20.4. Доказывание в правоприменении
Как уже отмечалось, сложные формы правоприменения, связанные с юридическим процессом, предполагают доказывание. В юридическом процессе правоприменитель может получать необходимое знание о тех явлениях внешнего мира, которые имеют значение для правильного разрешения рассматриваемого им дела, и обосновать свои выводы по ним не иначе как путем процессуального доказывания.
Вопросы процессуального доказывания регламентируются многими нормативными правовыми актами, в том числе уголовно-, гражданско- и арбитражно-процессуальным законодательством, Налоговым и Таможенным кодексами РФ, Кодексом об административных правонарушениях и т.д.
В теоретическом отношении они наиболее обстоятельно исследованы в науках уголовного и гражданского процессов. Есть отдельные работы по доказательствам в административном процессе (Е.В. Додин). В общей же теории права эти вопросы до недавнего времени сводились к установлению и анализу "фактической основы" правоприменения, и пока сделаны первые шаги по их осмыслению на обобщающем уровне1. В рамках настоящего издания ограничимся следующими соображениями.
Под доказыванием в юридическом процессе надо понимать многогранную деятельность правоприменителя и других уполномоченных на то лиц по выявлению возможных версий, по собиранию, проверке и оценке доказательств и их источников, а равно по обоснованию выводов по делу. Это - разновидность социального познания, складывающаяся из диалектического единства мыслительных и юридико-практических операций по воссозданию реальной картины значимого по делу фрагмента действительности, определению его правовых свойств и последствий, удостоверению вытекающих отсюда выводов.
Поскольку доказывание есть вообще опосредствованное познание, в правоприменении оно осуществляется при помощи определенных средств, именуемых средствами процессуального доказывания. Ими служат доказательства, их источники и способы получения, проверки, оценки доказательств и их источников.
Доказательствами в юридическом процессе признаются конкретные фактические данные, на основе и с помощью которых устанавливаются искомые по делу факты и их юридически значимые признаки, подтверждаются вытекающие из них выводы. В роли таких фактических данных в правоприменении выступают:
содержащиеся в определенных источниках сведения об искомых фактах;
установленные на их основе доказательственные факты;
сохранившиеся к моменту рассмотрения данного юридического дела и доступные непосредственному восприятию правоприменителя явления реальной действительности (скажем, место происшествия, орудие совершения деяния);
знания, выраженные в виде общеизвестных фактов, аксиом и преюдиций.
Источниками доказательств считаются процессуальная форма, при помощи которой доказательственная информация вовлекается в сферу правоприменения, и ее носители. Это - показания свидетелей, потерпевших, гражданского истца, ответчика или обвиняемого, документы, заключения экспертов и т.д.
Способами получения, проверки и оценки доказательств и их источников служат соответствующие процессуальные действия (допросы, осмотры, проведение экспертиз, оглашение документов и т.п..
Все названные выше средства процессуального доказывания неразрывно связаны между собой, поскольку доказательства являются непосредственной основой правоприменительных решений, их источники - средством сохранения и передачи доказательственной информации, способы собирания, проверки и оценки доказательств и их источников - средством вовлечения их в юридический процесс и оперирования ими при правоприменении. Поэтому те разногласия по поводу трактовки их сути, взаимозависимостей, соотношения и назначения, которые есть в юридической литературе и отразились частично в действующем российском законодательстве (например, ст.49 ГПК, ст.69 УПК, ст.52 АПК, ст.321 Таможенного кодекса), представляются неоправданными. Они в какой-то мере являются как раз следствием слабого внимания к данной проблеме в общей теории правоприменения.
Такое понимание доказательств, их источников и способов получения (исследования, проверки) подробно изложено в работе «Проблемы процессуального доказывания»1. Оно имеет не только общетеоретическое значение, но и может способствовать закономерной унификации правового регулирования доказывания при правоприменении в различных отраслях права, значительному улучшению качества работы всех правоприменителей, достижению обоснованности принимаемых ими решений.
Цель процессуального доказывания в принципе состоит в установлении истины по делу. Должны быть истинными, т.е. соответствующими действительности, констатации и выводы правоприменителя относительно искомых фактов, их юридически значимых свойств и тех правовых мер, которые подлежат применению по данному делу на основе реализуемой нормы права. То, что было сказано о проблеме истины при рассмотрении методологии юридической науки и практики в первом разделе данной работы, относится и к цели доказывания в правоприменении.
Достижение этой цели предполагает четкое определение предмета и пределов процессуального доказывания. Предмет состоит из всей системы искомых по делу фактов (обстоятельств), включая сюда: факты, образующие юридический факт, фактический состав, факты, имеющие иное юридическое значение; доказательственные факты. Пределы доказывания означают такие границы этой деятельности, которые выражают полноту проверяемых версий, глубину исследования подлежащих установлению фактов, объем доказательств и их источников, обязательных для признания наличия или отсутствия этих фактов, и достаточность обоснования выводов по делу.
Правоприменителем и другими участниками юридического процесса всесторонне оцениваются все средства процессуального доказывания, т. е. и доказательства, и их источники, и способы собирания и проверки доказательств и их источников. Доказательства оцениваются с точки зрения их конкретности, согласованности и доброкачественности, относимости к делу, способности подтверждать искомые факты и достаточности для определенных выводов по делу. Оценка источников доказательств заключается главным образом в выявлении таких их свойств, как допустимость каждого отдельного источника, его доброкачественность, полнота собранных по делу источников доказательственной информации и их достаточность для обеспечения требуемых пределов процессуального доказывания. В содержание же оценки способов получения и использования доказательств и их источников входит выяснение того, не запрещены ли законом действия, предпринятые субъектами доказывания, совершены ли они доброкачественно и соблюдался ли при этом существующий процессуальный порядок.
Средства доказывания оцениваются во всей их совокупности по внутреннему убеждению, руководствуясь законом и правосознанием, представляющим собой систему укоренившихся в обществе правовых взглядов, идей, представлений и чувств, относительно основных начал, целей, существа и назначения права, законности и правопорядка.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Проблемы теории государства и права Казань - 2003
- Лицензия ид № 01513 от 14.04.2000
- Предисловие
- 1.2. Предмет Теории государства и права
- 1.3. Содержание Теории государства и права
- 1.4. Место Теории государства и права в системе наук
- 2.2. Уровни методологических принципов, законов и категорий в Теории государства и права
- 2.3. Проблема общих и частных методов в Теории государства и права
- 2.4. Проблема истины в юридической науке
- 2.5. Знания о юридической практике в теории государства и права
- 3.2. Юридическое воздействие в государственно-организованном обществе
- Глава 4. Понятие и виды правового регулирования
- 4.1. Понятие и признаки правового регулирования
- 4.2. Виды правового регулирования
- 4.3. Общее правовое регулирование как правотворческая деятельность
- Глава 5. Предмет и пределы общего правового регулирования
- 5.1. Предмет правового регулирования
- 5.2. Пределы общего правового регулирования
- Глава 6. Метод, механизм и уровни общего правового регулирования
- 6.1. Метод общего правового регулирования
- 6.2. Механизм общего правового регулирования
- 6.3. Уровни общего правового регулирования
- 7.2. Понятие и признаки государства
- 7.3. Типы государства
- 7.4. Правовое и социальное государствО
- Глава 8. Форма государства
- 8.1. Понятие и Слагаемые формы государства
- 8.2. Форма правления: понятие, разновидности и особенности в России
- 8.3. Форма государственного устройства. Ее разновидности
- 8.4. Политико-правовой режим. Его разновидности
- Глава 9. Механизм государства. Национальная безопасность. Местное самоуправление
- 9.1. Государственный аппарат, его назначение
- 9.2. Механизм государства. Разделение в нем властных полномочий
- 9.3. Государственный механизм и национальная безопасность
- 9.4. Принципы организации и деятельности государственного механизма
- 9.5. Механизм государства и местное самоуправление
- Глава 10. Функции государства. Государственная служба
- 10.1. Понятие и система функций государства
- 10.2. Содержание внутренних и внешних функций государства
- 10.3. Государственная служба
- 11.2. Цель и назначение права
- 11.3. Основные функции права
- 11.4. Ценность права
- Глава 12. Форма права
- 12.1. Понятие, слагаемые и значение формы права
- 12.2. Система и структура права как его внутренняя форма
- 12.3. Легитимные источникИ Права как слагаемые его внешней формы
- 12.4. Систематизация нормативно-правового массива
- 12.5. Соотношение внутренней и внешней формы права
- Глава 13. Субъекты, принципы и действие права
- 13.1. Субъекты права
- 13.2. Важнейшие принципы права
- 13.3. Действие права
- Глава 14. Правовые системы в современном мире
- 15.2. Отличия нормы права от смежных правовых явлений
- Глава 16. Структура и виды норм права
- 16.1. Понятие структуры нормы права
- 16.2. Анализ структуры нормы права
- 16.3. Способы единения элементов нормы права
- 16.4. Виды норм права
- Глава17. Толкование норм права
- 17.1. Понятие и назначение толкования норм права
- 17.2. Способы толкования норм права
- 17.3. Виды толкования норм права
- 18.2. Общественные отношения как канал правореализации
- 18.3. Понятие, содержание и виды правоотношений
- 18.4. Уровни реализации норм права
- 18.5. Общетеоретическая модель правореализации
- Глава 19. Юридический механизм правореализации
- 19.1. Состояние разработки проблемы
- 19.2. Стартовый блок механизма правореализации
- 19.3. Блок диспозиционного правоотношения
- 19.4. Блок обеспечительного правоотношения
- 19.5. Меры государственного принуждения при отклоняющемся поведении
- 19.6. Юридический механизм правореализации и интерес
- Глава 20. Индивидуальное правовое регулирование. Правоприменение
- 20.1. Понятие индивидуального правового регулирования
- 20.2. Правоприменение как разновидность иНдивидуального правового регулирования
- 20.3. Особенности правоприменения при пробеле или коллизии в праве
- 20.4. Доказывание в правоприменении
- 20.5. Правоприменительные акты. Их юридическая сила
- 21.2. Правовая культура, ее содержание, слагаемые и значение
- Глава 22. Законность. Правопорядок. Дисциплина
- 22.1. Законность, ее содержание и роль в демократическом обществе
- 22 .2. Правовой порядок. Правоохранительные органы
- 22.3. Дисциплина, ее содержание, значение и разновидности
- Содержание
- Глава 1. Предмет, содержание и место 7
- Глава 2. Методологические проблемы 20