logo
Ответы ММП

2. Правовой статус морского судна, экипажа и капитана

В соответствии со ст 7 КТМ РФ 1999 г. под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. В свою очередь, под торговым мореплаванием в Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

Следует отметить, что в большинстве международных морских конвенций отсутствует понятие судна. В иных же оно хотя и приводится, но не имеет универсального характера, а подчинено исключительно целям и задачам той или иной конвенции. Так, например, в соответствии со ст. 1 Международной конвенции о спасании 1989 г. судно означает любое судно или плавучее средство либо любое другое сооружение, способное осуществлять плавание

Если в морских конвенциях, регулирующих имущественные отношения, понятие «судно» имеет, как правило, ограниченные рамки, то в конвенциях технического характера это понятие может быть значительно шире. Например, согласно Правилу 3 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72) слово «судно» означает все виды плавучих средств, включая неводоизмещающие суда и гидросамолеты, используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде.

Международная конвенция МАРПОЛ-73/78 определяет судно, как эксплуатируемое в морской среде судно любого типа и включает подводные суда, плавучие средства, а также стационарные или плавучие платформы (ст.2).

Согласно положениям Конвенции о международной спутниковой связи 1976 г. (ИНМАРСАТ) определение судна включает эксплуатируемое в морской среде судно любого типа, в частности, непостоянно закрепленные платформы (ст.З).

Юрид.признаки присущее судну

1.Флаг,олицетвор.собой нац.судно

2.Название и № позволяющ.идентифиц.судно

3.Опред.порядок регистрации судна и выдачи соответств.док-ов,отраж гос.надзор за судном.

4.Наличие должным образом укомплектованного экипажа.соответ.межд. и нац требованиям.

Экипаж.

В соответствии «о облегчении межд.морского суд-ва»1965г

Экипаж судна-это коллектив лиц, действительно занятых во время рейса на борту,выпол. обяз-ей, связанных с эксплуатцией судна или обслуживанием на нем и включенных в суд. роль (список экипажа)

В соотв-ии со ст 52 КТМ-99 в состав экипажа входит капитан,др.лица командн.состава и судовая команда.

Командный состав

- капитан

-помощник капитана судна

-механики

-радиоспец-ты

-врачи

Старший ком.состав

-капитан

-старпом

-стармех

Капитан судна

Капитан — морской термин, означающий должностное лицо, возглавляющее экипаж гражданского судна, и несущее ответственность за его действия, в штатной ситуации необходимым и обязательным считается обладание судоводительским образованием и наличие морского звания капитана дальнего плавания или капитана малого плавания;— представитель судовладельца и грузовладельцев в отношении долгов и исков, обусловленных нуждами судна, груза и плавания, при отсутствии их иных представителей. Он также несёт ответственность за управление судном, в его обязанности вменяется обеспечение безопасности плавания, поддержание порядка на вверенной его командованию плавучей единице, предотвращение всякого вреда ей, людям и грузам. Его распоряжения в пределах его полномочий обязательны для исполнения всеми лицами, находящимися на судне, он вправе изолировать любое лицо, чьи действия угрожают безопасности судна и людей, и проводить дознание в случае совершения преступления на борту, контролирует приём и увольнение членов экипажа, применяет меры поощрения и взыскания, выполняет нотариальные функции на корабле (при рождении, смерти, составлении завещания и т. п.), — организует аварийно-спасательные работы при получении сигнала бедствия с другого судна, возглавляет борьбу за дееспособность судна (своего); а при необходимости — оставляет его последним, захватив судовоймашинный и радиотелеграфный журналы, карты рейса, документы и ценности. Капитан судна сохраняет свои права и после гибели судна, вплоть до возвращения экипажа на родину. Принимает все необходимые меры для предотвращения захвата судна врагами в военное время и пиратами — в мирное. Взаимодействия капитана судна с лоцманами оговариваются особыми предписаниями. В военно-морской практике полномочия, права и обязанности регламентированы Корабельным уставом Военно-морского флота.

А в гражданском мореплавании права и обязанности капитана морского судна регламентированы Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 07.11.2011, с изм. от 21.11.2011).

Билет №3.