logo search
Гражданское право / Гражданское право Суханов / Гражданское право Суханов Том 2 полутом 2

2. Договор как основание возникновения экспедиционного обязательства

Таким договором является договор транспортной экспедиции,

который в действующем российском законодательстве урегулирован в ст. 801 ГК. По своей юридической природе договор транспортной экспедиции является самостоятельным гражданско-правовым договором1.

I Договором транспортной экспедиции является соглашение, в силу

которого .экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет грузо- Ш

отправителя (грузополучателя).выполнить или организовать выпол- Ш

нение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Щ

1В юридической литературе самостоятельность договора транспортной экспедиции не отвергалась и ранее, до принятия нового ГК, однако по этому вопросу высказывались и иные мнения. В условиях плановой экономики это было связано с тем, что хотя транспортное право и относилось к сфере цивилистики, но фактически регулирование транспортных отношений осуществлялось преимущественно нормами административного права (подробнее об этом см.:Хаснутдиное А. И. Вспомогательные договоры на транспорте. Иркутск, 1994. Гл. 3 «Договор транспортной экспедиции»;Якушев В. Экспедитор и перевозчик в российском праве: прошлое, настоящее и будущее//Хозяйство и право. 1996. № 1. С. 82).

Речь идет именно об услугах, связанных с перевозкой, поскольку все другие возмездные услуги (ст. 779 ГК), не связанные с перевозкой грузов, не относятся к категории экспедиционных.

Договор транспортной экспедиции является публичным договором, поскольку речь идет об экспедиционных услугах, оказываемых профессиональными коммерческими экспедиционными конторами, агентствами, другими предпринимательскими структурами, которые по характеру своей деятельности обязаны соответствовать требованиям ст. 426 ГК.

Этому договору присущи признаки некоторых других договоров: поручения, подряда, хранения. Так, в случаях, когда договор экспедиции предусматривает обязанности экспедитора по оформлению сдачи и приема груза на транспортном предприятии, налицо признаки договора поручения. При осуществлении экспедитором погрузочно-разгрузочных работ наличествуют признаки договора подряда. Накопление грузов, в том числе так называемых мелких отправок, на своих или арендованных складах до их отправки соответствует признакам договора хранения. Этому же договору присущи и обязанности экспедитора обеспечивать сохранность груза до выдачи их надлежащему получателю. В договоре транспортной экспедиции наличествуют и некоторые элементы агентского договора (ст. 1005 ГК). Наличие «чужих» признаков в данном договоре не влияет на признание его самостоятельным гражданско-правовым договором, но подчеркивает некоторые его особенности.

Договор транспортной экспедиции – вид транспортного договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора – договора перевозки грузов. Дело в том, что сам по себе договор транспортной экспедиции лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказаниедополнительных услуг клиентуре транспорта, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств1. Автомобильный транспорт оказывает экспедиционные услуги своим транспортом, в частности для завоза грузов на станции железных дорог или вывоза груза со станций железных дорог. При осуществлении централизованного зацоза (вывоза) грузов автомобиль-

1Подчеркивая именно эту особенность правового статуса экспедитора, Г. Ф. Шершеневич отмечал, что экспедитором является лицо, принимающее на себя доставку грузов в другое место, не имея своих средств перевозки (см.:Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. С. 213).

ным транспортом в морские и речные порты (на пристани) и аэропорты договор транспортной экспедиции также находит широкое применение1.

Экспедиционное обслуживание предприятий, организаций и отдельных граждан, пользующихся услугами внутреннего водного транспорта, осуществляется экспедиционными конторами и агентствами, находящимися в ведении соответствующих пароходств, или специализирующимися на оказании экспедиционных услуг предпринимательскими структурами, действующими на основании лицензии2.

На морском транспорте экспедиционным обслуживанием занимаются сами морские порты, на которые, в частности, возложены задачи по организации и осуществлению погрузочно-разгру-зочных операций, выполняемых на территории порта и акватории3. Вместе с тем на морском транспорте экспедиционные услуги оказываются и специальными предпринимательскими структурами.

Договор транспортной экспедиции относится к категории взаимных и возмездных договоров, что вытекает из содержания ст. 801 ГК. Менее однозначно решается вопрос о том, к какому типу: реальному или консенсуальному – можно отнести этот договор. В одном случае, когда экспедитору предоставлено право заключать договор от своего имени и самостоятельно сдавать груз к перевозке, договор экспедиции являетсяреальным договором4. В ситуации, когда экспедитор выполняет лишь так называемые организацион-

1Выполнение экспедиционных услуг перевозчиком не противоречит законодательству (п. 2 ст. 801 ГК). Однако правоотношения, в которых обязанности экспедитора исполняются перевозчиком, не могут быть отнесены к числу основных в транспортно-экспедиционном обслуживании (см.: Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. С. 158).

2Порядок и условия выдачи лицензий установлены Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции Федеральных законов от 26 ноября 1998 г. № 178-ФЗ, от 22 декабря 1999 г. № 215-ФЗ, от 22 декабря 1999 г. № 216-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4857; постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. № 641 «О лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте» //СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3092. Соответствующие постановления о лицензировании приняты и на других видах транспорта.

3См.: Типовое положение о морском торговом порте//Сборник нормативных актов по морскому праву. М., 1968. С. 291.

4Реальный договор экспедиции является своеобразным видом договорного представительства, которое, по мнению Г. Ф. Шершеневича, «является всякий раз, когда лицо, способное и само вступить в юридические отношения, предоставляет другому, по соглашению с ним, право заключать сделки от имени представляемого»(Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. С. 185).

ные функции по оказанию клиенту соответствующих услуг, договор экспедиции является консенсуальным.

Стороны в договоре транспортной экспедиции свободны в выборе характера и количества экспедиционных услуг. Это зависит от желания клиента и технических возможностей экспедитора, от вида груза, вида транспорта, наличия или отсутствия у клиента своих подъездных путей, складских помещений, погрузочно-разгрузочных механизмов и т. п.

Предмет договора транспортной экспедиции обусловлен теми функциями, которые выполняет экспедитор в процессе перемещения грузов клиента. При выполнении этих функций экспедитор уполномочен совершать юридические действия:

• заключать от своего имени или от имени клиента договор перевозки;

• осуществлять отправку и получение груза;

• заниматься раскредитацией транспортных документов;

• производить оплату услуг перевозчика1;

• принимать на себя правовое обеспечение интересов клиента2,

• а также производить операции вспомогательного характера. К их числу можно отнести, в частности, упаковку груза, его погрузку и разгрузку, складирование и т. п.

Важно подчеркнуть, что весь комплекс возможных экспедиционных услуг, независимо от их характера, направлен на организацию3 перевозочного процесса, призванную способствовать выполнению договора перевозки груза.

С учетом сказанного предмет договора транспортной экспедиции может быть определен как совокупность юридических действий и вспомогательных операций, направленных на организацию перевозки груза и способствующих надлежащему выполнению договора перевозки этого груза.

1Право экспедитора вносить плату за перевозку грузов зафиксировано и в новом ТУЖД (ст. 81). И это единственное упоминание о транспортной экспедиции в данном уставе, в отличие от УЖД 1964 г. Вероятно, это объясняется ожиданием принятия закона о транспортно-экспедиционной деятельности.

2Правовое обеспечение интересов клиента подразумевает защиту его интересов на уровне претензионного разбирательства возможных споров, предъявления иска в суде, выступления в качестве представителя клиента при рассмотрении иска.

3Организация перевозочного процесса на транспорте по договору экспедиции имеет некоторое сходство, но не однозначна с организацией этого процесса по договору об организации перевозок (ст. 798 ГК), где о предстоящей перевозке груза договариваются перевозчик и грузоотправитель.