logo search
Лекции по ГП (особенная часть)

Заключение договора

Для того, чтобы заключить договор энергоснабжения, абонент должен выполнить определённые условия (технические предпосылки):

  1. Наличие отвечающего установленным требованиям энергопринимающего устройства

  2. Присоединение к сетям энергоснабжающей организации

  3. Обеспеченье учёта потреблённой энергии

Если данные предпосылки отсутствуют, то ЭСО не обязана заключать договор, в обратном случае – обязана.

Если в качестве абонента выступает физическое лицо и энергия будет использоваться для бытового применения, то в таком случае договор энергоснабжения считается заключенным в момент первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Такой договор считается договором присоединения.

В случае, если договор заключается с абонентом – юридическим лицом, то заключение происходит в общем порядке (составление, подписание письменного документа).

ЭСО не имеет право отказывать абонентам при наличии вышеуказанных предпосылок

Так как данный рынок (энергии) является монополизирован, то ЭСО обязана заключать договоры на одинаковых условиях со всеми абонентам, в том числе и в части цены и порядке оплаты. Но ЭСО имеет право подразделять всех абонентов на категории, группы, внутри которых условия всех договоров должны совпадать, а между групп – могут различаться.

Единственным существенным условием является предмет.

Предмет договора – энергия, передаваемая абоненту через присоединенную сеть на энергоустановки потребителя. Относительно правовой природы энергии однозначной точки зрения нет, но большинство исследователей предлагают рассматривать ее в качестве движимой вещи. Но другие говорят, что нельзя рассматривать ее в качестве вещи, ведь невозможно передать ее во временное владение и пользование, невозможно возместить ее, поэтому предлагают рассматривать ее в качестве особого объекта ГК РФ, но это не предусмотрено в 128 статье пока. Другие говорят что в силу неосязаемости энергию нельзя характеризовать как вещь, а надо как особый предмет гражданских правоотношений но не предусмотренный в ст. 128 ГК РФ.

При возникновении споров необходимо использовать аналогию права и относить энергию к вещам.

Стороны договора энергоснабжения должны согласовать количество энергии по договору, но есть одно исключение – если абонент – физическое лицо, то количество энергии согласовывать не требуется, т.е. ему предоставляется энергия в том количестве, которая ему необходима. В таком случае, условия предмета считаются согласованными. Для ЮЛ обязательно согласовывать количество энергии. Количество энергии определяется в соответствии с данными приборов учета, находящихся в собственности абонента. В договоре нужно урегулировать при 2 параметрах:

  1. количество киловатт\часов подлежащие отпуску

  2. величина присоединенной или заявленной мощности энергоустановки абонента.

В отношении теплоснабжении 2 параметра:

  1. Указывается количество в килоколориях.

  2. Указывается максимум тепловой нагрузки килокалории\час

Срок договора – не является существенным условием договора, но если абонент – физическое лицо, то договор заключен на неопределенный срок. Такой договор можно расторгнуть в любой момент путем письменного уведомления ЭСО в одностороннем порядке в любое время. Если юридическое лицо – то договор считается срочным. Закон предусматривает механизм автоматического продления такого договора, заключенного на новый срок, на тех же условиях – если до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявила о прекращении или изменении договора, то договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

Цена – не относится к существенным условиям, а специфика в том, что на ценообразование распространяет действие специализированное законодательство – ФЗ «О естественных монополиях» и ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». Регулирование осуществляется путем установления государством либо тарифов либо предельного уровня тарифов. Регулирование осуществляется на уровне РФ – Правительством, на уровне субъектов РФ – органами исполнительной власти. Непосредственным органом на местах является Федеральная Энергетическая Комиссия, на уровне субъектов – региональные энергетические комиссии.