21. Соотношение типа и формы государства.
Типология гос-ва.
Это разновидность классификации гос-в, в основе котор лежит более системная группировка гос-в, использ в качестве критерия. Тип, который позволяет учитывать комплекс сущностных свойств гос-ва и права.
Тип-совокупность общих системообр-х сущностных признаков, присущих конкр совокуп-ти, группе гос-в и раскрывающих их закономерности организации и развития этих гос-в.
Существует много подходов к типологии гос-ва и права. Осн из них: 1. цивилизационный; 2. формационный.
В советс ТГП преобладал формационный подход.
1. любая типология, построенная на иных методологич критериях, допускалась лишь внутри отдельных исторических типов.
В основу формационного подхода положена общественно-экономическая формация, представл собой исторический тип общества, обусловлен тем или иным способом производства. Каждому типу производственных отношений соотвествует свой тип гос-ва и права.
3 классовых антогонистических формации, основанные на частной собственности, классовом делении: рабовладельческ, феодальн, буржуазн формации.
Следовательно, 3 типа гос-ва и права (рабовладельческ, феодальн, буржуазн).
Для двух других формаций (первобытнообщинной и коммуист) характерно отсутствие гос-ва и права.
При первоб общин их еще нет. При коммунист они отомрут.
В рамках коммун рассматр неск этапов. На первом будет осущ господство диктатуры пролетариата и равное право, обеспечивающ меру труда и меру потребления.
В современ юрид лит-ре стали выделять СОЦИОЛОГИЧ тип гос-ва и права, как переходный к коммунистич-му.
Использование в качестве критерия построения типологии госуд-прав развития эконом фактора присут не только в формацион подходе. Так, современные исследователи использ индустр-технологич критерий. Выделяют пост-индуст тип общества, для которого характерно наличие сервисных секторов хозяйствования: торговля, транспорт, здравоохранение, финансы, наука и др.
Эти услуги – продукт высококвалиф, тяжелого труда, который трудно свести к простым экономическим критериям. Образ жизни в этом обществе характер-ся как взаимодействие людей др с др.
В таком обществе возникают условия для саморазвития индивидов.
Недостатки формацион подхода:
1. уделение слишком большого внимания эконом критерию типологии гос-ва
2. разраб-ть формаций на матер европ стран
3. рассматр развитие общ-ва и гос-ва как одномерных, однолинейных с/с, развитие которых заранее предопределено.
4. не позволяет объяснить разнообразие путей развития различных гос-в.
2. цивилизационный подход.
Критерий – категория цивилизации, которая и рассматривается в качестве синонима культуры, как уровень развития культупы, как совокупность духовно-нравтсенных и культурных факторов.
В основе лежит концепция соотношения гос-ва и права, соц-эконом строя с духовно-нравтсвен и культурн факторами.
Поскольку понятие цивилизации формулирут по-разному, то использование цивилизац критерия обуславл наличие множества вариаций соответствующей типологии гос-ва и права.
Недостатки цивилиз подхода:
недостаточн разраб-ть цивилиз критерия
наличие разных подходов к выделению цивилизации
отсутствие в типологии критерия, определ принадлеж-ть полит власти, особен-тей аппарата управления, характер экономич отнош-й.
+ цивилиз подхода – возмож-ть сопост-ть разнообразие гос-прав с/с на основе многофакт критериев.
ТО оба подхода имеют сои недостатки и предлагается использовать их в комплексе следовательно 3. системный подход.
Предоставляет возможность системного использования наиболее рациональных элементов формацион и цивилизацион подходов и преодоление недостатков этих подходов.
При типологии этот подход использует совокупность нескольких элементов гос-ва: гос власть, экономику, культуру.
Этот подход в различных его вариациях предлагают авторитетные ученые(Марченко, Чиркин…)
Формацион, цивилизац и системный – традицион подходы.
Нетрадицион подходы к типологии гос-ва и права:
Они используют такие нетрадиционные критерии как: информационный, идеологический, по принципу соотношения общества, гос-ва и права, по уровню развития права, по осбенностям гос власти, источник суверенитета гос власти и др критерии.
В последнее время говорят о переходе к информационному обществу (определ уровень развития технологии, технич прогресс, доступ к ресурсам).
Например, внедрение технологии в правовую сферу (не выходя из дома). «сетевое гос-во», «электронное правительство», «медиа демократия» - активно обсуждается в политике.
Перевод документов в электронный вид, многие гос услуги онлайн, обсуждение законопроектов и т.д. предпринимаются усилия государством!
Форма государства.
Внимание к поблеме обусловлено тем, что от того как понимается форма гос-ва и как она соотносится с др его сторонами, во многом зависит представление о гос-ве в целом.
Форма выступает как непосредственное выражение сущности и содержения гос-ва.
Изучать гос-во со стороны его формы = изучить его строение, внутреннюю структуру, методы становления и осуществления гос власти.
Форма гос-ва позволяет охарактеризовать его во всех основных аспектоа. Это понятие, объясняющее характер объединения людей в гос-во, способы формирования и осуществления гос власти, меры территориальной организации.
Форма гос-ва, так же как и его сущность и содержание никогда не оставались раз и навсегда устойчивы и неизменны. Под влиянием различных факторов, оно изменяется и развивается, со временем изменяются и теоретические представления об этом понятии.
Форма гос-ва состоит из 3 элементов: форма правления, госуд (полит) режим, террит устройство.
Форма гос-ва всегда связана с гос властью. Это означает, что при определении понятие форма того или иного гос-ва они, как модель организации гос-ва, могут соотноситься с тем или иным типом гос власти, государственным (общественным) строем.
Каждая форма гос-ва имеет политико-практическую значимость только когда берется небезотностельно ко времени и пространству, а соотносится с конктерным определенным типом гос-ва.
- 1. Юридическая наука, ёе объект, функции, назначение.
- 2. Теория государства и права в системе гуманитарных наук
- 3. Теория государства и права в системе юридических наук
- 4. Проблема предмета теории государства и права
- 5. Методология правоведения: понятие и структура.
- 6. Философские (Фил-е) основы познания г и п.
- 7. Специальные, частнонаучные методы познания государства и права.
- 8. Понятие власти: основные подходы в прошлой и современной теории власти.
- 9. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
- 10. Структура государственной власти: понятие, характеристика основных элементов.
- 11. Проблема соотношения политической и государственной власти: основные подходы.
- Государственная власть и самоуправление.
- 13. Плюрализм в понимании государства.
- 14. Сущность г: основные подходы.
- 15. Признаки государства. Определение понятия государства в современной отечественной науке.
- 17. Функции г: понятие, признаки и содержание.
- 18. Классификация функций государства: основные подходы.
- 19. Функции г: понятие и классификация. Функций Росс-го г на соврем-м этапе.
- Форма государства: понятие и факторы, обуславливающие их многообразие и эволюцию.
- 21. Соотношение типа и формы государства.
- 22. Монархия: понятие и разновидности
- 23. Особенности монархических форм правления в современном мире.
- 24. Республика: понятие и разновидности.
- Модификация классических республиканских форм правления.
- 26. Форма государственного устройства: проблема терминологии, понятие и виды.
- Унитарное государство: понятие и разновидности.
- 28. Федерация: понятие и классификация.
- 29. Проблема суверенитета в федеральном государстве.
- 30. Федерация и конфедерация, иные формы объединения г.
- 32. Демократич-й (д-й) режим: понятие и виды.
- 33. Тоталитаризм: основные черты, виды. Условия перехода от тоталитаризма к демократии.
- 34. Полит-й режим соврем-го Росс-го г.
- 35. Политическая система: основные подходы к понятию, структура и виды.
- 36.Место и роль государства в политической системе.
- 37. Государство и партии в политической системе.
- 38. Г и церковь. Их взаимоотношения на соврем-м этапе развития общ-ва.
- 39. Соврем-я концепция правового г.
- 42. Сущность п: основные подходы.
- 43. Объективное и субъективное п. Объективное и субъективное в п.
- 44. Типология правопонимания: основные подходы.
- 45. Историческая и психологическая школы права историческая школа права
- 46. Естественное и позитивное право: эволюция взглядов на их соотношение.
- 47. Проблема правопонимания в соврем-й отеч-ной науке.
- 48. П как соц-я ценность. Инструментальная и собственная ценность п.
- 49. Функции п: понятие и классификация.
- 50. Принципы права: понятие, признаки и роль в правовом регулировании.
- 51. Принципы п: понятие, классификация, роль в правовом регул-нии.
- 52. Соотношение п и г.
- 54. П и политика (пол-ка). Правовая политика: понятие и виды.
- 57. Классификация правовых норм.
- 58. Проблема понимания источников права в отечественной науке
- 59. Виды источников (форм) права
- 60. Законы и подзаконные акты: их соотношение и проблемы.
- 62. Правовая система: понятие, структура, критерии классификации
- 63. Правовые системы современности: проблема классификации.
- 64. Англо-сакс-я прав-я семья: общая хар-ка.
- 65. Мусульманская правовая система
- 66. Общинно-традиционная правовая система: основные черты.
- 67. Правотворч-во: понятие, принципы, субъекты.
- 68. Законодательство: понятие, структура и тенденции развития в Российской Федерации.
- 69. Реализация п: понятие, пути и формы.
- 71. Правосознание: понятие, структура, виды.
- 72. Деформация правового сознания: понятие и виды.
- 73. Понятие и формы правового нигилизма. Правовой нигилизм как состояние общества и пути его преодоления.
- 74. Правовая культура: основные теоретические подходы к пониманию.
- 75. Правовая культура: понятие, элементы и значение в формировании правового г.
- 76. Правовая культура личности и общества: понятие, структура и соотношение.