Правовой режим открытого моря.
Морские пространства в соответствии с действующим международным правом подразделяются на: внутренние морские воды, территориальное море, прилежащие (специальные) зоны, воды международных проливов и каналов, архипелагные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф и открытое море.
Основные принципы и нормы современного международного права, определяющие режим морских пространств, закреплены в Женевских конвенциях по морскому праву 1958 года.
Международно-правовой режим открытого моря характеризуется тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства. Открытое море находится в общей, равном и свободном пользовании всех стран, здесь не существует никакой иной юрисдикции, кроме юрисдикции каждого государства по отношению к судам плавающим под его флагом.
Конвенция не исключает действия специальных норм международного права, в частности соглашений и договоров, заключённых между отдельными государствами.
Конвенция 1958 года в понятие «открытое море» включает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства.
Конвенция содержит юридические признаки открытого моря: открытое море открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету.
В настоящее время в связи со значительным расширением территориального моря, с появлением исключительной экономической зоны сфера действия традиционного режима открытого моря в прежнем его виде значительно сузилась.
Свобода открытого моря включает свободу судоходства, свободу рыболовства, свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, свободу полётов над открытым морем и т.д.
Ни одно торговое судно в открытом море не может быть остановлено или задержано для его осмотра каким-либо другим судном или военным кораблём, за исключением строго ограниченных случаев, предусмотренных Конвенцией об открытом море или международными договорами.
Открытое море — это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств. Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова "открытое море” означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства» (ст. 1). «Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету» и «открытое море открыто для всех наций», т. е. находится в свободном пользовании всех государств. Конвенция об открытом море 1958 г. определила, что свобода открытого моря включает, в частности: 1) свободу судоходства; 2) свободу рыболовства; 3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; 4) свободу полетов над открытым морем; 5) свободу возведения искусственных установок и островов. Свобода открытого моря включает также свободу морских научных исследований. Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом ходили в открытом море. Национальность судов определяется по флагу того государства, под которым они вправе ходить. В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно ходит. Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право пролетать над территорией открытого моря. Государства обязаны принимать меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем. Свобода прокладки кабелей и трубопроводов означает, что при прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны учитывать уже проложенные кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий в свободе использования открытого моря. Свобода возведения искусственных установок и островов означает, что каждое государство имеет право на возведение островов, установок, сооружений и их эксплуатацию в открытом море. Свобода рыболовства в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. внесла в правовой режим открытого моря ряд крупных изменений. Она предоставила прибрежным государствам право устанавливать за пределами территориального моря в прилегающем к нему районе открытого моря исключительную экономическую зону шириной до 200 морских миль, в которой признаются суверенные права прибрежного государства на разведку и разработку естественных ресурсов зоны. Свобода рыболовства и свобода научных исследований в исключительной экономической зоне были упразднены и заменены новыми положениями.
Билет 4
- Билет 2.
- Виды морских пространств и их правовой статус
- 2.Территориальное море-территория гос-ва
- 3.Прилежащие зоны- открытое море
- 4.Архипелажные воды- открытое море
- 5.Исключительная экономическая зона- открытое море
- 6.Континентальный шельф- откр.Море
- 7.Районы(морское дно за пределами континентального шельфа)-откр.Море.
- 8.Открытое море
- 2. Правовой статус морского судна, экипажа и капитана
- Правовой статус военного корабля.
- Правовой режим открытого моря.
- Правовое обеспечение безопасности судоходства.
- 1. Судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства.
- 2. Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.
- Правовой режим исключительной экономической зоны.
- Правовое обеспечение безопасности мореплавания.
- 1. Право преследования по горячим следам
- 2. Спасание на море: история развития института спасания на море, основные принципы спасания.
- Правовой режим Каспийского моря: история и пути решения проблемы
- 2. Договор бербоут –чартера: основные условия.
- 2. Мирный проход и транзитный проход: основные различия.
- Правовой режим морского пространства в районе южных Курил.
- Общая авария: основные понятия.
- Вопрос 1: Правовой режим международных проливов
- Вопрос 1 : Мирный проход: основные понятия
- Вопрос 2 : Правовой режим арктики