logo
шпоры по ТГП

46. Естественное и позитивное право: эволюция взглядов на их соотношение.

П – это система общеобяз-ных, формально опр-ных юр-х норм, устан-емых и обеспеч-емых Г, направл-х на регул-ние общ-ных отнош-й. Ест-е П – учение об идеальном, не зависящем от Г праве, вытекающем будто бы из разума и природы ч-ка, всеобщих нравст-х пр-пов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных Г, а распрост-ся на все времена и народы. Понятие ест-го П включает в себя представления о прирожд-х и неотъемл-х правах ч-ка и гр-на, кот-е явл-ся обяз-ми для каждого Г. К ним относят свободу, рав-во, семью, собст-сть, без-сть и др. Осн-я идея заключ-ся в том, что ч-к рожден свободным. В рамках теории возрожденного ест-го П выдел-ся 2 осн-х направл-я - неотомистская теория П и «светские» концепции ест-го П. Неотомизм - интерпретация учения Аквинского. Рассм-вая вопрос о природе, сущности П, он пытается найти осн-е права в мировом порядке, согласующемся с религ-ми догматами, вечным законом, высшим божеств-м разумом. Подчерк-ся превосх-во ест-го П над П челов-м, позит-м, т.е. уст-ным Г. Светская доктрина ест-го П исходит из этической первоосновы П, из необх-сти соотв-я прав-х уст-ний мор-м треб-ям ест-го П, основанного на стандартах справедл-го поведения. П формир-ся общ-вом, и законодатель формулирует лишь то, что уже сложилось (или складыв-ся) в общ-ве. Позит-е П вырастает из общ-ного правосознания, в т.ч. и из имеющихся в общ-ве прав-х идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизн-х правил и обычаев, но это отнюдь не означает, что следует признавать действующим юр-м П все, что имеет прав-е значение. Позит-м П, т.е. нормы, уст-ные Г, призн-ся П только в случае, если оно не противоречит ест-му П. Позитивизм - направление юрисп-ии, кот-е фиксирует в основном рез-ты правотвор-ой деят-сти. Это учение основ-ся на анализе и оценке прав-х норм с формальной т.з., т.е. с т.з. их внешней формы. Акцент делается на формальной хар-ке П.

Типы правопонимания в ТГП можно классифицировать по различным критериям:

1.по сути социальных явлений, которые понимаются под правом Выделяют следующие подходы к пониманию права: а)естественно-правовые концепции (школа естественного права), б)юридический позитивизм (нормативизм), в) социологическая юриспруденция (социологич школа права).

А) Естественно-правовая концепция разработана в Др.Риме, Др.Греции (Сократ, Аристотель, Цицерон, Ульпиан), в средние века-Фома Аквинский.В качестве самостоятельной научной школы сложилась в период феодализма-17-18вв.Представители: Гроций,Локк, Руссо, Монтескье, Родищев, Гоббс, Вольтер. Существовало множество течений: - теологическая школа, - договорная теория.Есть ряд общих признаков: 1.исходит из разделения права и закона.право и закон в некоторых концепциях разграничиваются достаточно жестко, иногда противопоставляются. Обосновывается существование правовых норм без их отражения в законе, независимо от государства. Другие концепции признают необходимость позитивного права для обеспечения действия естественного права. В качестве позитивного права рассматривается официально признанное действующее в том или ином государстве право, получающие выражение в законах и др. НПА. Естественное право в отличии от позитивного проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов.Оно разумно, справедливо, не сковано границами отдельных государств, распостраняется на все время и народы, вечно и неизменно. Основные нравственные и правовые идеи которые рассматриваются как законы-идеи свободы,равенства, собственности, безопасности, неподчинения гнету и др. – прирожденные и неотчуждаемые права человека(Нерсесянс). Многие представители естесв-правов концепции обращали внимание на неоправданность противопоставления естеств и позит права что бывает обусловлено предвзятым толкованием естеств-пправовых доктрин.Естественно-правовая школа не относится отрицательно к позитивному праву, а борется с таким его проявлениями, котрые противоречат естественным законам, прирожденным правам человека и гражданина. Многие представители концепции выступают за создание позитивного права, за его совершенствование в сторону положительного права. Положительное право основано на естественном законе, способствует реализации идей и принципов естественного права.Только так можно оценить его как разумное и справедливое. Недостатки: 1.нравственные идеи и идеалы не могут заменить власть нормативного регулятора.2.нечеткое определение права.3.ценности,которые рассматриваются в качестве естественных прав могут по разному трактоваться участниками правоотношений.4.оценка закона,НПА может стать произвольной, субъективным делом.

Б) Юридический позитивизм

Право и закон рассматриваются как синонимы, обязательность правовых норм происходит не из нравственных идей,а из государств авторитета. Источник права-государство и исходящие от него установления. Представители: Кельзен, Кант. Право=юридическая норма,исходящая от государства. Никакого права,кроме выраженного в законе быть не может (Байтин, Венгеров, матузов, малько). Недостатки: 1.право может закреплять произвол представителей власти,2. Может ограничить естественные права и свободы человека и гражданина.

В) Социологическая школа.

Право-собирательный образ, охватывает администат акты, судебные решения, обычаи,правосознание судей и др. лиц, юридические нормы. Право рассматривается в действии, в процессе применения.Под правом понимается правовая деятельность субъектов правоотношений.Сформировано на основе свободного права («живое право» народа, основанное не на законе, а на свободном мнении судей.Право=деятельность судьи. Представлен суд прецедент. Недостатки: 1.субъективизм правоприменителя.2. нет четкого понятия права. «+»учитывает специфику общественных отношений.