logo
шпоры по ТГП

Унитарное государство: понятие и разновидности.

Унитарное государство-единое государство,территория которого подразделяется на административно-территориальные единицы.

Унит-е Г - это одно, единое Г, которое подраздел-ся лишь на адм-террит-ные единицы, не включая в себя никаких гос образований (Франция, Италия, Швеция, Греция). Унит-му гос устр-ву свойственны след-е черты: единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система высших и центр-х органов гос власти (1 парламент, 1 прав-во, 1 верх-й суд); 1 конституция, единая система зак-ва, единая суд-я система, одно гражд-во; единая денежная система, одноканальная система налогов; террит-ные элементы унит-го Г (области, департаменты, округа, графства и т.п.) не обладают гос суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государст-сти; деление страны осущ-ся исключ-но по адм-терр-ному признаку. В унит-м Г все внешние межгос отношения осущ-ют центр-е органы, кот-е офиц-но предст-ют страну на межд-й арене. Монопольным правом налогообложения обладает Г, а не терр-рия. Взимание местных налогов, как правило, допуск-ся с санкции Г. Терр-рии, в отличие от Г, не вправе по своему усм-ю уст-ать и взимать налоги. Унит-е Г допускают внутри себя национ-террит-ную автономию и законодательную (адм-террит-ной единице предост-ся право законодательствовать) автономию. По степени завис-сти местных органов от центр-х органов гос власти унит-е гос устр-во м/б централизованным, децентрализ-м и смешанным. Для централиз-го хар-но то, что МСУ отсутствует, а во главе местных органов гос власти стоят назначенные из центра чиновники, кот-м подчинены местные органы СМУ; демократич-е формы допускают большую степень самост-сти в выборных органах гос власти в решении их регион-х вопросов (Рум-я, Швеция, Дания). В децентрализ-х унит-х Г местные органы власти крупных регионов избир-ся населением и польз-ся знач-ной самост-стью; центр-е органы власти имеют огранич-е права вмеш-ва в решение местных проблем (Испания, Фр-я).

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

Во-первых, унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами. Во Франции, например, высшим и единым законодательным органом государственной власти является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Верховная исполнительная власть на всей территории Франции принадлежит президенту; высшую судебную власть в государстве осу­ществляет Кассационный суд.

Во-вторых, на территории унитарного государства действу­ют одна конституция, единая система законодательства, одно граждан­ство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обяза­тельная дня всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государствен­ным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполи­тических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать госу­дарство централизованным, если во главе местных органов государ­ственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым под­чинены местные органы самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назнача­ется президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Имеются и смешанные системы местного государственного уст­ройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление в Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выбор­ные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также главные должностные лица органов самоуправления: в префектурах - губернаторы, в горо­дах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Примером смешанной системы местного государственного устройства может служить Турец­кая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах (илах) в Турции осуществляют представите­ли центральной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы - Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах - совет старейшин и староста, который одновременно является представителем ила.

В-четвертых, унитарное государство, на территории кото­рого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. В Судане согласно Закону о само­управлении Южных провинций 1972 года автономное право предостав­лено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший испол­нительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных го­сударств.

В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые офи­циально представляют страну на международной арене.

В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.