10.2. Содержание внутренних и внешних функций государства
Внутренние функции. Внутри страны государство выполняет, прежде всего, экономическую функцию. Это - важнейшее, исходное направление в его деятельности, заключающееся в разностороннем и многообразном воздействии на экономические процессы, начиная с организации отношений собственности и кончая определением основ распределения финансовых, кредитных и иных материальных ресурсов, аккумулируемых в распоряжении государства и его административно-территориальных или национально-территориальных единиц на местах.
Следует отметить, что различные политические режимы неоднозначно понимают и осуществляют данную функцию. Начиная с прямого и монопольного, командного, планово-директивного административного управления экономической жизнью при "социализме", спектр возможных подходов простирается до косвенного, мягкого регулирования, осуществляемого с упором на регулятивное воздействие прежде всего на интересы основных субъектов экономической жизнедеятельности общества (страны западной демократии). В годы советской власти такая функция рассматривалась как хозяйственно-организаторская. За этим крылось не только искаженное понимание роли государства в регулировании экономических отношений, но и полное доминирование в стране государственной собственности, при которой государство на предельно централизованных планово-распределительных началах директивно подчиняло себе почти всю хозяйственную деятельность. Будучи собственником всех сырьевых ресурсов и более 96 процентов имущества, закрепленного за хозяйствующими субъектами в лице своих предприятий и организаций, государство утверждало планы, определяло их выполнение, оставляло в своем распоряжении созданную продукцию и полученные доходы, распределяло их по своему усмотрению. По сути, на тех же началах строилась и внешнеэкономическая деятельность, основанная на государственной монополии. Все это привело к тому, что государство, превратив себя в монопольного "хозяйственника", не смогло справиться ни с этой искусственной функцией, ни с более многогранными экономическими задачами страны.
Истинная экономическая функция государства отнюдь не олицетворяется хозяйственной работой. Она выражается:
-в организации отношений разных, но равноправных форм собственности;
-в установлении режима природных и иных материальных ресурсов;
-в выработке стратегии и тактики экономического развития;
-в усилиях по совершенствованию структуры производства, обмена и потребления;
-в обеспечении свободы участников экономических отношений и поддержании их сбалансированных инициатив;
-в управлении государственными (казенными) предприятиями и пакетами акций других хозяйствующих субъектов, принадлежащими государству ради наращивания экономического потенциала;
-в ограничении монополизма, поощрении конкуренции и защите интересов потребителя;
-в согласовании интересов производственных, посреднических и коммерческих структур, координации их усилий в разрешении возникающих между ними противоречий и споров;
-в инвестировании собственных средств и поощрении других инвестиций в приоритетные сектора экономики;
-в установлении общих правил поведения участников экономических отношений и обеспечении их соблюдения;
-в организации подготовки, переквалификации и аттестации кадров, научных исследований и разработки целевых программ для экономической сферы;
-в создании благоприятных условий для экономической деятельности на международной арене, заключении необходимых для этого договоров и соглашений с другими государствами;
-в формировании и оптимальном распределении сырьевых, финансовых, кредитных и иных материальных ресурсов, необходимых для успешного выполнения этих и других задач в стране.
В ходе осуществления рассматриваемой функции используются различные способы воздействия на экономические процессы, но, как сами указанные выше задачи, связанные с экономической функцией, так и оптимальные способы их решения посильны государству только в условиях рыночных отношений, основанных на многообразии и равенстве форм собственности, свободе и инициативе производителей, коммерсантов и потребителей, конкуренции между ними и т.д.
Представляется неоправданным смешение экономической функции государства с неким "вмешательством" в экономическую жизнь, на отказе от которого настаивают многие экономисты. Практика развитых стран Запада показывает, что в странах с налаженными рыночными отношениями государство выполняет полноценную экономическую функцию во всей полноте. В современной России на это направлены разгосударствление и приватизация, структурная перестройка экономики и конверсия военной промышленности, развитие предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств, либерализация цен, демонополизация внешнеэкономических связей и многие другие усилия по переходу к рыночным отношениям. В Конституции РФ 1993 г. указывается, что в России "признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности", каждый вправе использовать свое имущество и способности для предпринимательской деятельности (ст.ст.8,3). Новый ГК РФ закрепляет неприкосновенность собственности, свободу договора, равенство его участников и т.п. Все это создает условия, чтобы государство из монопольного "хозяйственника" превратилось в организатора экономических отношений всеми методами, исторически выверенными в демократическом обществе.
Другая внутренняя функция цивилизованного государства - это его социальная деятельность. Она заключается в поддержке и совершенствовании той сферы, которая имеет своим основным назначением продолжение человеческого рода. Эта функция многогранна. Она выражается в упорядочивании семейных, демографических и миграционных отношений, в организации охраны здоровья и образования людей, в улучшении условий их быта, труда и отдыха, в поддержке безработных, инвалидов, больных, пенсионеров и других лиц, остро нуждающихся в помощи государства, всего общества. От того, какое внимание уделяется этой функции и насколько успешно она осуществляется, зависит не только социальность самого государства, но и общий уровень жизни народа страны, его настоящее и историческое будущее.
Ряд западных стран давно придают социальной функции первостепенное значение. В качестве примера назовем Швецию, где власти не ограничились конституционным объявлением себя социальным государством, а на деле выполняют задачи, вытекающие из социальной функции. Есть и наглядный результат - по качеству, уровню, продолжительности и другим показателям жизни населения страна занимает одно из первых мест в мире.
Конституция РФ 1993 г. тоже провозгласила, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека", что в ней "охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты" (ст.7). Кое-что из провозглашенного делается. Выплачиваются государственные пенсии. Созданы службы социальной защиты. Приняты программы социальной защиты населения, в соответствии с которыми оказывается некоторая помощь безработным, выделяются пособия многодетным семьям, одиноким матерям, инвалидам и некоторым другим слабозащищенным слоям населения. Высшими органами власти определяются минимальные размеры оплаты труда, пенсий и т.д. Однако пока нельзя сказать, что страна отказалась от остаточного принципа обеспечения социальной сферы жизни общества, что в ней разработана и осуществляется такая социальная политика, которая позволяет считать государство социальным, осуществляющим успешно социальную функцию. Вся социальная жизнь населения страны, включая сюда здравоохранение, образование, условия труда, быт и досуг, остается в тяжелейшем положении, выход из которого вряд ли возможен без полнокровной реализации социальной функции государства.
Среди внутренних функций государства в последнее время важное значение приобретает природоохранительная функция, значение которой в современных условиях все более возрастает. Если социальная функция сориентирована на создание условий для достойного продолжения человеческого рода, т.е. "второй" природы, то рассматриваемая функция - на сохранение самой "первичной" природы на Земле. Это - жизненно важная функция, от которой во многом зависит будущее всего живого на нашей планете.
Земля, леса, все природные ресурсы, истощенные из-за варварской эксплуатации на протяжении тысячелетий, крайне нуждаются в рациональном, четком и глубоко продуманном отношении к себе. В большинстве стран, где государство занимается природоохранительной функцией, разрабатываются и реализуются целевые программы и законодательные акты по охране окружающей среды (земли, водоемов, лесов, животного мира, растений, атмосферы и др.) от вредных отходов производства, других источников загрязнения, по ограждению ее от отрицательного влияния людей, по оздоровлению и восстановлению всей "первичной" природы. В числе этих стран - США, Канада, Великобритания, Франция, Швеция, Финляндия, Япония и др. В России ныне тоже функционируют специализированные государственные структуры в центре и на местах, выполняющие эти задачи. Установлены также в достаточной степени жесткие меры ответственности за правонарушения в этой области. Но, тем не менее, это направление деятельности государства остается пока малоэффективным. Предстоит сделать многое, чтобы на деле добиться реальных результатов в сохранении и оздоровлении всей окружающей нас природы.
Любое государство, оказывая воздействие на те или иные общественные отношения, не может не следить за тем, как претворяются в жизнь вырабатываемая им политика, принимаемые целевые программы, законы и подзаконные акты и т.д. Оно должно осуществлять контрольную функцию, суть которой состоит в целенаправленном наблюдении за процессами правореализации, проверке фактического состояния выполнения тех или иных государственных установок всеми участниками регулируемых отношений. Это и парламентский, и финансовый, и налоговый, и санитарный, и метеорологический, и противопожарный, и другие разновидности государственного контроля. Контрольными полномочиями обладают Президент, Правительство, министерства, ведомства и их органы на местах. Существуют специализированные контрольные службы, такие, как Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов, налоговые инспекции, федеральные и республиканские комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, службы надзора за страховой деятельностью, аудиторские организации, вневедомственная пожарная охрана и т.д. Надзор за состоянием законности в стране в целом возложен на прокуратуру, действующую в соответствии с Конституцией РФ (ст.129) и Законом РФ "О прокуратуре" от 17 января 1992 года1.
Контрольная функция государства выражается не только в проверках работы предпринимателей, фермеров, предприятий и других хозяйствующих субъектов, но и в ведении реестров юридических лиц, прав на недвижимость и земельных кадастров, в выдаче лицензии на определенные виды деятельности, аттестации специалистов и т.д. Она не может быть заменена общественным контролем, хотя и должна всячески на него опираться.
Государство выполняет относительно самостоятельную защитную функцию, которая в достаточной мере многогранна. Оно выражается в обороне страны, в обеспечении неприкосновенности ее границ и целостности территории, в поддержании конституционного строя, правопорядка и дисциплины, в предупреждении и пресечении любого отклоняющегося поведения, в принятии мер восстановления и ответственности по основаниям и в порядке, указанным в законе. Конституционный строй определен Конституцией РФ, государственные границы - Законом РФ "О Государственной границе" от 1 апреля 1993 г.2, правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства - Законом РФ "О безопасности", действующим с изменениями от 25 декабря 1992 г3. Кроме того, есть законы РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г.1, "О внутренних войсках МВД РФ" от 24 сентября 1992 г.2, "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ" от 13 марта 1992 г.3, "Об оружии" от 20 мая 1993 г.4, Таможенный кодекс 1993 г.5 и ряд законов и подзаконных нормативно-правовых актов, непосредственно связанных с осуществлением защитной функции государства. В таких документах подробно раскрываются содержание этой функции, формы и методы ее осуществления.
Любому государству, так или иначе, свойственна и такая внутренняя функция, как выполнение общих дел, вытекающих из самой природы человеческого общежития.
Наконец, есть основания выделять идеологическую функцию государства. Нами уже показывалось, что регулятивное и исполнительно-организационное воздействие на упорядочиваемые общественные отношения оставляет отпечаток в сознании, психологии и поведенческих установках их участников. Больше того, чаще всего оно прямо сориентировано на формирование у людей определенных поведенческих образцов (образов), установок, побуждений и настроений. Кроме того, государство через находящиеся в его ведении средства массовой информации зачастую предпринимает специальные усилия для того, чтобы уверить население в правильности своей политики, в разумности и необходимости предпринимаемых мер в той или иной области жизни. Все это говорит об идеологической функции государства, недооценивать значение которой не следует.
Конечно, не может быть речи о возрождении порочной практики, когда государство считало одной из основных своих функций идеологическую обработку людей как на собственной территории, так и за ее пределами в соответствии с постулатами одного "единственного" мировоззрения, жестко отвергая любые другие взгляды. Такая практика, широко применявшаяся в бывшем Советском Союзе, себя изжила. Она породила требование о деидеологизации государственной деятельности с тем, чтобы отгородить ее от априори установленных идейных установок и формулируемых в соответствии с ними указаний тех или иных "вождей", политических партий и движений. Но это отнюдь не означает полного отрицания идеолого-психологического воздействия государства на граждан, ибо невозможно отсечь регулятивную и организаторскую деятельность государства от ее влияния на сознание и психологию людей.
Государство не должно превращаться в инструмент навязывания какой- либо одной идеологии или, наоборот, непримиримой с ней борьбы. Конституция РФ 1993 г. прямо провозглашает идеологическое многообразие (ст.13). Государство, однако, через весь свой механизм проводит идеи, заложенные в ее Конституции и других законах, неизбежно оказывает идеолого-психологическое воздействие на население, когда обнародует законы и подзаконные акты, разъясняет их цели и содержание, убеждает в их разумности, справедливости и социальной ценности, предупреждает об ответственности за их нарушение, наказывает виновных, поощряет добросовестных и т.д. Такое воздействие рассчитано одновременно и на сознание, и на психологию и на внешнее поведение людей, способно влиять на их чувства, взгляды, ценностные ориентации, внутренние потребности, установки и реальные волеизъявления, а равно содействовать изменению уровня и направленности их правового сознания и правовой культуры.
Есть еще одна важная плоскость этой проблемы. Дело в том, что игнорирование идеолого-психологического воздействия государства выводит его за пределы правового поля, чем фактически оставляется возможность использовать его по субъективному усмотрению власть имущих и средств массовой информации. Ведь не зря в последние годы наблюдается борьба между различными ветвями государственной власти и "олигархами" за подчинение себе средств массовой информации. Нередки также попытки обуздать некоторые из них, вынудить проводить "официальную" линию, ограничить доступ к объективной информации. Между тем возведение идеолого-психологических способов государственного воздействия на население в ранг функции государства, включение их в правовое пространство и требование использовать их в строгом соответствии с действующим в стране правом равнозначны заслону своеволию на этом важном поприще.
Внешние функции. На международной арене государство осуществляет две основные функции - функцию поддержания мира на Земле и защиты национальных интересов и функцию международного сотрудничества.
Функция поддержания мира и защиты национальных интересов имеет своим назначением обеспечение такой международной атмосферы, при которой, с одной стороны, не ущемляются национальные интересы членов мирового сообщества, с другой - исключаются вооруженные конфликты между ними, предотвращаются войны и кровавые столкновения. Только за двадцатый век мир пережил две мировые войны и сотни региональных военных конфликтов, в ходе которых погибли десятки миллионов безвинных людей. Современный уровень международных отношений позволяет успешно бороться с этим кровавым злом, причиняющим лишения и страдания целым народам.
Все существующие ныне суверенные государства, как известно, имеют свои внешнеполитические ведомства, посольства, консульства и представительства в других странах, проводят между собой различные консультации, заключают двусторонние или многосторонние договоры и соглашения, содействуют взаимному общению, являются членами ООН и других международных и региональных организаций, занимаются взаимными инвестициями, борются с международными терроризмом, наркобизнесом и т.д. Большинство из них стремятся сочетать свои национальные интересы с поддержанием мира на базе "баланса сил", но необязательно при помощи военных блоков.
Конечно, в современном мире образовались своеобразные центры "силы", такие как США, Россия, Западная Европа, Япония, Китай. Не исчезла и тенденция к мировой гегемонии, дающая о себе знать в некоторых внешнеполитических акциях США. Но это обстоятельство указывает как раз на то, что надо еще больше усиливать осуществление функции поддержания мира и защиты национальных интересов другими государствами, в том числе и Россией.
Функция международного сотрудничества дополняет рассмотренное выше направление в деятельности государства. Она охватывает экономическую, социальную, культурную и иные области жизнедеятельности как каждой отдельной страны, так и мирового сообщества в целом.
Экономическое сотрудничество объективно обуславливается международным разделением труда, необходимостью специализации и кооперирования, обмена технологией, развития кредитно-финансовых связей и координации товарообмена. Оно выражается в создании благоприятных условий для внешнеэкономических отношений, в образовании совместных предприятий, во взаимных инвестициях, кредитах, в выработке согласованных правил ввоза и вывоза продукции, сырья и капитала, порядка банковских расчетов, налогообложения и т.д. Для этого заключаются двусторонние и региональные договоры. Значительную работу в том же направлении проводят специализированные учреждения ООН (например, Совет по торговле и развитию, Экономический комитет, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития), а также региональные организации, как, скажем, Европейский Союз, устранивший все ограничения в торговле, свободном передвижении предпринимателей, капитала и услуг между странами-членами Совета.
Сотрудничество в социальной, культурной и научно-технической областях происходит путем взаимной подготовки учащихся, студентов, аспирантов и стажеров, обмена информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, командирования друг другу работников науки, образования, здравоохранения и культуры, организации выставок, фестивалей и симпозиумов, оказания гуманитарной помощи. Это делается как на основе межправительственных соглашений, так и посредством многочисленных международных организаций, таких как КО, МАГАТЭ, Международный союз студентов, Международный совет научных советов и т.д. Немаловажное значение имеют также непосредственные контакты между деятелями науки, культуры, образования и здравоохранения, - контакты, поддерживаемые всеми демократическими государствами.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Проблемы теории государства и права Казань - 2003
- Лицензия ид № 01513 от 14.04.2000
- Предисловие
- 1.2. Предмет Теории государства и права
- 1.3. Содержание Теории государства и права
- 1.4. Место Теории государства и права в системе наук
- 2.2. Уровни методологических принципов, законов и категорий в Теории государства и права
- 2.3. Проблема общих и частных методов в Теории государства и права
- 2.4. Проблема истины в юридической науке
- 2.5. Знания о юридической практике в теории государства и права
- 3.2. Юридическое воздействие в государственно-организованном обществе
- Глава 4. Понятие и виды правового регулирования
- 4.1. Понятие и признаки правового регулирования
- 4.2. Виды правового регулирования
- 4.3. Общее правовое регулирование как правотворческая деятельность
- Глава 5. Предмет и пределы общего правового регулирования
- 5.1. Предмет правового регулирования
- 5.2. Пределы общего правового регулирования
- Глава 6. Метод, механизм и уровни общего правового регулирования
- 6.1. Метод общего правового регулирования
- 6.2. Механизм общего правового регулирования
- 6.3. Уровни общего правового регулирования
- 7.2. Понятие и признаки государства
- 7.3. Типы государства
- 7.4. Правовое и социальное государствО
- Глава 8. Форма государства
- 8.1. Понятие и Слагаемые формы государства
- 8.2. Форма правления: понятие, разновидности и особенности в России
- 8.3. Форма государственного устройства. Ее разновидности
- 8.4. Политико-правовой режим. Его разновидности
- Глава 9. Механизм государства. Национальная безопасность. Местное самоуправление
- 9.1. Государственный аппарат, его назначение
- 9.2. Механизм государства. Разделение в нем властных полномочий
- 9.3. Государственный механизм и национальная безопасность
- 9.4. Принципы организации и деятельности государственного механизма
- 9.5. Механизм государства и местное самоуправление
- Глава 10. Функции государства. Государственная служба
- 10.1. Понятие и система функций государства
- 10.2. Содержание внутренних и внешних функций государства
- 10.3. Государственная служба
- 11.2. Цель и назначение права
- 11.3. Основные функции права
- 11.4. Ценность права
- Глава 12. Форма права
- 12.1. Понятие, слагаемые и значение формы права
- 12.2. Система и структура права как его внутренняя форма
- 12.3. Легитимные источникИ Права как слагаемые его внешней формы
- 12.4. Систематизация нормативно-правового массива
- 12.5. Соотношение внутренней и внешней формы права
- Глава 13. Субъекты, принципы и действие права
- 13.1. Субъекты права
- 13.2. Важнейшие принципы права
- 13.3. Действие права
- Глава 14. Правовые системы в современном мире
- 15.2. Отличия нормы права от смежных правовых явлений
- Глава 16. Структура и виды норм права
- 16.1. Понятие структуры нормы права
- 16.2. Анализ структуры нормы права
- 16.3. Способы единения элементов нормы права
- 16.4. Виды норм права
- Глава17. Толкование норм права
- 17.1. Понятие и назначение толкования норм права
- 17.2. Способы толкования норм права
- 17.3. Виды толкования норм права
- 18.2. Общественные отношения как канал правореализации
- 18.3. Понятие, содержание и виды правоотношений
- 18.4. Уровни реализации норм права
- 18.5. Общетеоретическая модель правореализации
- Глава 19. Юридический механизм правореализации
- 19.1. Состояние разработки проблемы
- 19.2. Стартовый блок механизма правореализации
- 19.3. Блок диспозиционного правоотношения
- 19.4. Блок обеспечительного правоотношения
- 19.5. Меры государственного принуждения при отклоняющемся поведении
- 19.6. Юридический механизм правореализации и интерес
- Глава 20. Индивидуальное правовое регулирование. Правоприменение
- 20.1. Понятие индивидуального правового регулирования
- 20.2. Правоприменение как разновидность иНдивидуального правового регулирования
- 20.3. Особенности правоприменения при пробеле или коллизии в праве
- 20.4. Доказывание в правоприменении
- 20.5. Правоприменительные акты. Их юридическая сила
- 21.2. Правовая культура, ее содержание, слагаемые и значение
- Глава 22. Законность. Правопорядок. Дисциплина
- 22.1. Законность, ее содержание и роль в демократическом обществе
- 22 .2. Правовой порядок. Правоохранительные органы
- 22.3. Дисциплина, ее содержание, значение и разновидности
- Содержание
- Глава 1. Предмет, содержание и место 7
- Глава 2. Методологические проблемы 20