Модификация классических республиканских форм правления.
Создание смешанных форм (во всяком случае тенденция к этому) связано далее с установлением в президентской республике ответственности перед парламентом отдельных министров, но не главы правительства, которым остается фактически, а часто и юридически президент. Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Латинской Америки - Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др.
Это особенно важно в связи с тем, что подобные процессы развиваются и в России. Их отражает Конституция России. Она предусматривает создание полупрезидентской, полупарламентарной республики с доминирующим положением президента в структуре власти. В этой смешанной форме учтены позитивные стороны обеих традиционных форм, в частности, стабильность правительства и его подконтрольность парламенту. Путем применения института двойной ответственности (перед Государственной Думой и президентом), усложения процедуры вотума недоверия преодолеваются негативные стороны как президентской, так и парламентарной форм правления. Вместе с тем создаются возможности как для авторитаристских тенденций исполнительной и президентской власти, так и для формирования стабильной и сильной демократической власти, что особенно необходимо в современных условиях России.
В целом создание смешанных и «гибридных» форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях несформировавшихся партийных структур, несложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.
Вместе с тем такой процесс имеет и свои минусы. Во-первых, нарушается имманентно присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в «отработанных» формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентарной республике. Происходит смешение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности.
Во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полупрезидентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства - часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.
В-третьих, в форме правления снижается роль институциональных факторов, она все более зависит от личности конкретного президента. А носители президентской власти нередко обнаруживают стремление к персонализации власти, к авторитаризму. Наибольшие возможности для этого создаются, как мы видели, в президентской республике. Поэтому переход парламентарной республики (а также и парламентарной монархии в развитых странах с давно сложившимися традициями) к смешанной форме правления, а затем, возможно, и к президентской республике всегда означает усиление авторитаристских черт. Таковы же последствия рационализированного парламентаризма, если его результатом является усиление власти не президента, а премьер-министра.
Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт.
В частности, для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (характерный пример — Россия). В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.
Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (такое правомочие 'президента закреплено конституцией не только России, но и Франции).
По окончании установленного законом срока истекают полномочия избираемых населением органов государственной власти, и вся процедура их формирования повторяется заново. Следовательно, республиканская форма правления в наибольшей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют максимального правового регулирования, не говоря уже о том, что форма правления и структура высших органов государственной власти получают закрепление в конституции страны.
Характеризуя республиканскую форму правления, нельзя не сказать несколько слов о республиках советского типа. Несмотря па то что данная форма правления была характерна лишь для нескольких государств "социалистического" типа и является таким же анахронизмом, как абсолютная монархия, тем не менее, она оставила заметный след в истории отечественной государственности и требует сегодня объективной оценки.
Характерным для формы правления данного типа было отсутствие разделения властей, формальное полновластие Советов (или иных представительных органов власти), формируемых по классовому или иному недемократическому принципу. Советы представляли собой единую пирамиду вертикально подчиненных друг другу органов государственной власти, камуфлирующих реальное всевластие коммунистической партии, точнее, ее руководящих органов.
- 1. Юридическая наука, ёе объект, функции, назначение.
- 2. Теория государства и права в системе гуманитарных наук
- 3. Теория государства и права в системе юридических наук
- 4. Проблема предмета теории государства и права
- 5. Методология правоведения: понятие и структура.
- 6. Философские (Фил-е) основы познания г и п.
- 7. Специальные, частнонаучные методы познания государства и права.
- 8. Понятие власти: основные подходы в прошлой и современной теории власти.
- 9. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
- 10. Структура государственной власти: понятие, характеристика основных элементов.
- 11. Проблема соотношения политической и государственной власти: основные подходы.
- Государственная власть и самоуправление.
- 13. Плюрализм в понимании государства.
- 14. Сущность г: основные подходы.
- 15. Признаки государства. Определение понятия государства в современной отечественной науке.
- 17. Функции г: понятие, признаки и содержание.
- 18. Классификация функций государства: основные подходы.
- 19. Функции г: понятие и классификация. Функций Росс-го г на соврем-м этапе.
- Форма государства: понятие и факторы, обуславливающие их многообразие и эволюцию.
- 21. Соотношение типа и формы государства.
- 22. Монархия: понятие и разновидности
- 23. Особенности монархических форм правления в современном мире.
- 24. Республика: понятие и разновидности.
- Модификация классических республиканских форм правления.
- 26. Форма государственного устройства: проблема терминологии, понятие и виды.
- Унитарное государство: понятие и разновидности.
- 28. Федерация: понятие и классификация.
- 29. Проблема суверенитета в федеральном государстве.
- 30. Федерация и конфедерация, иные формы объединения г.
- 32. Демократич-й (д-й) режим: понятие и виды.
- 33. Тоталитаризм: основные черты, виды. Условия перехода от тоталитаризма к демократии.
- 34. Полит-й режим соврем-го Росс-го г.
- 35. Политическая система: основные подходы к понятию, структура и виды.
- 36.Место и роль государства в политической системе.
- 37. Государство и партии в политической системе.
- 38. Г и церковь. Их взаимоотношения на соврем-м этапе развития общ-ва.
- 39. Соврем-я концепция правового г.
- 42. Сущность п: основные подходы.
- 43. Объективное и субъективное п. Объективное и субъективное в п.
- 44. Типология правопонимания: основные подходы.
- 45. Историческая и психологическая школы права историческая школа права
- 46. Естественное и позитивное право: эволюция взглядов на их соотношение.
- 47. Проблема правопонимания в соврем-й отеч-ной науке.
- 48. П как соц-я ценность. Инструментальная и собственная ценность п.
- 49. Функции п: понятие и классификация.
- 50. Принципы права: понятие, признаки и роль в правовом регулировании.
- 51. Принципы п: понятие, классификация, роль в правовом регул-нии.
- 52. Соотношение п и г.
- 54. П и политика (пол-ка). Правовая политика: понятие и виды.
- 57. Классификация правовых норм.
- 58. Проблема понимания источников права в отечественной науке
- 59. Виды источников (форм) права
- 60. Законы и подзаконные акты: их соотношение и проблемы.
- 62. Правовая система: понятие, структура, критерии классификации
- 63. Правовые системы современности: проблема классификации.
- 64. Англо-сакс-я прав-я семья: общая хар-ка.
- 65. Мусульманская правовая система
- 66. Общинно-традиционная правовая система: основные черты.
- 67. Правотворч-во: понятие, принципы, субъекты.
- 68. Законодательство: понятие, структура и тенденции развития в Российской Федерации.
- 69. Реализация п: понятие, пути и формы.
- 71. Правосознание: понятие, структура, виды.
- 72. Деформация правового сознания: понятие и виды.
- 73. Понятие и формы правового нигилизма. Правовой нигилизм как состояние общества и пути его преодоления.
- 74. Правовая культура: основные теоретические подходы к пониманию.
- 75. Правовая культура: понятие, элементы и значение в формировании правового г.
- 76. Правовая культура личности и общества: понятие, структура и соотношение.