logo
шпоры по ТГП

54. П и политика (пол-ка). Правовая политика: понятие и виды.

П – это система юр-х норм, регул-щих наиболее важные общ-ные отношения на началах справедливости и закона. Пол-ка – сфера деят-сти, связ-я с отношениями между соц-ми группами, сутью кот-й явл-ся опр-ние форм, задач, содержания деят-сти Г. Пол-ка возникает как явление вместе с соц-й дифференциацией общ-ва, расслоением его на большие соц-е группы, обладающие своими интересами. Поэтому пол-ки не сущ-ло в первоб-м общ-ве, где даже индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины. Нерегулируемая полит-я борьба могла бы взорвать общ-во, уничтожить его как форму соц-го бытия ч-ка, и именно поэтому возникает потребность в особой форме орг-ции общ-ной власти (Г) и в особой нормативной системе соц-й регуляции (П), кот-е призваны сохранить целостность общ-ва в его новом состоянии. Все это опр-ет полит-ю природу Г и П, делает их явлениями пол-ки, полит-й жизни общ-ва. Г - «собст-сть» общ-ва, оно должно принадлежать только общ-ву в целом (демократия) и выражать общие интересы всех соц-х групп и слоев. Пол-ка м/б и антигос (деят-сть нелег-х партий, террорист-х орг-ций). Однако в любом случае она касается Г, затрагивает его интересы. Ленина опр-ял пол-ку как участие в делах Г. В прав-м Г пол-ка д/б прав-й, как и вся деят-сть такого Г. Вопрос о взаимосвязи и взаимод-ии пол-ки Г с П приобретает важн-е значение, т.к. юр-е П только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обяз-но, а права и обяз-сти равны для всех гр-н, в т.ч. и для чин-ков, депутатов, рук-лей Г. Пол-ка прав-го Г (прав-я пол-ка) не м/б свободна от требований конст-ции и др. законов, а также норм межд-го права. Г-во должно их неукоснит-но соблюдать во всех своих полит-х реш-ях. Такова самая важная и очевидная грань соотношения пол-ки Г с П, юридически воплощенном в з-ах. Преобладающая часть всей внутр-й и внешней пол-ки любого Г реализ-ся через П, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой пол-ки.

Политика – одна из сфер деятельности людей, их групп, организаций и гос-ва, связ с реализацией общезнач принципов с помощью полит власти. Их соотношение: 1) все структурные элементы политич системы, в том числе само го-во, вынкждены корректировать свои политич притязанияс учетом свободы, закрепл в офиц нормат док-ах, 2) в рамках права учреждаются полит институты, определяются полномочия структурных элементов полит системы, 3) право может аккумулировать волевые устремления на разных уровнях общ организма и поэтому выступать формой реализации соц-политич автономии индивидов, их коллективов, 4) право играет роль связующего и опосредующего звена между политич системой и гражд обществом, 5) право явл-ся необходимым стабилизирующим фактором политич системы, нормы права рассчитаны на длительный срок существования, 6) источниками права явл-ся нормат акты, обычаи, прецеденты, законы, принятые на всенародном референдуме. В этих случаях регулирующая сила права приобретает общесоциальный хар-р, выходя за пределы политич явлений.

Прав политика – комплекс мер, идей, задач, целей, программ, методов, реализуемых в сфере Дей-я права и посредством права. П.п. основана на связи права, осущ прав методами, охватывает гл образом правовую сферу, когда необходимо опирается на принуждение, явл-ся публичной, офиц-ой. Принципы прав политики: 1) социальная обусловленность, 2) научная обоснованность, 3) устойчивость и предсказуемость, 4) демократизм, 5) гуманность и нравств начала, 6) справедливость, 7) гласность, 8) сочетание интересов личности и гос-ва, 9) приоритетность пра человека. Методы: убеждение и принуждение.

55. Проблема понимания правовой нормы.

Правовой нормой называется установленное или санкционированное государством правило поведения, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. По­ня­тие и ос­нов­ные при­зна­ки нор­мы пра­ва Пер­вич­ным эле­мен­том пра­ва яв­ля­ет­ся нор­ма пра­ва. Из нор­мы пра­ва скла­ды­ва­ют­ся ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вые ак­ты. Нор­ма пра­ва - это мо­дель по­ве­де­ния лю­дей, ус­та­нав­ли­вае­мая гос-вом и оп­ре­де­ляю­щая ме­ру сво­бо­ды в кон­крет­ных пра­во­от­но­ше­ни­ях. Уча­ст­ник кон­крет­но­го пра­во­от­но­ше­ния рас­по­ла­га­ет воз­мож­но­стью дей­ст­во­вать сво­бод­но, а имен­но соз­на­тель­но из­би­рать для се­бя тот или иной ва­ри­ант по­ве­де­ния и сво­бод­но дей­ст­во­вать при дос­ти­же­нии оп­ре­де­лен­ных це­лей по­сред­ст­вом пра­во­от­но­ше­ния с дру­гим субъ­ек­том пра­ва. Пра­во­вая нор­ма, так­же, как и са­мо пра­во в це­лом, име­ет свои от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки, ко­то­рые от­ли­ча­ют ее от дру­гих со­ци­аль­ных норм. Та­ки­ми при­зна­ка­ми пра­во­вой нор­мы яв­ля­ют­ся: 1.Пра­во­вая нор­ма ус­та­нав­ли­ва­ет­ся или санк­цио­ни­ру­ет­ся гос-вом и за­кре­п­ля­ет­ся в офи­ци­аль­ных пра­во­вых ак­тах гос-ва. 2.Нор­ма пра­ва име­ет пре­дос­та­ви­тель­но-обя­зы­ваю­щий ха­рак­тер. С од­ной сто­ро­ны она пре­дос­тав­ля­ет сво­бо­ду дей­ст­вий, на­прав­лен­ных на реа­ли­за­цию за­кон­ных прав субъ­ек­та, а с дру­гой сто­ро­ны нор­ма пра­ва обя­зы­ва­ет ли­бо со­вер­шить дей­ст­вие, ли­бо воз­дер­жи­вать­ся от со­вер­ше­ния дей­ст­вий. Сле­до­ва­тель­но, пре­дос­тав­ляя сво­бо­ду от­дель­но­му ли­цу, пра­во­вая нор­ма од­но­вре­мен­но ог­ра­ни­чи­ва­ет эту сво­бо­ду. 3.Обес­пе­че­ние ис­пол­не­ния пра­во­вой нор­мы с по­мо­щью мер гос-го при­ну­ж­де­ния и при­ме­не­ние в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти при не­ис­пол­не­нии или не­над­ле­жа­щем ис­пол­не­нии юр-й от­вет­ст­вен­но­сти к пра­во­на­ру­ши­те­лю. 4.Нор­ма пра­ва яв­ля­ет­ся гос-вен­ным ре­гу­ля­то­ром ти­по­вых об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний. Норма права: понятие и признаки Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на урегулирование общественных отношений. Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления. Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы права относят: 1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание гос-ва относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с гос-вом (она устанавливается гос-венными органами и обеспечивается мерами гос-го воздействия — принуждением и стимулированием); 4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Благодаря вышеуказанным признакам (свойствам) нормы пра­ва выступают государственным регулятором типовых общественных отношений (например, отношений подчиненности в армии, отношений купли-продажи при совершении имущественных сделок). В этом выра­жается социальная роль правовых норм.

56. Структура правовой нормы – ее внутр строение, ее внутр форма, способ связи и порядок расположения составл ее структурных элементов. Норма права состоит их 3-х элементов:

I. Гипотеза – элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время,

Место), кот опред-ся путем закрепления юридич фактов. Виды гипотез: 1) по хар-ру содержания: общие (определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (устанавливающие частные специальные условия действия нормы); 2) по степени определенности общая гипотеза м/б абсолютно определенной(только указывает факты, которые обуславливают действие нормы, например, сроки давности), абсолютно неопределенные (не указывает никаких фактов, с кот связано ее действие), относительные(ограниченные условия действия правовой нормы, например, применение нормы на территории закрытого военного подразделения); 3) по степени сложности: однородные (одно обстоятельство), составные ( два или более обстоятельств).

II. Диспозиция – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающ при наличии указанных в гипотезе юрид фактов. Виды: 1) по способу описания: простые (называет вариант поведения, но не раскрывает его), описательная (описывает все существ признаки поведения), ссылочная (отсылает для ознакомления с ним к др норме этого закона), бланкетная (ссылка на др нормат-правовой акт); 2) по юрид направленности: представительно- обязывающие(двусторонние правила поведения, напр, арендодателя и арендателя), обязывающие (вид и меру поведения обязанного лица, напр должник по договору), управомочивающие (мера возможного поведения, напр, избиратель), рекомендательные, запрещающие.

III. Санкция – элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Виды: негативные – меры наказания, позитивные – меры поощрения.