2. Правовой статус морского судна, экипажа и капитана
В соответствии со ст 7 КТМ РФ 1999 г. под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. В свою очередь, под торговым мореплаванием в Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
Следует отметить, что в большинстве международных морских конвенций отсутствует понятие судна. В иных же оно хотя и приводится, но не имеет универсального характера, а подчинено исключительно целям и задачам той или иной конвенции. Так, например, в соответствии со ст. 1 Международной конвенции о спасании 1989 г. судно означает любое судно или плавучее средство либо любое другое сооружение, способное осуществлять плавание
Если в морских конвенциях, регулирующих имущественные отношения, понятие «судно» имеет, как правило, ограниченные рамки, то в конвенциях технического характера это понятие может быть значительно шире. Например, согласно Правилу 3 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72) слово «судно» означает все виды плавучих средств, включая неводоизмещающие суда и гидросамолеты, используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде.
Международная конвенция МАРПОЛ-73/78 определяет судно, как эксплуатируемое в морской среде судно любого типа и включает подводные суда, плавучие средства, а также стационарные или плавучие платформы (ст.2).
Согласно положениям Конвенции о международной спутниковой связи 1976 г. (ИНМАРСАТ) определение судна включает эксплуатируемое в морской среде судно любого типа, в частности, непостоянно закрепленные платформы (ст.З).
Юрид.признаки присущее судну
1.Флаг,олицетвор.собой нац.судно
2.Название и № позволяющ.идентифиц.судно
3.Опред.порядок регистрации судна и выдачи соответств.док-ов,отраж гос.надзор за судном.
4.Наличие должным образом укомплектованного экипажа.соответ.межд. и нац требованиям.
Экипаж.
В соответствии «о облегчении межд.морского суд-ва»1965г
Экипаж судна-это коллектив лиц, действительно занятых во время рейса на борту,выпол. обяз-ей, связанных с эксплуатцией судна или обслуживанием на нем и включенных в суд. роль (список экипажа)
В соотв-ии со ст 52 КТМ-99 в состав экипажа входит капитан,др.лица командн.состава и судовая команда.
Командный состав
- капитан
-помощник капитана судна
-механики
-радиоспец-ты
-врачи
Старший ком.состав
-капитан
-старпом
-стармех
Капитан судна
Капитан — морской термин, означающий должностное лицо, возглавляющее экипаж гражданского судна, и несущее ответственность за его действия, в штатной ситуации необходимым и обязательным считается обладание судоводительским образованием и наличие морского звания капитана дальнего плавания или капитана малого плавания;— представитель судовладельца и грузовладельцев в отношении долгов и исков, обусловленных нуждами судна, груза и плавания, при отсутствии их иных представителей. Он также несёт ответственность за управление судном, в его обязанности вменяется обеспечение безопасности плавания, поддержание порядка на вверенной его командованию плавучей единице, предотвращение всякого вреда ей, людям и грузам. Его распоряжения в пределах его полномочий обязательны для исполнения всеми лицами, находящимися на судне, он вправе изолировать любое лицо, чьи действия угрожают безопасности судна и людей, и проводить дознание в случае совершения преступления на борту, контролирует приём и увольнение членов экипажа, применяет меры поощрения и взыскания, выполняет нотариальные функции на корабле (при рождении, смерти, составлении завещания и т. п.), — организует аварийно-спасательные работы при получении сигнала бедствия с другого судна, возглавляет борьбу за дееспособность судна (своего); а при необходимости — оставляет его последним, захватив судовой, машинный и радиотелеграфный журналы, карты рейса, документы и ценности. Капитан судна сохраняет свои права и после гибели судна, вплоть до возвращения экипажа на родину. Принимает все необходимые меры для предотвращения захвата судна врагами в военное время и пиратами — в мирное. Взаимодействия капитана судна с лоцманами оговариваются особыми предписаниями. В военно-морской практике полномочия, права и обязанности регламентированы Корабельным уставом Военно-морского флота.
А в гражданском мореплавании права и обязанности капитана морского судна регламентированы Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 07.11.2011, с изм. от 21.11.2011).
Билет №3.
- Билет 2.
- Виды морских пространств и их правовой статус
- 2.Территориальное море-территория гос-ва
- 3.Прилежащие зоны- открытое море
- 4.Архипелажные воды- открытое море
- 5.Исключительная экономическая зона- открытое море
- 6.Континентальный шельф- откр.Море
- 7.Районы(морское дно за пределами континентального шельфа)-откр.Море.
- 8.Открытое море
- 2. Правовой статус морского судна, экипажа и капитана
- Правовой статус военного корабля.
- Правовой режим открытого моря.
- Правовое обеспечение безопасности судоходства.
- 1. Судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства.
- 2. Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.
- Правовой режим исключительной экономической зоны.
- Правовое обеспечение безопасности мореплавания.
- 1. Право преследования по горячим следам
- 2. Спасание на море: история развития института спасания на море, основные принципы спасания.
- Правовой режим Каспийского моря: история и пути решения проблемы
- 2. Договор бербоут –чартера: основные условия.
- 2. Мирный проход и транзитный проход: основные различия.
- Правовой режим морского пространства в районе южных Курил.
- Общая авария: основные понятия.
- Вопрос 1: Правовой режим международных проливов
- Вопрос 1 : Мирный проход: основные понятия
- Вопрос 2 : Правовой режим арктики