Государственная власть и самоуправление.
Гос власть - это публично-полит-е отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на гос принуждение. Гос власть явл-ся разновидностью полит-й власти. Госвласть - концентрированное выражение воли и силы, мощи Г, воплощенное в гос органах и учреждениях, обеспечивает стабильность и порядок в общ-ве, защищает его граждан от внутр-х и внешних посягательств. Гос власть (признаки): распростр-ся на все общ-во (имеет отношение ко всем лицам, общеобяз-на); носит публично-полит-й хар-р (выполняет общ-ные функции, решает общие дела); опирается на гос принуждение; осущ-ся спец-ми лицами; уст-ет систему налогов; организует население по территор-ному признаку; хар-ся легитимностью и легальностью. Если легальность означает юр-е обоснование власти, ее соотв-е правовым нормам, то легитимность - это доверие и оправдание властиё Согласно др. точке зрения, понятие «полит-я власть» тождественно категории «гос власть», т.к. полит-я власть исходит от Г и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр.
Местные органы государственной власти и местного самоуправления. Эти государственные органы, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, Советов народных депутатов, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и другие.
Исторически сложились две основные формы организации государственной власти на местах. Наиболее демократичной является такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (местного самоуправления) различных уровней. В Японии, например, все основные вопросы внутренней жизни в префектурах, городах, поселках и деревнях решают выборные собрания. В нашей стране местные органы государственной власти также имеют широкие полномочия в самостоятельном решении разнообразных вопросов жизни той или иной административно-территориальной единицы (поселка, села, города, района, области).
Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление в Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также главные должностные лица органов самоуправления: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Примером смешанной системы местного государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах (илах) в Турции осуществляют представители центральной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы - Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах - совет старейшин и староста, который одновременно является представителем ила.
- 1. Юридическая наука, ёе объект, функции, назначение.
- 2. Теория государства и права в системе гуманитарных наук
- 3. Теория государства и права в системе юридических наук
- 4. Проблема предмета теории государства и права
- 5. Методология правоведения: понятие и структура.
- 6. Философские (Фил-е) основы познания г и п.
- 7. Специальные, частнонаучные методы познания государства и права.
- 8. Понятие власти: основные подходы в прошлой и современной теории власти.
- 9. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
- 10. Структура государственной власти: понятие, характеристика основных элементов.
- 11. Проблема соотношения политической и государственной власти: основные подходы.
- Государственная власть и самоуправление.
- 13. Плюрализм в понимании государства.
- 14. Сущность г: основные подходы.
- 15. Признаки государства. Определение понятия государства в современной отечественной науке.
- 17. Функции г: понятие, признаки и содержание.
- 18. Классификация функций государства: основные подходы.
- 19. Функции г: понятие и классификация. Функций Росс-го г на соврем-м этапе.
- Форма государства: понятие и факторы, обуславливающие их многообразие и эволюцию.
- 21. Соотношение типа и формы государства.
- 22. Монархия: понятие и разновидности
- 23. Особенности монархических форм правления в современном мире.
- 24. Республика: понятие и разновидности.
- Модификация классических республиканских форм правления.
- 26. Форма государственного устройства: проблема терминологии, понятие и виды.
- Унитарное государство: понятие и разновидности.
- 28. Федерация: понятие и классификация.
- 29. Проблема суверенитета в федеральном государстве.
- 30. Федерация и конфедерация, иные формы объединения г.
- 32. Демократич-й (д-й) режим: понятие и виды.
- 33. Тоталитаризм: основные черты, виды. Условия перехода от тоталитаризма к демократии.
- 34. Полит-й режим соврем-го Росс-го г.
- 35. Политическая система: основные подходы к понятию, структура и виды.
- 36.Место и роль государства в политической системе.
- 37. Государство и партии в политической системе.
- 38. Г и церковь. Их взаимоотношения на соврем-м этапе развития общ-ва.
- 39. Соврем-я концепция правового г.
- 42. Сущность п: основные подходы.
- 43. Объективное и субъективное п. Объективное и субъективное в п.
- 44. Типология правопонимания: основные подходы.
- 45. Историческая и психологическая школы права историческая школа права
- 46. Естественное и позитивное право: эволюция взглядов на их соотношение.
- 47. Проблема правопонимания в соврем-й отеч-ной науке.
- 48. П как соц-я ценность. Инструментальная и собственная ценность п.
- 49. Функции п: понятие и классификация.
- 50. Принципы права: понятие, признаки и роль в правовом регулировании.
- 51. Принципы п: понятие, классификация, роль в правовом регул-нии.
- 52. Соотношение п и г.
- 54. П и политика (пол-ка). Правовая политика: понятие и виды.
- 57. Классификация правовых норм.
- 58. Проблема понимания источников права в отечественной науке
- 59. Виды источников (форм) права
- 60. Законы и подзаконные акты: их соотношение и проблемы.
- 62. Правовая система: понятие, структура, критерии классификации
- 63. Правовые системы современности: проблема классификации.
- 64. Англо-сакс-я прав-я семья: общая хар-ка.
- 65. Мусульманская правовая система
- 66. Общинно-традиционная правовая система: основные черты.
- 67. Правотворч-во: понятие, принципы, субъекты.
- 68. Законодательство: понятие, структура и тенденции развития в Российской Федерации.
- 69. Реализация п: понятие, пути и формы.
- 71. Правосознание: понятие, структура, виды.
- 72. Деформация правового сознания: понятие и виды.
- 73. Понятие и формы правового нигилизма. Правовой нигилизм как состояние общества и пути его преодоления.
- 74. Правовая культура: основные теоретические подходы к пониманию.
- 75. Правовая культура: понятие, элементы и значение в формировании правового г.
- 76. Правовая культура личности и общества: понятие, структура и соотношение.