logo search
Пособия по ВСР / socobespechenie v

§ 1. Общие понятия права социального обеспечения как отрасли права

Право на социальное обеспечение занимает особое место в системе основных прав человека. Государственное признание этого права возможно лишь при условии достижения обществом определенного уровня развития. Экономические предпосылки этого в России появились только на рубеже XIX—ХХ вв. В начале ХХ в. наиболее прогрессивные отечественные философы и юристы поставили проблему юридического оформления «права на существование». Так, П.И. Новгородцев писал, что «среди тех прав, которые помещаются обыкновенно в современных декларациях, нет ни одного, которое по всем данным должно бы было найти место в символе веры современного правосознания: это — право на достойное человеческое существование. Отличительная черта нового воззрения, которое все более дает себя знать в различных общественных заявлениях, — признание за указанным правом не нравственного только, но и юридического значения»3.

Данное право получило свое закрепление в основополагающих международных актах — Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Важное значение в определении роли государства, обязанного гарантировать каждому право на социальное обеспечение, имеют также принципиальные положения, закрепленные в рекомендациях Международной организации труда (МОТ). Так, например, в Рекомендации МОТ № 67 «Об обеспечении дохода» (1944) закреплен следующий принцип: «Системы обеспечения дохода должны уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца». Рекомендация № 43 «Об общих принципах страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца» (1933) устанавливает круг лиц, охватываемых системой социального страхования, размеры пособий и условия выплаты страховых взносов. Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952) определяет обязательные виды, условия и нормы социального обеспечения. Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962) закрепляет принципиальное положение: «Повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития».

До 60-х гг. прошлого столетия считалось, что отношения по материальному обеспечению в старости и в случае утраты работоспособности регулируются нормами трудового, колхозного, административного права. Впервые мысль о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права, высказал В.С. Андреев на симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 г. Затем он сформулировал понятия предмета и метода отрасли права социального обеспечения, разработал принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению4.

В настоящее время объективная необходимость выделения совокупности правовых норм, регулирующих правоотношения по социальному обеспечению граждан, в самостоятельную отрасль права уже не взывает никаких сомнений у отечественных юристов.

Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой. По ее мнению, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, демографической, реабилитационной и др.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества5.

Удовлетворение социальных потребностей граждан может осуществляться с помощью:

— назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе либо вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов;

— оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных социальных стандартов, а сверх них — по льготным тарифам;

— предоставления льгот на возмездно-неэквивалентных началах.

Существование указанного комплекса отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

Система социального обеспечения граждан является составной частью общей системы социальной защиты населения. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В Российской Федерации поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в настоящее время выделяются три основные формы социального обеспечения населения: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.

Компенсировать или минимизировать можно лишь последствия изменения материального положения, наступившие вследствие социально значимых обстоятельств. В связи с этим одним из ключевых понятий права социального обеспечения является понятие «социальный риск». По мнению известного специалиста в данной области В.Д. Роика, «понятие “социальный риск” включает в себя вероятность наступления материальной необеспеченности работника вследствие утраты заработка из-за потери трудоспособности (профессиональные и общие заболевания, несчастные случаи, в том числе на производстве) или отсутствия спроса на труд (безработица)»6. По теории вероятности социальный риск представляет собой лишь степень, величину ожидаемой опасности. Социальный риск — это вероятность наступления материальной необеспеченности в результате отсутствия заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах7.

Перечень социальных рисков, с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, включает наступление определенного возраста, болезнь, инвалидность, потерю кормильца, необходимость воспитания детей (ст. 39). Этот перечень не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ст. 39 Конституции Российской Федерации, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.

Таким образом, право социального обеспечения является многоаспектным явлением. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих социальную защиту граждан, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы правовых норм, которые относятся по виду регулируемых общественных отношений к различным отраслям права (финансовому, государственному, административному, праву социального обеспечения, военному праву).

Под правом социального обеспечения как отрасли права понимается совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом комплекс общественных отношений, возникающих: а) в связи с денежной формой обеспечения граждан (пенсиями, пособиями, компенсационными выплатами); б) в связи с предоставлением гражданам различного рода социальных услуг (отношения по поводу социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных); в) по поводу установления юридических фактов, реализации и защиты права на тот или иной вид социального обеспечения (отношения процедурного и процессуального характера)8.

Особыми категориями граждан, являющимися субъектами правоотношений по социальному обеспечению, являются военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей. Особенности правового регулирования социального обеспечения указанных граждан будут рассмотрены ниже.