logo search
Ответы ММП

Общая авария: основные понятия.

Под общей аварией понимают чрезвычайные расходы и/или пожертвования (убытки), произведенные намеренно и разумно для спасания судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них реальной опасности, которые в последующем распределяют соразмерно их стоимости между заинтересованными сторонами (судовладельцем, страховщиками судна, груза и др.). Определение понятия общей аварии приводится в ст. 232 КТМ. Общую аварию характеризуют четыре признака: общая опасность для судна, фрахта и груза, преднамеренность, разумность и чрезвычайность мероприятий и расходов, направленных на общее спасание. При отсутствии хотя бы одного из указанных четырех признаков авария не является общей. Конечные результаты принимаемых в порядке общей аварии мероприятий не влияют на признание расходов и убытков, произведенных преднамеренно, разумно и чрезвычайно для спасания от общей для всего «морского предприятия» (судна, фрахта и груза) опасности. Понесенные расходы и убытки подлежат распределению в порядке общей аварии.

В ст. 234, 235 КТМ СССР приведен широкий перечень случаев убытков или расходов, распределяемых в порядке общей аварии, при наличии ее признаков. Наиболее типичные из них следующие: убытки от выбрасывания за борт груза или принадлежностей судна, от повреждения судна или груза при принятии мер общего спасания, как, например, из-за проникновения воды в трюмы через люки, открытые для выбрасывания груза; убытки, возникшие в результате тушения пожара на судне, включая выбрасывание судна на берег или его затопление; убытки, причиненные судну или грузу преднамеренной посадкой судна на мель; расходы, произведенные в целях получения помощи, а также убытки, причиненные судну или грузу судами, которые оказывали помощь; чрезвычайные расходы по перегрузке груза, топлива или предметов снабжения из судна в лихтеры (суда), по найму лихтеров (судов) и по обратной погрузке на судно, произведенные в случае посадки судна на мель; расходы, вызванные вынужденным заходом судна в убежище или возвращением его в порт (место) погрузки вследствие несчастного случая или каких-либо других чрезвычайных обстоятельств, вызвавших необходимость такого захода или возвращения ради общей безопасности; в этом случае по общей аварии возмещаются расходы по заходу судна в порт, выходу судна оттуда со своим первоначальным грузом или частью его, по перекладке или выгрузке груза, топлива или предметов снабжения для исправления судовых повреждений, вызванных пожертвованием или несчастным случаем, если эти исправления были необходимы для безопасного продолжения рейса, расходы по обратной погрузке и укладке груза, топлива и предметов снабжения на это же судно, включая расходы по хранению и страхованию, если оно произведено разумно; потеря определенной суммы фрахта, вызванная утратой груза, в тех случаях, когда утрата груза возмещается в порядке распределения общей аварии. Из общей суммы потерянного фрахта исключаются расходы, которые были бы произведены владельцем для того, чтобы заработать этот фрахт, но которые из-за пожертвования произведены не были. Распределение убытков в порядке общей аварии производят в том случае, когда опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине одного из участников договора морской перевозки или третьего лица. В таких случаях участники общей аварии имеют право на взыскание с ответственного лица понесенных убытков. Под частной аварией следует понимать убытки и расходы по судну, грузу и фрахту, не предусмотренные правилами и не подпадающие под действие ст. 232, 234 и 235 КТМ СССР. Такие убытки и расходы не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет тот, кто фактически их понес или тот, на кого падает ответственность за их причинение. В ст. 238 КТМ приведены основные случаи расходов и убытков, не признаваемых общей аварией, даже при наличии ее признаков: стоимость выброшенного за борт самовозгоревшегося груза и груза, перевозившегося на судне не в соответствии с правилами и обычаями торгового мореплавания; убытки, причиненные тушением пожара тем частям судна и груза, которые были в огне; убытки, причиненные форсированием или иной работой двигателей, других механизмов и котлов судна, находившегося на плаву; всякие убытки и потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса, убытки от простоя судна, изменения цен и т. п.

Билет №11.