logo search
Правоведение Петергова

2. Понятие правоохранительной деятельности

Понятие правоохранительной деятельности можно опреде­лить как государственную правомерную деятельность, со­стоящую во влиянии на поведение человека или группы людей со стороны уполномоченного государственного органа (его дол­жностных лиц) путем охраны правопорядка, выявления или рас­следования нарушений права с обязательным соблюдением уста­новленных в законе процедур этой деятельности. Такая дея­тельность имеет специфические признаки.

Главный признак правоохранительной деятельности состо­ит в способности компетентных органов государства охранять права физических или юридических лиц определенными юриди­ческими процедурами. При этом к правонарушителям может применяться правомерное принуждение.

Правоохранительные органы обязаны выполнять дей­ствия, имеющие упорядочивающее, контрольное и охранительное назначение. Так, на органы налоговой службы, вы­полняющие определенные правоохранительные действия (выявление и расследование преступлений в сфере налогооб­ложения, контроль за правильностью оплаты налогов), по За­кону Украины "О государственной налоговой службе Украи­ны" возложено задание формировать и вести Государствен­ный реестр физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей и Единый банк данных о на­логоплательщиках (юридических лицах), а также разъяснять за­конодательство по вопросам налогообложения среди нало­гоплательщиков.

Другим признаком правоохранительной деятельности яв­ляется процедурный (процессуальный) признак.Он указывает на то, что способы осуществления правоохранительной деятель­ности состоят из специально установленных юридических процедур. Нарушение должностными лицами правоохрани­тельных органов установленных процедур признается су­щественным нарушением процессуального законодательства и всегда влечет к признанию действия правоохранительного органа неправомерными. Все процедуры правоохранительного назначения являются формально определенными, они имеют протокольную форму. Это означает, что любое про­цессуальное действие (допрос, обыск, задержание подозре­ваемого, предъявление обвинения и т. д.) должно протоколи­роваться, при этом требования к составлению протокола оди­наковы для всех участников уголовного, гражданского судопроизводства и производства административных право­нарушений. Это касается требований к составлению процес­суальных актов всеми субъектами правоохраны: прокурора, следователя, органа дознания, контролирующего органа.

Еще одним признаком правоохранительной деятельности признается статусный (профессиональный) признакуполномо­ченного государством лица. Осуществлять такую деятельность (выявлять и расследовать преступление, поддерживать правопорядок, обеспечивать конституционный порядок и на­циональную безопасность и т. д.) может только компетентное процессуально уполномоченное государством служебное ли­цо, лишенное права занимать какую-либо другую должность или заниматься иной деятельностью (кроме научной и твор­ческой деятельности) и делегировать свои полномочия друго­му лицу.

Некоторые правоохранительные органы имеют специаль­ный предмет деятельности. В структуре службы безопас­ности, органов внутренних дел, органов по исполнению наказаний, налоговой милиции, государственной охраны есть специальные подразделения по выполнению оперативно-розыскных действий.

Специфика предмета их правоохранительной деятель­ности состоит в приоритетном и эффективном выполнении функций по защите конституционного порядка, националь­ной безопасности, выявлению и расследованию преступле­ний, а также функции по исполнению наказаний. В этом процессе спецслужбы уполномочены использовать в соответ­ствии с законом гласные и негласные поисковые, разведыва­тельные и контрразведывательные меры по применению оперативных и оперативно-технических средств. Им дано право осуществлять оперативно-розыскную деятельность.