logo search
Гражданское право / Гражданское право Суханов / Гражданское право Суханов Том 2 полутом 2

4. Ответственность по договору транспортной экспедиции

На обязательства, возникающие из транспортно-экспедицион-ного обслуживания, распространяются общие положения об основаниях гражданско-правовой ответственности. Однако, учитывая специфику транспортно-экспедиционных отношений, где в качестве экспедитора выступает предприниматель, говорить о вине как основании его ответственности не следует, поскольку в данном случае идет речь опредпринимательском риске экспедитора, ответственность которого предусматривается п. 3 ст. 401 ГК. Экспедитор в данном случае освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее выполнение договора лишь в том случае, когда это произошло вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.Бремя доказывания в указанных случаях возлагается на экспедитора1.

Пределы ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора экспедиции установлены нормами гл. 25 ГК. Экспедитор несет полную имущественную ответственность в соответствии с требованиями ст. 393 ГК. Таково общее правило. Однако нарушение условий договора экспедиции нередко зависит не от экспедитора или его клиента, а от перевозчика. По его вине могут быть нарушены сроки доставки груза, допущена его утрата или повреждение, задержка выдачи груза получателю после прибытия его в пункт назначения и т. п. В этих и других возможных случаях виновного поведения перевозчика, ставшего причиной нарушения договора экспедиции, пределы ответственности экспедитора ограничены рамками возмещения фактически причиненного ущерба (ст. 796 ГК) или пределаминеустойки (штрафа), предусмотренными транспортным законодательством. Таким образом, особенностью экспедиционных отношений в данном случае является определенная взаимообусловленность двух транспортных договоров – экспедиции и перевозки груза.

1Пункт 3 ст. 401 ГК принято рассматривать в качествеимперативного положения. При этом не обращается внимания на начало п. 3 ст. 401 ГК: «Если иное не предусмотрено законом или договором...» Закон иного не предусматривает. Но почему это «иное» не может быть предусмотрено в договоре транспортной экспедиции? Вправе ли стороны предусмотреть в договоре иные основания ответственности, т. е. ответственность за вину? Естественно, что такая инициатива должна исходить от экспедитора. Представляется, что для отрицательного ответа на данный вопрос достаточных оснований нет, особенно если учесть положения ст. 421 ГК о свободе договора.

Пределы ответственности клиента по договору транспортной экспедиции установлены законом (ч. 4 ст. 804 ГК) или соглашением сторон. Возмещение убытков за виновное неисполнение клиентом своих обязательств осуществляется по правилам ст. 15 и 393 ГК.

Дополнительная литература

Витрянский В. В. Перевозка (гл. 40). Транспортная экспедиция (гл. 41 ) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель. М., 1996. С. 398–419;

Егиазаров В. А. Транспортное право. Учебное пособие. М., 1999;

Калпин А. Г. Основные условия фрахтования судна и практика их применения. М., 1984;

Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1996. С. 147–160;

Савичев Г, П. Транспортное право в условиях перехода к рынку // Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995. С. 209– 229;

Фархтдинов Я. Ф. Правовое регулирование транспортного обслуживания граждан. Казань, 1977;

Хаснутдинов А. И. Вспомогательные договоры на транспорте. Иркутск, 1994.