59. Политика защиты интересов потребителя как основа европейского потребительского права. Гармонизация гражданско-правовых норм, регулирующих отношения с участием потребителей
Защита прав потребителя всегда находилась в центре европейской политики. Начиная с 1975 г., Сообществом начат процесс гармонизации деятельности отдельных стран-членов ЕС в данном направлении, что было закреплено договорным порядком в Амстердамском Договоре. В статье 3 «Улучшение защиты прав потребителя» это формулируется как основная задача Сообщества, а в статье 153 договора регламентируются подробности.
Принципиально вопрос ставится так, что все мероприятия по обеспечению защиты прав потребителя в Европе решаются в кооперации всех стран ЕС. Европейская Комиссия предписывает лишь стандарты.
Отдельные государства Сообщества могут предусматривать и более строгие правила относительно безопасности и качества продукции и обязаны заявлять это Европейской Комиссии.
В соответствии со статьей 95 Европейского Договора страны-участники обязаны обеспечить «высокий уровень защиты» и, таким образом, действует запрет понижения или ухудшения защиты потребителей в ЕС.
Европейская политика защиты прав потребителя ставит своей целью следующее:
· разработка предписаний по защите здоровья и безопасности продукции;
· обеспечение защиты экономических интересов граждан Европы;
· информирование потребителей.
Европейская политика в отношении прав потребителей охватывает все многообразие народнохозяйственных отраслей и затрагивает многочисленные предприятия и производства, включая такие аспекты, как электронные сделки, посылочная торговля и продажа на дом через распространителей, ценообразование и реклама, правовая защищенность в торговле, общественное здоровье, безопасность конечного продукта.
Организационно вопросы защиты потребителя в ЕС с 1999 г. относятся к компетенции Генеральной Дирекции здравоохранения и защиты потребителя. Правило прозрачности деятельности этого ведомства позволяет всем потребителям получить обзор политики в сфере защиты потребителя.
В мае 2002 г. Еврокомиссия разработала и предложила Совету ЕС и Европарламенту стратегию политики защиты потребителя на 2002—2006 гг., которая предусматривает следующие задачи:
· достижение единого высокого уровня защиты потребителя во всех странах ЕС;
· эффективная реализация правовых норм по защите потребителей;
· широкое вовлечение общественных объединений по защите прав потребителей в европейскую политику.
Интересы потребителей должны учитываться и в других политических сферах ЕС с тем, чтобы обеспечить максимально благоприятный режим для конечных потребителей европейского общего рынка и его стабильность. Консументы должны иметь возможность повсеместно получать информацию о всех действующих в ЕС нормах и правилах.
Особую поддержку Еврокомиссии получили Европейские центры потребителя, которые созданы во всех странах-членах ЕС.
Наряду с ними существуют так называемые «согласительные» центры, которые служат для разрешения во внесудебном порядке споров и конфликтов между потребителями и производителями товаров и услуг вне зависимости от страны происхождения товара.
Только в Германии на сегодняшний день создано 203 таких согласительных центра в таких секторах, как страхование, финансово-банковские услуги, свободные профессии, торговля, ремесло. Они облегчают потребителю не просто получение нормативно-правовой информации, но и облегчают практическое решение споров с поставщиками и производителями конечной продукции и услуг из других стран-членов Сообщества.
Характерный пример политики защиты потребителя можно привести из области обеспечения безопасности продуктов питания.
Последние скандалы с вредными для здоровья продуктами питания обострили данную проблему и снизили уверенность потребителей в полной безопасности продуктов и используемого для их изготовления сырья. Поэтому значение проблемы защиты потребителей приобрело в последние годы огромное значение.
С целью обеспечения безопасности продуктов питания Европейская Комиссия ввела так называемую «Белую книгу» предложений с тем, чтобы обеспечить максимальную транспарентность на всех политических уровнях. Данный инструмент под заголовком «От производителя до потребителя» предусматривает обзор существующей практики и анализ необходимости реформ правых законодательных норм о продуктах питания с целью постоянного изучения проблемы на всех стадиях прохождения продукта на рынок.
Создание же соответствующего Европейского Ведомства по продуктам питания позволило организационно обеспечить данный процесс наблюдения и анализа. Например, другая директива Еврокомиссии запретила заблуждающее этикетирование продуктов. Она содержит целый список с 10 данными, которые должны присутствовать на каждой этикетке, среди которых рыночное название продукта, изготовитель, состав содержащихся веществ, нетто-количество, срок годности и др. Исключение может быть сделано лишь для неупакованных товаров (фрукты, овощи и др.)
Другой характерный пример — из области новых биотехнологий. Генетически измененные организмы — это организмы, в которых генетический материал изменен так, как это было бы невозможно сделать естественным путем. Допуск и переработка таких организмов является спорными, поскольку еще не полностью выявлено долгосрочное влияние манипуляций с генами или модификации генов на окружающую среду и здоровье людей.
За последние несколько лет ЕС выпустило важные нормативные акты, направленные на защиту окружающей среды и здоровье граждан, которые одновременно позволяли создавать единый рынок биотехнологий. Директивой 2002 г. вводился разрешительный порядок ввода на рынок продуктов, содержащих генетически измененные организмы, при которых риски для здоровья и окружающей среды были обозримы и проверены.
Данная директива ужесточает существующие предписания в отношении оценки рисков и получения разрешений на ввод в хозяйственный оборот генетически измененных организмов. Речь идет о введении обязанности предоставления поставщиками информации, доступной для общественности, о соблюдении общих предписаний о товарных данных для возможности проследить всю цепочку прохождения товара на рынок.
В феврале 2002 г. в ЕС была введена целая серия мероприятий по совершенствованию защиты прав потребителя. Исходя из опыта скандалов с опасными продуктами питания, было создано Европейское Ведомство по безопасности продуктам питания с целью своевременного выявления подобных рисков и своевременного предупреждения граждан Европы.
Так, Европейским Ведомством по безопасности продуктов питания была введена «Система быстрого предупреждения» или быстрого реагирования в случае наличия для потребителей опасности, содержащейся в продуктах питания или кормах.
Одновременно были введены новые полномочия для вмешательства Еврокомиссии при серьезных фактах недоброкачественности продуктов питания и кормов в тех случаях, когда национальные компетентные ведомства стран-членов ЕС являются перегруженными. В зависимости от тяжести ситуации Еврокомиссии даны полномочия применять чрезвычайные меры, как, например, введение запрета на реализацию или использование в производстве продуктов или кормов на Европейском рынке.
Европейское Ведомство по безопасности продуктов питания функционирует независимо от других институтов ЕС и обладает широкими полномочиями. Оно обязано осуществлять свою работу открыто и обеспечить общественный доступ к результатам своей работы.
К основным задачам работы Ведомства относятся:
· научное консультирование других институтов ЕС в вопросах безопасности продуктов питания и кормов;
· сбор и анализ данных для контроля за безопасностью продуктов в ЕС;
· своевременное распознавание рисков («Система быстрого предупреждения»);
· взаимодействие с компетентными органами стран-членов Сообщества;
· широкое информирование общественности.
Данные задачи являются весьма обширными, поскольку охватывают научную оценку всех вопросов, которые прямо или косвенно затрагивают безопасность продуктов, включая вопросы защиты животных, гигиену и здоровье флоры и фауны.
- Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и их изменение в 60 - 80 - е годы. Общая характеристика
- Этапы западноевропейской интеграции
- Основные даты в развитии ес
- 2. Создание Европейского Союза (Маастрихтский договор 1992 г.). Структура и правосубъектность Европейского Союза до его реформирования Лиссабонским договором
- 3. Реформа Европейского Союза в результате вступления в силу Амстердамского договора 1997 года и Ниццкого договора 2001 года
- Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. И действует с 1 февраля 2003 г.
- Политика расширения
- Процесс
- История расширения
- Хронология
- 5. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества от 13 декабря 2007 года. Предпосылки принятия. Структура. Основные изменения
- Компетенции Союза и национальных правительств
- Политика обороны
- Другие принципиальные изменения
- Важные положительные изменения в результате Лиссабонского договора:
- 6. Правовая природа Европейского Союза. Правосубъектность ес
- 7. Цели, ценности и общие принципы функционирования Европейского Союза
- 8. Институциональная система Европейского Союза. Структура, правовое регулирование
- Институциональные органы
- Неинституциональные органы
- 13. Европейский парламент: состав, порядок формирования и внутренняя организация. Полномочия Европейского парламента
- Функции и полномочия.
- Европейский суд по правам человека
- 16. Европейский совет: состав, полномочия
- 17. Европейский центральный банк: структура, полномочия
- 18. Общая характеристика правотворческого процесса в Европейском Союзе
- 19. Понятие и природа европейского права
- 20. Предмет и содержание права Европейского Союза. Методы правового регулирования, используемые в правовой системе Европейского Союза
- 21. Система права Европейского Союза
- Источники первичного права. Источники вторичного права: понятие, виды. Юридическая форма правовых актов Европейского Союза.
- Источники первичного права ес
- Источники вторичного права ес
- 25. Классификация правовых актов Европейского Союза
- 26. Значение практики Суда Европейского Союза для формирования европейского права
- 27. Принцип верховенства права Европейского Союза
- 28. Принцип прямого действия права Европейского Союза. Общая характеристика
- 29. Прямое действие отдельных источников европейского права
- 30. Концепция косвенного действия права Европейского Союза (принцип «лояльной интерпретации»). Принцип имущественной ответственности государств-членов
- 31. Компетенция Европейского Союза: понятие и характерные черты. Принципы реализации компетенции Европейского Союза: понятие, юридическое закрепление, содержание
- 32. Классификация предметов ведения и сфер деятельности ес. Внутренняя и внешняя компетенции ес, ассоциация с заморскими странами
- 4. Принципы, определяющие соотношение компетенции:
- 33. Уполномочивающие статьи Учредительных договоров: значение и общая характеристика
- 34. Компетенция Европейского Союза в сфере внешней политики и политики безопасности
- 35. Категории компетенции Европейского Союза, выделяемые по критерию соотношения с компетенцией государств-членов
- 36. Понятие, методы построения и принципы внутреннего рынка Европейского Союза
- 37. Свобода перемещения товаров: правовая регламентация, сфера действия, допустимые ограничения. Запрет таможенных пошлин на импорт и экспорт или равнозначных сборов
- 38. Запрет количественных ограничений на импорт и экспорт или любых равнозначных мер
- 39. Свобода передвижения лиц: правовая регламентация, виды. Свобода передвижения работников
- 40. Свобода учреждения: правовая регламентация, виды, субъекты, проблемы реализации
- 41. Свобода оказания услуг: правовое регулирование, сфера применения, формы, содержание, отграничение от иных свобод внутреннего рынка
- 42. Свобода передвижения капиталов и осуществления платежей
- 43. Понятие и содержание экономической и валютной политики Европейского Союза
- 44. Экономический и валютный союз: понятие, компоненты, этапы формирования Экономический и валютный союз
- 45. Понятие, цели антимонопольной политики ес. Система мер, направленных на противодействие антиконкурентной практике
- 46. Антиконкурентные действия, запрещенные ст. 101 дфес
- 47. Запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке: понятие и признаки, правовые последствия
- 48. Контроль над слиянием предприятий
- 49. Контроль над предоставлением государственной помощи предприятиям
- 50. Понятие, цели и методы сближения права государств-членов Европейского Союза
- 51. Гармонизация частного права в рамках Европейского Союза
- 52. Объективные предпосылки и современные тенденции формирования договорного права Европейского Союза
- 53. Основные направления развития европейского корпоративного права
- 54. Общая характеристика гармонизации корпоративного права государств-членов на основании директив Европейского Союза
- 55. Общее понятие и цели создания наднациональных организационно-правовых норм в корпоративном праве Европейского Союза
- 56. Европейское объединение с общей экономической целью: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 57. Европейское акционерное общество: правовое регулирование, способы создания, уставный капитал, участники, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 58. Европейский кооператив: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 59. Политика защиты интересов потребителя как основа европейского потребительского права. Гармонизация гражданско-правовых норм, регулирующих отношения с участием потребителей
- 60. Предпосылки и способы регулирования интеллектуальной собственности в праве Европейского Союза