logo
шпоры по ТГП

38. Г и церковь. Их взаимоотношения на соврем-м этапе развития общ-ва.

Г- это единая пол-я орг-ция общ-ва, кот-я распространяет свою власть на всей терр-рии страны и ее население, располагает для этого спец-м аппаратом упр-я, издает обяз-ные для всех веления и обладает суверенитетом. Церковь – общ-ная орг-ция, объед-щая людей, придерживающихся опр-ной религ-й веры или конфессии. Полит-я система больш-ва общ-в формально исключает церковь из своего состава. Согласно ч.2 ст. 14 Конс-ции РФ «Религ-е объединения отделены от Г и равны перед законом». Т.о., произошло отделение Г от церкви. Этот пр-п закреплялся конст-циями, Г формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь не вмеш-ась в гос жизнь, в политику. В таком взаимодействии реализ-ся пр-п свободы совести, вероисповед-я, секуляризации политики и автономии религии. Однако так происх-ло лишь в нормально функц-щих либер-демократ-х полит-х системах. В тотал-распредел-х полит-х системах формальное невмешат-во скрывало фактическое вмешат-во Г в дела церкви, попытки контроля за священнослуж-ми, гонения на них, репрессии. Taкие пол-е системы пытались исп-ть церковь для своих целей. Воинственно-атеистические пол-е системы пытались применить и применяли открытое принуждение для насильст-го разрушения религ-х систем, изменения дух-й, бытовой, обрядовой жизни общ-ва. А в общ-ве, где господ-л ислам религ-е орг-ции оказывали и оказывают воздействие на функц-ние гос институтов, задают и опр-ют соц-е цели и смыслы общ-ной, пол-й жизни. В целом, церковь во многих общ-вах, как правило, - это практически и фактически важный элемент пол-й сисетмы общ-ва, хотя в либер-демократ-х системах такое положение открыто не призн-ся, а конституц-но отверг-ся.