54. П и политика (пол-ка). Правовая политика: понятие и виды.
П – это система юр-х норм, регул-щих наиболее важные общ-ные отношения на началах справедливости и закона. Пол-ка – сфера деят-сти, связ-я с отношениями между соц-ми группами, сутью кот-й явл-ся опр-ние форм, задач, содержания деят-сти Г. Пол-ка возникает как явление вместе с соц-й дифференциацией общ-ва, расслоением его на большие соц-е группы, обладающие своими интересами. Поэтому пол-ки не сущ-ло в первоб-м общ-ве, где даже индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины. Нерегулируемая полит-я борьба могла бы взорвать общ-во, уничтожить его как форму соц-го бытия ч-ка, и именно поэтому возникает потребность в особой форме орг-ции общ-ной власти (Г) и в особой нормативной системе соц-й регуляции (П), кот-е призваны сохранить целостность общ-ва в его новом состоянии. Все это опр-ет полит-ю природу Г и П, делает их явлениями пол-ки, полит-й жизни общ-ва. Г - «собст-сть» общ-ва, оно должно принадлежать только общ-ву в целом (демократия) и выражать общие интересы всех соц-х групп и слоев. Пол-ка м/б и антигос (деят-сть нелег-х партий, террорист-х орг-ций). Однако в любом случае она касается Г, затрагивает его интересы. Ленина опр-ял пол-ку как участие в делах Г. В прав-м Г пол-ка д/б прав-й, как и вся деят-сть такого Г. Вопрос о взаимосвязи и взаимод-ии пол-ки Г с П приобретает важн-е значение, т.к. юр-е П только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обяз-но, а права и обяз-сти равны для всех гр-н, в т.ч. и для чин-ков, депутатов, рук-лей Г. Пол-ка прав-го Г (прав-я пол-ка) не м/б свободна от требований конст-ции и др. законов, а также норм межд-го права. Г-во должно их неукоснит-но соблюдать во всех своих полит-х реш-ях. Такова самая важная и очевидная грань соотношения пол-ки Г с П, юридически воплощенном в з-ах. Преобладающая часть всей внутр-й и внешней пол-ки любого Г реализ-ся через П, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой пол-ки.
Политика – одна из сфер деятельности людей, их групп, организаций и гос-ва, связ с реализацией общезнач принципов с помощью полит власти. Их соотношение: 1) все структурные элементы политич системы, в том числе само го-во, вынкждены корректировать свои политич притязанияс учетом свободы, закрепл в офиц нормат док-ах, 2) в рамках права учреждаются полит институты, определяются полномочия структурных элементов полит системы, 3) право может аккумулировать волевые устремления на разных уровнях общ организма и поэтому выступать формой реализации соц-политич автономии индивидов, их коллективов, 4) право играет роль связующего и опосредующего звена между политич системой и гражд обществом, 5) право явл-ся необходимым стабилизирующим фактором политич системы, нормы права рассчитаны на длительный срок существования, 6) источниками права явл-ся нормат акты, обычаи, прецеденты, законы, принятые на всенародном референдуме. В этих случаях регулирующая сила права приобретает общесоциальный хар-р, выходя за пределы политич явлений.
Прав политика – комплекс мер, идей, задач, целей, программ, методов, реализуемых в сфере Дей-я права и посредством права. П.п. основана на связи права, осущ прав методами, охватывает гл образом правовую сферу, когда необходимо опирается на принуждение, явл-ся публичной, офиц-ой. Принципы прав политики: 1) социальная обусловленность, 2) научная обоснованность, 3) устойчивость и предсказуемость, 4) демократизм, 5) гуманность и нравств начала, 6) справедливость, 7) гласность, 8) сочетание интересов личности и гос-ва, 9) приоритетность пра человека. Методы: убеждение и принуждение.
55. Проблема понимания правовой нормы.
Правовой нормой называется установленное или санкционированное государством правило поведения, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Понятие и основные признаки нормы права Первичным элементом права является норма права. Из нормы права складываются административно-правовые акты. Норма права - это модель поведения людей, устанавливаемая гос-вом и определяющая меру свободы в конкретных правоотношениях. Участник конкретного правоотношения располагает возможностью действовать свободно, а именно сознательно избирать для себя тот или иной вариант поведения и свободно действовать при достижении определенных целей посредством правоотношения с другим субъектом права. Правовая норма, также, как и само право в целом, имеет свои отличительные признаки, которые отличают ее от других социальных норм. Такими признаками правовой нормы являются: 1.Правовая норма устанавливается или санкционируется гос-вом и закрепляется в официальных правовых актах гос-ва. 2.Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны она предоставляет свободу действий, направленных на реализацию законных прав субъекта, а с другой стороны норма права обязывает либо совершить действие, либо воздерживаться от совершения действий. Следовательно, предоставляя свободу отдельному лицу, правовая норма одновременно ограничивает эту свободу. 3.Обеспечение исполнения правовой нормы с помощью мер гос-го принуждения и применение в случае необходимости при неисполнении или ненадлежащем исполнении юр-й ответственности к правонарушителю. 4.Норма права является гос-венным регулятором типовых общественных отношений. Норма права: понятие и признаки Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на урегулирование общественных отношений. Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления. Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы права относят: 1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание гос-ва относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с гос-вом (она устанавливается гос-венными органами и обеспечивается мерами гос-го воздействия — принуждением и стимулированием); 4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).
Благодаря вышеуказанным признакам (свойствам) нормы права выступают государственным регулятором типовых общественных отношений (например, отношений подчиненности в армии, отношений купли-продажи при совершении имущественных сделок). В этом выражается социальная роль правовых норм.
56. Структура правовой нормы – ее внутр строение, ее внутр форма, способ связи и порядок расположения составл ее структурных элементов. Норма права состоит их 3-х элементов:
I. Гипотеза – элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время,
Место), кот опред-ся путем закрепления юридич фактов. Виды гипотез: 1) по хар-ру содержания: общие (определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (устанавливающие частные специальные условия действия нормы); 2) по степени определенности общая гипотеза м/б абсолютно определенной(только указывает факты, которые обуславливают действие нормы, например, сроки давности), абсолютно неопределенные (не указывает никаких фактов, с кот связано ее действие), относительные(ограниченные условия действия правовой нормы, например, применение нормы на территории закрытого военного подразделения); 3) по степени сложности: однородные (одно обстоятельство), составные ( два или более обстоятельств).
II. Диспозиция – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающ при наличии указанных в гипотезе юрид фактов. Виды: 1) по способу описания: простые (называет вариант поведения, но не раскрывает его), описательная (описывает все существ признаки поведения), ссылочная (отсылает для ознакомления с ним к др норме этого закона), бланкетная (ссылка на др нормат-правовой акт); 2) по юрид направленности: представительно- обязывающие(двусторонние правила поведения, напр, арендодателя и арендателя), обязывающие (вид и меру поведения обязанного лица, напр должник по договору), управомочивающие (мера возможного поведения, напр, избиратель), рекомендательные, запрещающие.
III. Санкция – элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Виды: негативные – меры наказания, позитивные – меры поощрения.
- 1. Юридическая наука, ёе объект, функции, назначение.
- 2. Теория государства и права в системе гуманитарных наук
- 3. Теория государства и права в системе юридических наук
- 4. Проблема предмета теории государства и права
- 5. Методология правоведения: понятие и структура.
- 6. Философские (Фил-е) основы познания г и п.
- 7. Специальные, частнонаучные методы познания государства и права.
- 8. Понятие власти: основные подходы в прошлой и современной теории власти.
- 9. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
- 10. Структура государственной власти: понятие, характеристика основных элементов.
- 11. Проблема соотношения политической и государственной власти: основные подходы.
- Государственная власть и самоуправление.
- 13. Плюрализм в понимании государства.
- 14. Сущность г: основные подходы.
- 15. Признаки государства. Определение понятия государства в современной отечественной науке.
- 17. Функции г: понятие, признаки и содержание.
- 18. Классификация функций государства: основные подходы.
- 19. Функции г: понятие и классификация. Функций Росс-го г на соврем-м этапе.
- Форма государства: понятие и факторы, обуславливающие их многообразие и эволюцию.
- 21. Соотношение типа и формы государства.
- 22. Монархия: понятие и разновидности
- 23. Особенности монархических форм правления в современном мире.
- 24. Республика: понятие и разновидности.
- Модификация классических республиканских форм правления.
- 26. Форма государственного устройства: проблема терминологии, понятие и виды.
- Унитарное государство: понятие и разновидности.
- 28. Федерация: понятие и классификация.
- 29. Проблема суверенитета в федеральном государстве.
- 30. Федерация и конфедерация, иные формы объединения г.
- 32. Демократич-й (д-й) режим: понятие и виды.
- 33. Тоталитаризм: основные черты, виды. Условия перехода от тоталитаризма к демократии.
- 34. Полит-й режим соврем-го Росс-го г.
- 35. Политическая система: основные подходы к понятию, структура и виды.
- 36.Место и роль государства в политической системе.
- 37. Государство и партии в политической системе.
- 38. Г и церковь. Их взаимоотношения на соврем-м этапе развития общ-ва.
- 39. Соврем-я концепция правового г.
- 42. Сущность п: основные подходы.
- 43. Объективное и субъективное п. Объективное и субъективное в п.
- 44. Типология правопонимания: основные подходы.
- 45. Историческая и психологическая школы права историческая школа права
- 46. Естественное и позитивное право: эволюция взглядов на их соотношение.
- 47. Проблема правопонимания в соврем-й отеч-ной науке.
- 48. П как соц-я ценность. Инструментальная и собственная ценность п.
- 49. Функции п: понятие и классификация.
- 50. Принципы права: понятие, признаки и роль в правовом регулировании.
- 51. Принципы п: понятие, классификация, роль в правовом регул-нии.
- 52. Соотношение п и г.
- 54. П и политика (пол-ка). Правовая политика: понятие и виды.
- 57. Классификация правовых норм.
- 58. Проблема понимания источников права в отечественной науке
- 59. Виды источников (форм) права
- 60. Законы и подзаконные акты: их соотношение и проблемы.
- 62. Правовая система: понятие, структура, критерии классификации
- 63. Правовые системы современности: проблема классификации.
- 64. Англо-сакс-я прав-я семья: общая хар-ка.
- 65. Мусульманская правовая система
- 66. Общинно-традиционная правовая система: основные черты.
- 67. Правотворч-во: понятие, принципы, субъекты.
- 68. Законодательство: понятие, структура и тенденции развития в Российской Федерации.
- 69. Реализация п: понятие, пути и формы.
- 71. Правосознание: понятие, структура, виды.
- 72. Деформация правового сознания: понятие и виды.
- 73. Понятие и формы правового нигилизма. Правовой нигилизм как состояние общества и пути его преодоления.
- 74. Правовая культура: основные теоретические подходы к пониманию.
- 75. Правовая культура: понятие, элементы и значение в формировании правового г.
- 76. Правовая культура личности и общества: понятие, структура и соотношение.