logo search
Пособия по ВСР / socobespechenie v

§ 3. Международно-правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

В соответствии со ст.ст. 1, 4 и 64 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников СНГ, заключенным между государствами СНГ 15 мая 1992 г., Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств — участников СНГ от 15 мая 1992 г. и другими соглашениями при выезде на постоянное жительство уволенных с военной службы граждан, членов семей умерших граждан, проходивших военную службу, и пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, до назначения им пенсии в государства, являющиеся участниками СНГ, и другие государства, с которыми Российской Федерацией либо бывшим СССР заключены соглашения (договоры) о социальном обеспечении, пенсионное обеспечение их осуществляется в соответствии с этими соглашениями (договорами) компетентными органами государств, на территорию которых они прибыли, а при выезде в государства — бывшие республики СССР, не входящие в состав СНГ, законодательством которых либо заключенными Российской Федерацией соответствующими соглашениями (договорами) не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения этими государствами на основаниях, установленных для граждан, проходивших военную службу, пенсионеров из их числа и членов их семей, — соответствующими пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации или иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, если иное не предусмотрено заключенными Российской Федерацией соглашениями (договорами) по данному вопросу.

С марта 2001 г. вступил в силу Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ. В соответствии со ст. 1 и ст. 64 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и указанным Федеральным законом гражданам, уволенным с военной службы, членам семей граждан, проходивших военную службу, и пенсионерам из числа граждан, уволенных с военной службы, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и имеющим ко дню выезда право на получение государственных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, перед отъездом по их желанию выплачиваются суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях за шесть месяцев вперед, а в дальнейшем, на основании заявлений пенсионеров, суммы назначенных пенсий могут переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции, через Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом перевод производится начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда гражданина за пределы Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена государственная пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях.

Суммы государственных пенсий, подлежащие переводу за пределы Российской Федерации, пересматриваются при принятии федеральных законов об изменении норм пенсионного обеспечения, дающих право на более высокую пенсию, если связанный с этим пересмотр размеров государственных пенсий может быть произведен без дополнительного документального подтверждения гражданами юридических фактов, определяющих право на перерасчет государственных пенсий, и если указанными федеральными законами не будет предусмотрено иное.

По желанию указанных пенсионеров пенсия им в период проживания за границей может выплачиваться в рублях на территории Российской Федерации.

При возвращении граждан на постоянное жительство в Российскую Федерацию суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой), право на получение которых имелось ко дню выезда за пределы Российской Федерации, не полученные за время постоянного проживания за пределами Российской Федерации, выплачиваются в порядке, установленном законодательством России для выплаты государственной пенсии, не полученной пенсионером своевременно (ч. 1 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ действие данного Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от следующих обстоятельств: даты их выезда за пределы Российской Федерации; переезда из одного государства в другое; места жительства. При этом, если выезд состоялся до 1 июля 1993 г. или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата государственной пенсии производится не ранее чем с 15 июня 1998 г.

С учетом содержания ст. 64 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и Федерального закона от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ пенсионерам из числа граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, выехавшим на временное жительство за границу либо выехавшим в другие государства для оказания им технической и иной помощи, для работы в учреждениях Российской Федерации за границей или в международных организациях, пенсии выплачиваются в Российской Федерации на общих основаниях по доверенности пенсионера либо путем зачисления во вклад на его имя в соответствующем учреждении (филиале) Сберегательного банка Российской Федерации.

Граждане, получающие пенсии, назначенные не в Российской Федерации, а в государствах, являющихся участниками СНГ, и других государствах, с которыми Российской Федерацией либо бывшим СССР заключены соглашения (договоры) о социальном обеспечении, предусматривающие их пенсионное обеспечение, вправе, не изменяя места жительства, изъявить желание о прекращении выплат пенсий в указанных государствах и назначении им пенсий в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В практике органов пенсионного обеспечения имеют место обращения граждан за получением пенсии по доверенности, выданной на территории иностранных государств, в частности в государствах — бывших республиках СССР. Действительность таких документов на территории Российской Федерации установлена Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993 г. (ст. 13 Конвенции). Участниками Конвенции являются государства СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Согласно ст. 40 Конвенции форма и срок действия доверенности определяются по законодательству государства, на территории которого выдана доверенность.

Действующие в настоящее время договоры и соглашения по пенсионным вопросам, которые заключались СССР и Российской Федерацией с другими государствами, основываются на принципах «территориальности». Основной особенностью этого типа договоров является то, что все расходы по выплате пенсий несет государство, на территории которого проживает пенсионер.

Поскольку с государствами СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина) имеется Соглашение о пенсионном обеспечении от 10 мая 1992 г. (с Молдавией вступило в силу с декабря 1999 г.), рассмотренные выше положения Федерального закона от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ на пенсионеров, получавших пенсии по законодательству Российской Федерации и выезжающих в указанные страны, не распространяются, так как выплата пенсий им производится по законодательству и за счет бюджета страны проживания. Данное положение подтверждено п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, где говорится: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В соответствии с вышеназванным Соглашением при переезде пенсионера из одного государства в другое выплата пенсии вперед не предусматривается. Соглашение распространяется на все виды пенсий, которые установлены или будут установлены законодательством государств — участников Соглашения. Согласно ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств — участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. В случае если пенсия не предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства, то она продолжает выплачиваться государством по прежнему месту жительства до приобретения права на пенсию по законодательству государства по новому месту жительства.

Соглашение с Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (подписано 10 февраля 1995 г., ратифицировано Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 173-ФЗ) также предусматривает пенсионное обеспечение граждан по законодательству государства, на территории которого они проживают.

С 29 ноября 1999 г. вступило в действие Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, подписанное в Алма-Ате 27 апреля 1996 г. и распространяющееся на правоотношения по пенсионному обеспечению начиная с 29 ноября 1999 г. Указанное соглашение было подготовлено в связи с заключением Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 г. и Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г. Согласно ч. 1 ст. 3 Соглашения от 27 апреля 1996 г. пенсионное обеспечение жителей города Байконур Республики Казахстан производится по нормам законодательства Российской Федерации с выплатой пенсии в российских рублях. Пенсии, назначенные жителям города Байконур в соответствии с законодательством Республики Казахстан, пересматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 8 октября 2000 г. № 128-ФЗ ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное в г. Москве 16 мая 1997 г.

Между Пенсионным фондом Российской Федерации и Учреждением социального обеспечения Республики Польша 25 июня 1993 г. подписано Соглашение о взаимном переводе пенсий. На основании его взаимному переводу подлежат государственные пенсии, назначенные до переселения пенсионеров на постоянное жительство на территорию одного из государств.

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное жительство в бывшие социалистические страны — Чехию, Словакию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Монголию, в настоящее время осуществляется на основаниях, установленных международными Соглашениями о сотрудничестве в области социального обеспечения, заключенными СССР с названными странами:

— Соглашением между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г.;

— Соглашением между СССР и Народной Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 11 декабря 1959 г.;

— Соглашением между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г.;

— Соглашением между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г.;

— Соглашением между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г.

Несмотря на давность подписания указанных соглашений, они продолжают действовать в настоящее время и применяются в полном объеме между Российской Федерацией как правопреемником СССР в части международных договоров и Чехией, Словакией, Болгарией, Румынией, Венгрией и Монголией. Государства Чехия и Словакия образовались в результате распада Чехословакии и как правопреемники Чехословакии продолжают применять Соглашение от 2 декабря 1959 г.

Договор между СССР и ГДР, заключенный в 1960 г., утратил свою силу в связи с объединением Германии.

Вышеназванные соглашения составлены по типовой схеме с небольшими особенностями, которые не носят принципиального характера. В соответствии с нормами этих соглашений право на пенсионное обеспечение в случае переселения с территории одного государства на территорию другого государства имеют граждане договаривающихся сторон, выехавшие на постоянное жительство в одно из государств, являющихся участниками соглашения. Лица без гражданства и граждане других государств, не являющихся участниками данных соглашений, к кругу лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с соглашениями, не относятся. Гражданство подтверждается заграничным паспортом (если речь идет о гражданине России), или видом на жительство (если иностранный гражданин на законных основаниях находится на территории Российской Федерации), или иностранным паспортом. Что касается граждан России, выехавших в бывшие социалистические страны на временное жительство, то права на пенсионное обеспечение в соответствии с международными соглашениями они не имеют. Их пенсионное обеспечение производится на территории России на общих основаниях, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно большинству соглашений выплата назначенной гражданину пенсии в Российской Федерации должна прекращаться по истечении месяца, в котором имело место переселение пенсионера, и с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место переселение, вместо нее должна назначаться пенсия в «новом» государстве. На практике назначение пенсии в «новом» государстве производится с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии в России, благодаря чему перерывов в выплате пенсии практически не бывает.

Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в государстве по новому месту жительства пенсионера, производится новое назначение пенсии исходя из сведений, указанных в справке по пенсионному делу, в строгом соответствии с законодательством того государства, куда переселился пенсионер. Вместе с тем, как следует из соглашений, при назначении пенсии само право на пенсию, приобретенное в прежнем государстве (в данном случае в Российской Федерации), не пересматривается, если законодательством государства, в которое переселился пенсионер, предусмотрена пенсия того же вида.

Названные соглашения, как уже было сказано, были заключены в основном в 1960—1963 гг. и, следовательно, в настоящее время морально устарели, поскольку не отражают изменений, произошедших в законодательстве, социальном, экономическом и политическом положении стран — участниц международных соглашений. В этой связи ведется работа по разработке и заключению новых соглашений, в частности с Германией и Чехией.

Разрабатываемые соглашения будут строиться на основе принципа «пропорциональности». Данный принцип предполагает, что расходы на выплату пенсий распределяются между государствами, заключившими соглашение, пропорционально стажу, приобретенному пенсионером на территории каждого из них, т. е. каждая страна отвечает только за тот трудовой стаж, который был приобретен на ее территории, и обеспечивает выплату пенсий, право на получение которых возникло в соответствии с ее законодательством. При реализации соглашений, построенных на принципе «пропорциональности», граждане обоих государств, заключивших соглашение, подпадают под действие законодательства того государства, на территории которого они осуществляют свою трудовую деятельность.

Однако до заключения соглашений с указанными странами (за исключением Германии) «старые» соглашения действуют и отменяться не будут.

Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, заключенный в Мадриде 11 апреля 1994 г. и вступивший в силу 24 февраля 1996 г., не просто пополнил перечень международных договоров России в этой сфере, а открыл для нашей страны новый этап в развитии межгосударственных отношений в области социального обеспечения. Это первый международный договор, заключенный Россией по урегулированию социальных отношений по принципу «пропорциональности». Договор распространяется на урегулирование законодательствами России и Испании отношений по поводу получения пенсионного обеспечения, обеспечения по временной нетрудоспособности, обеспечения по материнству, обеспечения в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. В соответствии с Договором каждое государство исчисляет и выплачивает часть пенсии или полный размер пенсии, соответствующий трудовому (страховому) стажу, приобретенному на его территории, согласно положениям своего законодательства. При этом место жительства получателя пенсии значения не имеет.