logo search
Lektsii_TTP

3. Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.

В широком смысле под культурой понимается все, что создано человечеством благодаря его умственному и физиче­скому труду. В более узком смысле под культурой понимается идейно-нравственное состояние общества, выражающееся в его идеологии, быте, образовании и воспитании, в достиже­ниях науки, искусства, литературы, системе нормативного ре­гулирования.

Под правовой культурой в широком смысле слова пони­мается все, что создано человечеством в правовой сфере: пра­во, правовая наука, правосознание, юридическая практика. Правовая культура характеризуется состоянием юридической науки, правосознания, уровнем разработки текстов законов, состоянием законности и правопорядка, уровнем професси­ональной деятельности правоохранительных органов, юрис­тов-профессионалов.

В узком смысле слова правовая культура — это уровень знания права членами общества и уважительное отношение к праву, высокий престиж права в обществе. Правовая куль­тура является важным условием и средством укрепления за­конности и правопорядка в обществе. Особенно важна юри­дическая культура работников государственного аппарата.

Антиподом правовой культуры является правовой ниги­лизм как недооценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему от­ношение, питающее различного рода правонарушения. Край­ним проявлением правового нигилизма являются взгляды анархистов, объявляющих государство и право злом.

В России носителями правового нигилизма были славя­нофилы. С их точки зрения, жизнь России основывается не на праве, а на нравственности, монархическом патернализме, христианских идеалах, соборности. К. С. Аксаков утверждал, что русский народ негосударственный, право и конституция ему не нужны. Л. Н. Толстой призывал жить не по закону, а по совести. Ему вторит А. И. Солженицын. Эти нигилистиче­ские взгляды не изжиты и поныне. Вряд ли следует противо­поставлять добропорядочность, совесть и право. В рыночной экономике, в обществе нужно и то и другое.

Любое общество заинтересовано в ликвидации правового нигилизма, повышении уровня правовой культуры, для чего используются разные формы правового обучения и воспита­ния. Правовое воспитание не следует понимать как некую изолированную форму воспитания, оно является элементом общего воспитания и образования, по крайней мере высту­пает как совокупное нравственно-правовое воспитание.