. Инвестор получает гарантии на долгосрочную перспективу по количеству продукции, остающейся в его распоряжении. В этих условиях в возвратности своих средств - в срок и в полном объеме - будут также уверены и кредиторы инвестора, что положительно отразится на общем инвестиционном климате. Упрощается реализация самого соглашения, поскольку у государства отпадает необходимость в постоянном контроле за правильностью определения компенсационной продукции, за исчислением и уплатой инвестором налогов.
Для иностранных инвесторов схемы "прямого" раздела продукции могут оказаться непривлекательными, так как порождают проблемы, связанные с возможностью фактически двойного налогообложения доходов инвестора. Один раз доходы инвестора в косвенной форме уменьшаются в принимающей стране за счет уменьшения его доли продукции при схеме "прямого" раздела, а второй раз эти доходы могут быть обложены налогом в той стране, где инвестор зарегистрирован как налогоплательщик. При "прямом" разделе продукции такой налогоплательщик не сможет предъявить своим национальным налоговым службам для целей зачета сумму налога на прибыль, уплаченную в стране, где он осуществлял коммерческую деятельность по реализации СРП.
Следует отметить, что в любом случае законодательное закрепление двух механизмов раздела продукции, а по сути двух вариантов подхода к заключению СРП, создает для инвестора большую экономическую свободу, определяющую возможность выбора того режима СРП, который наиболее отражает его интересы.
Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции поддерживается государством как путем использования традиционных способов протекционизма инвестиционной деятельности, так и с применением специальных мер, связанных с особенностями правового регулирования СРП. К традиционным мерам государственной поддержки следует отнести защиту имущественных и иных прав инвесторов, предоставление льгот по налогам и иным обязательствам (так, на инвестора и других лиц, участвующих в реализации СРП, не распространяются требования обязательной продажи валютной выручки - п.3 ст.15 Закона о СРП), обеспечение стабильности условий заключенных соглашений. Суть стабилизационной или "дедушкиной" оговорки заключается в том, что если в течение срока действия соглашения законодательством и иными правовыми актами будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в последнее вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения законодательства и иных правовых актов. Стабилизационная оговорка не касается изменений стандартов по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения (ст.17 Закона о СРП).
Специальные меры государственной поддержки СРП связаны с особенностями инвестиционной деятельности в этой форме, обусловленными, как правило, значительными объемами вложений и длительностью инвестиционных проектов. В частности, эти меры выражаются в предоставлении добросовестному инвестору (выполняющему принятые на себя обязательства) права требовать продления соглашения на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр (п.2 ст.5 Закона о СРП). Условия такого продления определяются соглашением.
В Законе о СРП предусмотрена гарантия инвесторам, содержащая по сути некий иммунитет на изменение действующих правовых актов. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности (ст.18 Закона о СРП).
Приведенное положение ст.18 в сочетании с возможностью продления срока действия соглашения по инициативе инвестора по сути на любой срок и стабилизационной оговоркой в том виде, в котором она содержится в ст.17 Закона о СРП, вызывает критику специалистов в отношении излишнего государственного протекционизма. Так, Н.Платонова пишет: "Исходя из содержания ст.17 и 18 Закона о СРП следует сделать вывод, что в соответствии с ними в течение ряда десятилетий к СРП не будут применяться новые нормативные акты, принимаемые на этих важнейших направлениях, либо негативные для инвесторов последствия их влияния должны будут возмещаться из бюджетных средств Федерации или ее субъектов"*(799).
Действительно, предусмотренные Законом о СРП преференции инвесторам превышают общепринятые в международной практике. Так, стабилизационные оговорки на случай изменения законодательства в других странах ограничиваются сроком, который в среднем составляет 10 лет. Положение Закона относительно коммерческих результатов деятельности инвестора, которые могут быть ухудшены вследствие изменения законодательства (ст.17), представляется весьма оценочным и сложным к применению, поскольку помимо изменения нормативной базы на предпринимательскую деятельность напрямую влияет еще целый ряд объективных и субъективных факторов.
Закон о СРП, конечно, требует совершенствования, что не исключает в целом весьма позитивного влияния этого законодательного акта на создание благоприятного инвестиционного климата в такой важной для России отрасли, как добыча и переработка минерального сырья.
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности
- Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской
- Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность
- Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Раздел V. Защита прав предпринимателей
- Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- Предисловие
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
- _ 2. Предпринимательское право и его место в российской правовой системе
- _ 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности - сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Конституционные основы предпринимательства
- _ 2. Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности
- _ 3. Особенности применения источников предпринимательского права
- _ 4. Применение норм иностранного права
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Общая характеристика предмета и метода предпринимательского права за рубежом
- _ 2. Основные источники предпринимательского права развитых стран с рыночной экономикой
- _ 3. Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности за рубежом
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности
- Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
- _ 2. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- _ 3. Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
- _ 4. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью
- _ 5. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Имущество как основа предпринимательской деятельности
- _ 2. Собственность, иные вещные права и предпринимательство
- _ 3. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности
- _ 4. Правовой режим отдельных видов имущества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Организационно-правовые основы
- _ 1. Индивидуальный предприниматель Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 2. Корпоративные формы предпринимательской деятельности Основные понятия
- Основные нормативные акты
- 2.1. Хозяйственные товарищество и общество: общие признаки и отличительные черты
- 2.2. Товарищества: полное и на вере
- 2.3. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 2.4. Акционерные общества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 3. Производственные кооперативы Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 5. Предпринимательская деятельность структурных подразделений коммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 6. Субъекты малого предпринимательства Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 7. Объединения в сфере предпринимательства Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 8. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития
- _ 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- _ 3. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
- 3.1. Правовой статус должника
- 3.2. Правовой статус кредитора
- 3.3. Собрание кредиторов
- 3.4. Правовой статус арбитражного управляющего
- 3.5. Арбитражный суд в делах о несостоятельности
- 3.6. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в процессе несостоятельности (банкротства)
- _ 4. Процедуры несостоятельности (банкротства)
- 4.1. Восстановительные процедуры
- 4.2. Наблюдение
- 4.3. Финансовое оздоровление
- 4.4. Внешнее управление
- 4.5. Конкурсное производство
- 4.6. Мировое соглашение
- 4.7. Упрощенные процедуры банкротства
- _ 5. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие, содержание и виды менеджмента
- _ 2. Функции и принципы менеджмента
- _ 3. Правовое обеспечение менеджмента. Бизнес-план и его юридическое значение
- _ 4. Правовой статус менеджера
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Государственное регулирование
- Основные нормативные акты
- _ 1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
- _ 2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- _ 3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии предпринимательской деятельности в Российской Федерации
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 3. Субъекты отношений по приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 4. Объекты приватизации и их классификация
- _ 5. Порядок и способы проведения приватизации
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства на конкуренцию
- _ 2. Понятие и виды монополий. Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке
- _ 3. Запрещение монополистической деятельности предпринимателей и неправомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
- _ 4. Правовая защита от недобросовестной конкуренции
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность
- Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Предприниматель и товарный рынок
- _ 2. Маркетинг в деятельности предпринимателя-товаропроизводителя и его правовое обеспечение
- _ 3. Правовое регулирование рекламы в системе маркетинга. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности
- _ 4. Биржевой товарный рынок
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Рынок ценных бумаг: место в общей структуре рыночной экономики, определение и виды
- _ 2. Законодательство о рынке ценных бумаг и его развитие
- _ 3. Эмитенты на рынке ценных бумаг
- _ 4. Эмиссия ценных бумаг
- _ 5. Правовое регулирование деятельности инвестора на рынке ценных бумаг
- _ 6. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и правовое регулирование их деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие валютного рынка
- _ 2. Валютный рынок и предпринимательская деятельность
- _ 3. Организация и проведение операций на валютном рынке
- _ 4. Государственное регулирование на валютном рынке
- _ 5. Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие рынка банковских услуг
- _ 2. Организация денежных расчетов
- _ 3. Банковские услуги по привлечению средств
- _ 4. Банковские услуги по размещению средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие рынка страховых услуг
- _ 2. Значение страхования для предпринимательской деятельности
- _ 3. Страхование как вид предпринимательской деятельности
- _ 4. Классификация страховых услуг. Отдельные виды страхования
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Аудит: понятие, сущность, виды
- 1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности и их сущность
- 1.2. Виды аудита
- _ 2. Субъекты рынка аудиторских услуг
- _ 3. Организация и регулирование аудиторской деятельности в России
- 3.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
- 3.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
- 3.3. Аудиторские объединения
- 3.4. Аттестация на право осуществления и лицензирование аудиторской деятельности
- _ 4. Порядок проведения аудита и правовая форма организации отношений по аудиту
- 4.1. Планирование аудита
- 4.2. Проведение аудита
- 4.3. Завершение аудита
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- _ 2. Субъекты инвестиционных отношений
- _ 3. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений
- _ 4. Лизинговые инвестиции
- _ 5. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме соглашения о разделе продукции
- _ 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие, особенности и структура внешнеэкономической деятельности
- _ 2. Внешнеэкономические сделки
- _ 3. Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Общая характеристика рынка труда
- _ 2. Субъекты рынка труда
- _ 3. Функционирование рынка труда
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие и особенности договоров в сфере предпринимательской деятельности
- _ 2. Заключение, изменение и расторжение договоров в сфере предпринимательской деятельности
- _ 3. Виды договоров в сфере предпринимательской деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Защита прав предпринимателей
- Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Формы и способы защиты прав предпринимателей
- _ 2. Судебные формы защиты прав предпринимателей
- 2.1. Конституционный Суд рф и защита прав предпринимателей
- 2.2. Защита прав предпринимателей арбитражным судом
- 2.3. Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции
- 2.4. Некоторые особенности рассмотрения споров, вытекающих из предпринимательской деятельности
- _ 3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- 3.1. Нотариальная защита
- 3.2. Защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах
- 3.3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- _ 2. Юридическая служба коммерческих организаций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература