18.2. Общественные отношения как канал правореализации
Коль скоро реализация норм права означает воплощение содержащихся в них общих правил поведения и велений в регулируемых общественных отношениях, последние (общественные отношения) естественным образом становятся единственным каналом правореализации в обществе. Встречающееся в юридической литературе утверждение о том, что одним из таких каналов служит морально-политическое воздействие на сознание людей1, основано на неоправданном отождествлении правореализации с любыми формами влияния права на общественный организм, с действием права в целом и представляется неточным.
В сказанном нет какого-либо умаления роли идеологической, воспитательной функции права или противопоставления ее правореализации. В той мере, в какой право участвует в формировании мотивов поведения, ценностных ориентаций, установок, правового сознания, правовой психологии и правовой культуры участников упорядочиваемых им общественных отношений, направляет их сознание на правомерное поведение, оказываемое им идеологическое воздействие органически вплетается в правореализацию. Здесь связь между идеологической функцией права и правореализационными процессами перерастает в их определенное единство. Однако же идеологическое воздействие имманентно всякому действию, любому проявлению права. Оно подчас выходит за пределы регулируемых общественных отношений, не сопровождается позитивными действиями и т.д. Воздействие правовых норм на человеческое сознание, оказываемое вне упорядочиваемых ими отношений, не связанное с возникновением субъективных прав, юридических свобод, обязанностей и не подкрепляемое правомерным поведением, не может рассматриваться как путь (способ) их реализации.
В литературе вопрос о других каналах реализации права, якобы существующих наряду с общественными отношениями, возникает также в связи с известными в науке положениями о возможности этих процессов вне правоотношений, а равно через так называемые фактические отношения или общественные связи. Ряд авторов указывает на реализацию вне правоотношений норм, устанавливающих общерегулятивные (всеобщие) или абсолютные права и обязанности, правовые запреты и правовой статус1, хотя некоторые из них полагают, что в правовом статусе "находят свое выражение особые общественные отношения"2. За отграничение общественных отношений от общественных связей, характеризующихся менее прочными взаимными контактами между своими участниками, высказываются ученые, отрицающие существование общерегулятивных и абсолютных правоотношений (Н.В. Витрук, В.А. Кучинский и др.).
Общественные отношения, по существу, оказываются "в стороне" и в тех случаях, когда их расценивают как регулируемые правоотношениями фактические отношения3 или как фактические отношения, функционирующие "до" либо "вне" правоотношений, имеющие для последних "с точки зрения генезиса отправное, исходное значение"4.
Думается, что приведенные суждения, прежде всего, недостаточно согласуются с общесоциологическим, диалектико-материалистическим пониманием самих общественных отношений. Философская и общесоциологическая науки не знают понятия "фактические отношения", существующего наряду с категорией "общественные отношения". В них общественные (жизненные) отношения рассматриваются как форма, содержание и результат жизнедеятельности людей, их общностей и образований, о чем уже подробно говорилось в первом и втором разделах предыдущем данной работы.
То, что указанными выше авторами именуется фактическим отношением, в действительности составляет скорее реальное содержание тех или актуальных общественных отношений. Правы С.Н. Братусь, отмечающий несостоятельность отрыва общественных отношений от фактических (реальных), и В.Н. Кудрявцев, считающий человеческую деятельность содержанием общественных отношений5.
Что касается общественных связей, то они также неотделимы от общественных отношений. Последние в современной философской литературе трактуются в первую очередь как "многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности"6. Всякая общественная связь есть общественное отношение. Однако нельзя согласиться с обратным утверждением, что любое общественное отношение суть общественная связь1.
Первое из названных явлений более многоплановое, нежели второе, и относится к нему как общее к особенному, родовое к видовому. В науке доказано, что категория "отношение" является родовой в сопоставлении с категорией "связь"2. Общественные отношения могут выражаться не только во взаимоактивных связях двух контрагентов, но и в многосторонних общениях, односторонних контактах, обособлениях. Достаточно напомнить, что при уголовно-правовых и иных запретах любое лицо, которое их не нарушает, находится как раз в отношениях отграничения, обособления себя от запрещаемого деяния, модели обозначенного в диспозиции запрещающей нормы отношения, вытесняемого из нормальной жизнедеятельности общества.
Итак, те общественные отношения, которые регулируются нормами права, являются единственным каналом реализации этих норм.
- Проблемы теории государства и права Казань - 2003
- Лицензия ид № 01513 от 14.04.2000
- Предисловие
- 1.2. Предмет Теории государства и права
- 1.3. Содержание Теории государства и права
- 1.4. Место Теории государства и права в системе наук
- 2.2. Уровни методологических принципов, законов и категорий в Теории государства и права
- 2.3. Проблема общих и частных методов в Теории государства и права
- 2.4. Проблема истины в юридической науке
- 2.5. Знания о юридической практике в теории государства и права
- 3.2. Юридическое воздействие в государственно-организованном обществе
- Глава 4. Понятие и виды правового регулирования
- 4.1. Понятие и признаки правового регулирования
- 4.2. Виды правового регулирования
- 4.3. Общее правовое регулирование как правотворческая деятельность
- Глава 5. Предмет и пределы общего правового регулирования
- 5.1. Предмет правового регулирования
- 5.2. Пределы общего правового регулирования
- Глава 6. Метод, механизм и уровни общего правового регулирования
- 6.1. Метод общего правового регулирования
- 6.2. Механизм общего правового регулирования
- 6.3. Уровни общего правового регулирования
- 7.2. Понятие и признаки государства
- 7.3. Типы государства
- 7.4. Правовое и социальное государствО
- Глава 8. Форма государства
- 8.1. Понятие и Слагаемые формы государства
- 8.2. Форма правления: понятие, разновидности и особенности в России
- 8.3. Форма государственного устройства. Ее разновидности
- 8.4. Политико-правовой режим. Его разновидности
- Глава 9. Механизм государства. Национальная безопасность. Местное самоуправление
- 9.1. Государственный аппарат, его назначение
- 9.2. Механизм государства. Разделение в нем властных полномочий
- 9.3. Государственный механизм и национальная безопасность
- 9.4. Принципы организации и деятельности государственного механизма
- 9.5. Механизм государства и местное самоуправление
- Глава 10. Функции государства. Государственная служба
- 10.1. Понятие и система функций государства
- 10.2. Содержание внутренних и внешних функций государства
- 10.3. Государственная служба
- 11.2. Цель и назначение права
- 11.3. Основные функции права
- 11.4. Ценность права
- Глава 12. Форма права
- 12.1. Понятие, слагаемые и значение формы права
- 12.2. Система и структура права как его внутренняя форма
- 12.3. Легитимные источникИ Права как слагаемые его внешней формы
- 12.4. Систематизация нормативно-правового массива
- 12.5. Соотношение внутренней и внешней формы права
- Глава 13. Субъекты, принципы и действие права
- 13.1. Субъекты права
- 13.2. Важнейшие принципы права
- 13.3. Действие права
- Глава 14. Правовые системы в современном мире
- 15.2. Отличия нормы права от смежных правовых явлений
- Глава 16. Структура и виды норм права
- 16.1. Понятие структуры нормы права
- 16.2. Анализ структуры нормы права
- 16.3. Способы единения элементов нормы права
- 16.4. Виды норм права
- Глава17. Толкование норм права
- 17.1. Понятие и назначение толкования норм права
- 17.2. Способы толкования норм права
- 17.3. Виды толкования норм права
- 18.2. Общественные отношения как канал правореализации
- 18.3. Понятие, содержание и виды правоотношений
- 18.4. Уровни реализации норм права
- 18.5. Общетеоретическая модель правореализации
- Глава 19. Юридический механизм правореализации
- 19.1. Состояние разработки проблемы
- 19.2. Стартовый блок механизма правореализации
- 19.3. Блок диспозиционного правоотношения
- 19.4. Блок обеспечительного правоотношения
- 19.5. Меры государственного принуждения при отклоняющемся поведении
- 19.6. Юридический механизм правореализации и интерес
- Глава 20. Индивидуальное правовое регулирование. Правоприменение
- 20.1. Понятие индивидуального правового регулирования
- 20.2. Правоприменение как разновидность иНдивидуального правового регулирования
- 20.3. Особенности правоприменения при пробеле или коллизии в праве
- 20.4. Доказывание в правоприменении
- 20.5. Правоприменительные акты. Их юридическая сила
- 21.2. Правовая культура, ее содержание, слагаемые и значение
- Глава 22. Законность. Правопорядок. Дисциплина
- 22.1. Законность, ее содержание и роль в демократическом обществе
- 22 .2. Правовой порядок. Правоохранительные органы
- 22.3. Дисциплина, ее содержание, значение и разновидности
- Содержание
- Глава 1. Предмет, содержание и место 7
- Глава 2. Методологические проблемы 20