logo search
Ответы ММП

Правовой режим Каспийского моря: история и пути решения проблемы

Проблема выявления современного международно-правового режима Каспийского моря и его природных ресурсов весьма дискусионна, что наглядно показала, например, международная конференция «Каспийское море: поиск экологической безопасности» (15-19 марта 1999г.  Венеция)

Сложности в определении правового режима обусловлены географическим положением региона – ведь Каспийское море не имеет выхода в Мировой океан и является, по сути, пограничным озером. Вот почему многие авторы, например,  Малинин С.А.,[4] Вылегжанин А.Н.[5] полагают, что по отношению к нему не могут применяться нормы морского права, в частности положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, что и осложняет правовое регулирования добычи природных ресурсов.

Проблема определения статуса Каспийского моря возникла ввиду появления на политической карте четырех новых Прикаспийских государств – преемников СССР. Кроме того, шельф моря имеет огромные запасы углеводородного сырья, и было вполне предсказуемым, что прибрежные государства выразят свою заинтересованность в разработке и добыче ископаемых, что значительно усложнило решение проблемы правового статуса. Кроме Азербайджанской республики, которая в некоторой степени закрепила в ст. 11 Конституции 1995 г. позицию государства относительно статуса водоема, признав его пограничным озером, сектор которого является составной частью территории государства,[8] никто из прибрежных государств официально не только не признал Каспийское море озером, но и морем также. Неизвестен и статус островов и искусственных сооружений (нефтяных камней, плавучих буровых установок и т.д.). Большую неопределенность в вопросе разграничения дна Каспийского моря вносят колебания уровня воды, и связанные с ними изменения береговой линии.

как внутриконтинентального моря (inland sea) сформировался в XVI-XIX веках договорами прибрежных государств, которых в то время было два – Персия (Иран) и Россия (потом СССР), и был признан мировым сообществом. В основе международно-правового статуса Каспия лежат его физико-географические характеристики бессточного водоема, обладающего признаками как озера (отсутствие естественной связи с Мировым океаном), так и моря (размеры, характерестественных процессов и происхождение). Крупными вехами в истории становления международно-правового статуса Каспия были Гюлистанский мирный договор 1813 г. и заменивший его Туркманчайский мирный договор 1828 г., договор России и Персии 1921 г., Конвенция о поселении, торговле и мореплавании 1931 г., Договор о торговле и мореплавании 1940 г. Такой статус определяется двумя основными чертами: 1) полным и исключительным правом прибрежных стран на пользование пространствами и ресурсами как их общим достоянием; 2) ограничением, а в некоторых отношениях полным исключением участия неприбрежных государств в использовании пространств и ресурсов Каспия.

В рамках этой концепции прикаспийские государства-участники указанных договоров пользуются свободой судоходства и другими, правомерными с точки зрения международного права, видами морепользования. Они обладают исключительным правом на природные ресурсы Каспия. Статус морского дна и его недр, как общего достояния, предполагает либо совместную разработку с последующимраспределением доходов, либо пространственный раздел самих ресурсов на основе равных прав всех прибрежных государств. Согласно существующему статусу Каспия, неприбрежные государства могут допускаться к морепользованию лишь с общего согласия всех прибрежных государств. Такое согласие может быть обусловлено следующими требованиями: а) обеспечением военно-политической безопасности; б) обеспечением экологической безопасности; в) соблюдением природоресурсных прав и интересов прибрежных стран. С распадом СССР и появлением трех новых прикаспийских государств политическая ситуация в регионеизменилась, с учетом этого договорно-правовой статус Каспия конкретизируется.

 Таким образом можно сделать вывод о том,  что наблюдается столкновение диаметрально противоположных точек зрения, как относительно определения правового режима Каспийского моря и квалификации водоема в качестве закрытого моря либо пограничного озера, так и относительно способов раздела Каспийского моря.

До тех пор, пока не установлен новый правовой режим, продолжает действовать правовой режим Каспийского моря, определенный положениями советско-иранских договоров 1921-1940 гг., в соответствии с которыми на море вообще не существует никакого пространственного разграничения, кроме зоны рыболовства. Каспийское море открыто для использования всеми прикаспийскими государствами, однако ни одно из них не вправе осуществлять односторонние шаги в целях национального присвоения его районов[108]. Уважение исторически сложившегося договорного режима Каспийского моря соответствует долговременным интересам как участников действующего российско-персидского договорного режима, так и новых прикаспийских государств[109].

Сегодня Каспийский регион – это важный перекресток международной политики и важнейшая причина роста заинтересованности Каспийским морем – крупные запасы нефти и газа, содержащиеся в недрах его дна. Вопрос правового статуса Каспийского моря стал приоритетной областью во внешнеполитических усилиях прикаспийских государств. Ведь с момента распада СССР и образования новых суверенных государств, он фактически так и не был определен. Сдвиги, которые произошли в этом вопросе, были минимальными и ограничивались лишь заключением нескольких двусторонних соглашений, либо принятием мало к чему обязывающих заявлений, лишь демонстрирующих намерения сторон и, скорее создающих видимость продвижения в этом непростом вопросе.

  1. Договор тайм – чартера: основные условия

ТАЙМ-ЧАРТЕР - договор фрахтования судна на время. По этому договору судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов его экипажа в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ).

Нормы, регулирующие взаимоотношения сторон при фрахтовании судна на время (тайм-чартер), содержатся в главе X КТМ. На практике положения этой главы применяются сравнительно редко, поскольку в морском судоходстве существуют различные проформы, разработанные БИМКО или другими организациями. 

Как установлено ст. 201 КТМ, тайм-чартер должен быть заключен в письменной форме. Такое же положение содержится и в ст. 633 ГК - с добавлением, что письменная форма применяется независимо от срока договора. Дело в том, что ст. 609 ГК (п. 1) требует заключения договора аренды в письменной форме в том случае, если договор заключается на срок более года (если одной из сторон договора является юридическое лицо - независимо от срока). Следовательно, во всех случаях договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) должен заключаться в письменной форме.

Еще одно важное уточнение, отсутствующее в КТМ, содержится в ст. 633 ГК: к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются положения о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК (в одном из дел, рассмотренных МАК, ответчик в качестве основания недействительности договора тайм-чартера ссылался на отсутствие государственной регистрации).

Наконец, к этому договору не применяются правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок, предусмотренные ст. 621 ГК.

Во-первых, данные правоотношения предполагают наличие двух сторон – судовладельца и фрахтователя. Как первая сторона, так и вторая, могут быть «множественным» субъектом, то есть, например, судно может находится в общей долевой собственности.

Согласно ст.8 КТМ РФ под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании (например, судно находится у субъекта в доверительном управлении). Судовладельцем, согласно ст.12 КТМ РФ могут быть: граждане и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. На стороне судовладельца могут выступать и иностранные субъекты.

Фрахтователем может быть любой субъект гражданских правоотношений. На этот счет КТМ РФ никаких ограничений не содержит.

Во-вторых, судно предоставляется фрахтователю временно, т.е. на обусловленный срок, по истечении которого фрахтователь обязан возвратить его судовладельцу, а значит, договор фрахтования носит срочный характер.

В-третьих, договор фрахтования судна на время представляет собой возмездное соглашение: судно предоставляется за определенную плату.

В-четвертых, рассматриваемое соглашение заключается «…для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания». Возможность заключение договора в иных целях торгового мореплавания – это одно из основных отличий договора фрахтования судна на время от договора морской перевозки. Между тем, как подчеркивают исследователи, эксплуатация зафрахтованного на время судна может осуществляться только в целях торгового мореплавания. Судно по этому договору не может использоваться как гостиница, склад, ресторан. Именно это отличает договор фрахтования судна на время от договора имущественного найма[2].

В-пятых, данный договор является двухсторонне обязывающим. Это означает, что каждая из сторон рассматриваемого договора имеет правомочия и несет юридические обязанности. Кроме того, договор признается заключенным с момента достижения контрагентами соглашения по всем его существенным условиям, то есть, тайм-чартер – консенсуальный договор.

Согласно ст. 200 КТМ РФ, в тайм-чартере должны быть указаны:

- наименования сторон;

- название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие);

- район плавания; цель фрахтования;

- время, место передачи и возврата судна;

- ставка фрахта;

- срок действия тайм-чартера.

Билет 8

  1. Правовой режим морского пространства в районе южных Курил.