logo search
Posobie_po_OTP_Praktika

Происхождение государства

В соответствии с теологической теорией происхождения государства (Ф. Аквинский), в настоящее время представляющей официальную доктрину Ватикана, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением Бога на земле; светская власть производна от власти церкви.

Патриархальная теория происхождения государства (Аристотель, Филмер, Михайловский) объясняет появление этого социального института как своеобразную разросшуюся семью: власть монарха – естественное продолжение власти отца, который заботится о своих членах и обеспечивает их послушание.

Патримониальная теория (Галлер): государство произошло от права собственника на землю (патримониум); из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей.

По мнению авторов о договорной теории происхождения государства (Спиноза, Гоббс, Локк и др.), государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. В догосударственный и доправовой период люди жили в соответствии со своими естественными правами, но не существовало власти, способной защитить человека, для чего люди объединились и заключили договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечивать права человека.

Теория насилия как теория происхождения государства (Дюринг, Гумпилович, Кауский) означает, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными (теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии).

Согласно психологической теории происхождения государства (Петражицкий), его возникновение объясняется свойствами психики человека, его стремлениями к поиску авторитета, указаниями, которыми он мог бы руководствоваться, желанием одних индивидов повелевать, других – подчиняться (зависимость сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей и др.).

Марксистская теория происхождения государства (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов): государство – результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними; это средство поддержания господства одного класса над другим.

Из современных концепций происхождения государства (либертарно-юридическая концепция В. С. Нерсесянца): государство и право возникают и до сих пор существуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, порядка и осуществления свободы людей в их социальной жизни (нет государства и права (потому что нет свободных индивидов) – значит, первобытное общество).

Разнообразие теорий обусловлено как пробельностью об эпохе генезиса государства, так и оригинальным авторским восприятием сущности, назначения государства как явления; временем появления той или иной теории. Ни одна из теорий не является общепризнанной, что, с одной стороны, предопределяет появление новых теорий, с другой – постоянный незавершенный процесс поиска новых аргументов в пользу существующих теорий.