logo
шпоры по ТГП

67. Правотворч-во: понятие, принципы, субъекты.

По мнению ряда авторов 1)правотворчество- это юридическое оформление особенная форма/ вид деятельности по установлению и закреплению воли господствующего класса в НПА а также по изменению и отмене правовых актов. В этом и подобных определениях понятие правотворчества сводится к процедуре процессуальной деятельности.В понятие правотворчества не включается деятельность предшествующая процессуальной нормотворческой работе правоохранительных органов.Многие современные авторы дают более широкие трактовки понятию правотворчества-непосредственная деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению и дополнению НПА.Эта деятельность включает в себя: 1.Деятельность правотворческого органа по подготовке проекта НПА, в частности принятия решения о разработке проекта, его подготовка, обсуждение, согласование и доработка. 2. Действия по изданию НПА, т.е. вынесение законопроекта на обсуждение нормотворческого органа, обсуждение в правотворческом органе, принятие НПА и его обнародование. Эти действия осуществляются на 2 этапах:1 этап-не порождает правовую норму,но создает основу для следующей стадии принятия акта. 2 этап-непосредственно правотворческий этап.Происходит официальное возведение воли государства в закон.

Еще более широкое понятие дает Марченко. Правотворчество-это направленная на достижение цели развития общества организационно оформленная деятельность государства по выявлению потребности в нормативно-правовом регулировании и создание в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих правовых норм.В основе этого определения положена социально-юридическая трактовка,она охватывает весь процесс создания правовой нормы, начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявленными потребностями в правовой регламентации общественных отношений и заканчивая принятием и введением в действие правовой нормы. 2 этапа деятельности:1) предшествует началу официальной работы над законопроектом;осуществляется по инициативе правотворческого органа, характерно наличие множества предварительных вариантов, решений, принимаемых всеми участниками создания нормы. Особое значение-выявление потребности в правовом регулировании. 2) период официальной работы над проектом субъекта правотворческой инициативы., самого правотворческого органа, научных учреждений-принятие НПА.

Принципы правотворческой деятельности-основные организационные начала, направления правотворческой деятельности.ПРИНЦИПЫ: демократизм, законность, гуманизм, научность, профессионализм, качественное совершенство. ДЕМОКРАТИЗМ заключается в подготовке проекта с экспертами, привлечением общественности, рассмотрение в СМИ. Референдум, принятие законов осуществляется представительным органом, выбранным народом. ЗАКОННОСТЬ- правотворчество осуществляется в соответствии с правовыми нормами которые его регламентируют, в том числе в пределах компетенции правотворческого органа.Должны соблюдаться требования к процедуре, форме и опубликованию НПА. ГУМАНИЗМ- соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.НАУЧНОСТЬ-при осуществлении правотворчества должны быть учтены достижения науки, теории и техники.ПРОФЕССИОНАЛИЗМ- правотворчеством занимаются лица на профессиональной основе, с образованием.отдельный орган.КАЧЕСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО- законодательная техника; хорошая идея+возможность урегулировать общественные отношения; конкретика(должно быть понятным); удобное изложение, систематизация. Определенные технические средства, определенная форма и содержание;нормы должны быть взаимосвязаны, отсутствие противоречий, четкие и точные формулировки. Систематизация НПА- приведение НПА в систему, упорядоченную совокупность.Некоторые авторы рассматривают систематизацию как элемент правотворчества (кодификация)