Унитарное государство: понятие и разновидности.
Унитарное государство-единое государство,территория которого подразделяется на административно-территориальные единицы.
Унит-е Г - это одно, единое Г, которое подраздел-ся лишь на адм-террит-ные единицы, не включая в себя никаких гос образований (Франция, Италия, Швеция, Греция). Унит-му гос устр-ву свойственны след-е черты: единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система высших и центр-х органов гос власти (1 парламент, 1 прав-во, 1 верх-й суд); 1 конституция, единая система зак-ва, единая суд-я система, одно гражд-во; единая денежная система, одноканальная система налогов; террит-ные элементы унит-го Г (области, департаменты, округа, графства и т.п.) не обладают гос суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государст-сти; деление страны осущ-ся исключ-но по адм-терр-ному признаку. В унит-м Г все внешние межгос отношения осущ-ют центр-е органы, кот-е офиц-но предст-ют страну на межд-й арене. Монопольным правом налогообложения обладает Г, а не терр-рия. Взимание местных налогов, как правило, допуск-ся с санкции Г. Терр-рии, в отличие от Г, не вправе по своему усм-ю уст-ать и взимать налоги. Унит-е Г допускают внутри себя национ-террит-ную автономию и законодательную (адм-террит-ной единице предост-ся право законодательствовать) автономию. По степени завис-сти местных органов от центр-х органов гос власти унит-е гос устр-во м/б централизованным, децентрализ-м и смешанным. Для централиз-го хар-но то, что МСУ отсутствует, а во главе местных органов гос власти стоят назначенные из центра чиновники, кот-м подчинены местные органы СМУ; демократич-е формы допускают большую степень самост-сти в выборных органах гос власти в решении их регион-х вопросов (Рум-я, Швеция, Дания). В децентрализ-х унит-х Г местные органы власти крупных регионов избир-ся населением и польз-ся знач-ной самост-стью; центр-е органы власти имеют огранич-е права вмеш-ва в решение местных проблем (Испания, Фр-я).
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
Во-первых, унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами. Во Франции, например, высшим и единым законодательным органом государственной власти является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Верховная исполнительная власть на всей территории Франции принадлежит президенту; высшую судебную власть в государстве осуществляет Кассационный суд.
Во-вторых, на территории унитарного государства действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная дня всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление в Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также главные должностные лица органов самоуправления: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Примером смешанной системы местного государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах (илах) в Турции осуществляют представители центральной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы - Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах - совет старейшин и староста, который одновременно является представителем ила.
В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. В Судане согласно Закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.
В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
- 1. Юридическая наука, ёе объект, функции, назначение.
- 2. Теория государства и права в системе гуманитарных наук
- 3. Теория государства и права в системе юридических наук
- 4. Проблема предмета теории государства и права
- 5. Методология правоведения: понятие и структура.
- 6. Философские (Фил-е) основы познания г и п.
- 7. Специальные, частнонаучные методы познания государства и права.
- 8. Понятие власти: основные подходы в прошлой и современной теории власти.
- 9. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
- 10. Структура государственной власти: понятие, характеристика основных элементов.
- 11. Проблема соотношения политической и государственной власти: основные подходы.
- Государственная власть и самоуправление.
- 13. Плюрализм в понимании государства.
- 14. Сущность г: основные подходы.
- 15. Признаки государства. Определение понятия государства в современной отечественной науке.
- 17. Функции г: понятие, признаки и содержание.
- 18. Классификация функций государства: основные подходы.
- 19. Функции г: понятие и классификация. Функций Росс-го г на соврем-м этапе.
- Форма государства: понятие и факторы, обуславливающие их многообразие и эволюцию.
- 21. Соотношение типа и формы государства.
- 22. Монархия: понятие и разновидности
- 23. Особенности монархических форм правления в современном мире.
- 24. Республика: понятие и разновидности.
- Модификация классических республиканских форм правления.
- 26. Форма государственного устройства: проблема терминологии, понятие и виды.
- Унитарное государство: понятие и разновидности.
- 28. Федерация: понятие и классификация.
- 29. Проблема суверенитета в федеральном государстве.
- 30. Федерация и конфедерация, иные формы объединения г.
- 32. Демократич-й (д-й) режим: понятие и виды.
- 33. Тоталитаризм: основные черты, виды. Условия перехода от тоталитаризма к демократии.
- 34. Полит-й режим соврем-го Росс-го г.
- 35. Политическая система: основные подходы к понятию, структура и виды.
- 36.Место и роль государства в политической системе.
- 37. Государство и партии в политической системе.
- 38. Г и церковь. Их взаимоотношения на соврем-м этапе развития общ-ва.
- 39. Соврем-я концепция правового г.
- 42. Сущность п: основные подходы.
- 43. Объективное и субъективное п. Объективное и субъективное в п.
- 44. Типология правопонимания: основные подходы.
- 45. Историческая и психологическая школы права историческая школа права
- 46. Естественное и позитивное право: эволюция взглядов на их соотношение.
- 47. Проблема правопонимания в соврем-й отеч-ной науке.
- 48. П как соц-я ценность. Инструментальная и собственная ценность п.
- 49. Функции п: понятие и классификация.
- 50. Принципы права: понятие, признаки и роль в правовом регулировании.
- 51. Принципы п: понятие, классификация, роль в правовом регул-нии.
- 52. Соотношение п и г.
- 54. П и политика (пол-ка). Правовая политика: понятие и виды.
- 57. Классификация правовых норм.
- 58. Проблема понимания источников права в отечественной науке
- 59. Виды источников (форм) права
- 60. Законы и подзаконные акты: их соотношение и проблемы.
- 62. Правовая система: понятие, структура, критерии классификации
- 63. Правовые системы современности: проблема классификации.
- 64. Англо-сакс-я прав-я семья: общая хар-ка.
- 65. Мусульманская правовая система
- 66. Общинно-традиционная правовая система: основные черты.
- 67. Правотворч-во: понятие, принципы, субъекты.
- 68. Законодательство: понятие, структура и тенденции развития в Российской Федерации.
- 69. Реализация п: понятие, пути и формы.
- 71. Правосознание: понятие, структура, виды.
- 72. Деформация правового сознания: понятие и виды.
- 73. Понятие и формы правового нигилизма. Правовой нигилизм как состояние общества и пути его преодоления.
- 74. Правовая культура: основные теоретические подходы к пониманию.
- 75. Правовая культура: понятие, элементы и значение в формировании правового г.
- 76. Правовая культура личности и общества: понятие, структура и соотношение.