Вопрос 2 : Правовой режим арктики
В настоящее время на законодательном уровне не определена территория и границы Арктики. В международно-правовой доктрине под Арктикой традиционно понимается часть земного шара, центром которой является Северный географический полюс, а окраинной границей – Северный полярный круг (66°33’ северной широты). При этом отсутствуют международные соглашения, закрепляющие единое общепризнанное понятие «Арктика».
Правовой статус арктического пространства прямо не регламентирован на международном уровне. Фрагментарно правовой режим Арктики определяется национальным законодательством арктических стран и международно-правовыми соглашениями, преимущественно, в сфере охраны окружающей среды.
В России отсутствует единый акт, регламентирующий все вопросы, связанные с Арктикой, однако, неоднократно предпринимались безуспешные попытки принять соответствующий закон. В частности, разработаны проекты Федерального закона «Об Арктической зоне РФ», Федерального закона «О законодательном обеспечении развития арктических и северных территорий Российской Федерации».
Органом, отвечающим в Российской Федерации за Арктический регион, является в соответствии с Указом Президента РФ Министерство регионального развития Российской Федерации. Вопросами устойчивого развития региона ведает Министерство экономического развития. Интересы Российской Федерации по вопросу раздела дна Северного Ледовитого океана представляет Министерство иностранных дел.
Между арктическими государствами отсутствуют соглашения, четко определяющие права на дно Северного Ледовитого океана.
По мнению правоведов-международников, существует два способа разграничения прав арктических государств на дно Северного Ледовитого океана:
- секторальный способ, согласно которому каждому арктическому государству принадлежит сектор Северного Ледовитого океана в виде треугольника, вершинами которого является Северный географический полюс, западные и восточные границы побережья государства. Данный способ основывается исключительно на обычных нормах международного права (то есть на практике действий и национальных законодательствах государств, не оспариваемых иными государствами);
- конвенциальный способ, согласно которому к Северному Ледовитому океану необходимо применять общие правила разграничения прав на морские районы, установленные Конвенцией по морскому праву от 10.12.1982, которую подписали 119 стран мира (сейчас ее ратифицировали 148). Россия ратифицировала указанную Конвенцию в 1997 году.
В случае использования данного способа ключевое значение приобретает протяженность континентального шельфа арктического государства, поскольку именно континентальный шельф рассматривается как участок морского дна, принадлежащий конкретному государству. За пределами континентального шельфа морское дно и его ресурсы являются общим наследием человечества. Несмотря на то, что конвенциальное разграничение морского дна Северного Ледовитого океана уменьшает размер сектора дна Северного Ледовитого океана, принадлежащего конкретному государству, данный способ гарантирован не только военным и экономическим потенциалом государства, но и Конвенцией по морскому праву и решением Комиссии по континентальному шельфу (надгосударственного органа, образованного в соответствии с Конвенцией).
На данный момент лишь два арктических государства избрали конвенционный способ разграничения дна Северного Ледовитого океана: Россия и Норвегия, Канада готовит свое представление о границах континентального шельфа. США не участвуют в Конвенции по морскому праву от 10.12.1982 и ограничивают протяженность своего континентального шельфа лишь положениями Конвенции о континентальном шельфе от 29.04.1958, в соответствии с которой континентальный шельф прибрежного государства заканчивается там, где глубина вод не позволяет разработку природных ресурсов дна.
Перечень нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой режим Арктики:
Российско-Шведская Декларация от 4 февраля 1993 г., подписана в г. Москве, РФ
Декларация об основах отношений между Российской Федерацией и Королевством Норвегия от 26 марта 1996 г., подписана в г. Осло, Норвегия
Декларация о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Канадой от 1 февраля 1992 г., подписана в г. Оттава, Канада
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о сотрудничестве в Аркике и на Севере от 19 июня 1992 г., подписано в г. Осло, Канада
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области исследования и использования Мирового океана от 27 мая 2003 г., подписано в г. Москве, РФ
Договор о согласии и сотрудничестве между Российской Федерацией и Канадой от 19 июня 1992 г., подписан в г. Оттава, Канада
Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой на основах отношений от 20 января 1992 г., подписан в г. Хельсинки, Финляндия
Совместное Российско-Канадской заявление о сотрудничестве в Арктике и на севере от 18 декабря 2000 г., подписано в г. Оттава, Канада
Российско-Канадский План совместных действий по расширению двустороннего сотрудничества от 14 февраля 2002 г., подписан в г. Москве, РФ
Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.
Конвенция о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 г.
Нуукская Декларация об окружающей среде и развитии в Арктике от 16 сентября 1993 г.
Декларация об учреждении Арктического Совета от 19 сентября 1996 г., подписана в г. Оттава, Канада
Декларация Третьей министерской сессии Арктического Совета от 10 октября 2002 г., подписана в г. Инари, Финляндия
Декларация о сотрудничестве в Баренцевом Евро-Арктическом Регионе от 11 января 1993 г., подписана в г. Киркенес, Норвегия
Соглашение о сохранении белых медведей от 15 ноября 1973 г.
Конвенция ООН о морской перевозке грузов от 31 марта 1978 г.
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"
Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне"
Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах"
Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 " О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г"
Указ Президента РФ 3 июня 1996 г. № 803 "Об основах положения региональной политики в Российской Федерации"
Указ Президента РФ от 11 января 1993 г. №11 "О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации"
Указ Президента РФ от13 сентября 2004 г. № 1168 "Министерстве регионального развития Российской Федерации"
Постановление Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 40
Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2001 г. № 89
Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 372
Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2004 г. № 501
Постановление Правительства РФ от 25 октября 2007 г. № 701
Постановление Правительства РФ от 10 августа 1998 г. № 919
Постановление Правительства РФ от 29 января 2007 г. № 57
Постановление Совет Федерации Федерального Собрания РФ от 17 декабря 2008 г. № 469-СФ
Постановление СМ СССР от 26 мая 1990 г. № 526
Постановление СМ СССР от 4 декабря 1975 № 986
Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
Распоряжение Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 821-р
Договор между СССР и Норвегией 1920 г.
- Билет 2.
- Виды морских пространств и их правовой статус
- 2.Территориальное море-территория гос-ва
- 3.Прилежащие зоны- открытое море
- 4.Архипелажные воды- открытое море
- 5.Исключительная экономическая зона- открытое море
- 6.Континентальный шельф- откр.Море
- 7.Районы(морское дно за пределами континентального шельфа)-откр.Море.
- 8.Открытое море
- 2. Правовой статус морского судна, экипажа и капитана
- Правовой статус военного корабля.
- Правовой режим открытого моря.
- Правовое обеспечение безопасности судоходства.
- 1. Судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства.
- 2. Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.
- Правовой режим исключительной экономической зоны.
- Правовое обеспечение безопасности мореплавания.
- 1. Право преследования по горячим следам
- 2. Спасание на море: история развития института спасания на море, основные принципы спасания.
- Правовой режим Каспийского моря: история и пути решения проблемы
- 2. Договор бербоут –чартера: основные условия.
- 2. Мирный проход и транзитный проход: основные различия.
- Правовой режим морского пространства в районе южных Курил.
- Общая авария: основные понятия.
- Вопрос 1: Правовой режим международных проливов
- Вопрос 1 : Мирный проход: основные понятия
- Вопрос 2 : Правовой режим арктики