logo search
Пособия по ВСР / socobespechenie v

Введение

Российская правовая система находится в постоянном развитии. В течение последних 10 лет весьма активно и плодотворно с научно-доктринальной точки зрения происходит обсуждение проблем формирования в системе российского права новых отраслей или подотраслей права. Так, например, в научной литературе идут дискуссии о становлении и развитии предпринимательского, хозяйственного, информационного, конкурентного, служебного, образовательного, полицейского, профсоюзного, экономического и иных отраслей или подотраслей российского права1.

К числу сравнительно «молодых» отраслей права относится право социального обеспечения. В конце 70-х — начале 80-х гг. прошлого столетия еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время функционирование этой отрасли права стало реальностью.

Право на социальное обеспечение признается международным сообществом в качестве одного из основных прав каждого человека. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости, т. е. при утрате средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам.

Важнейшей составной частью общей системы социального обеспечения граждан является социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Сущностные признаки указанной сферы социального обеспечения (весьма значительный контингент граждан, включенных в его сферу; высокая социальная значимость профессиональной деятельности представителей данной социальной общности, связанной с обеспечением военной безопасности государства; наличие системы специализированных «военно-социальных» законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих функционирование данной сферы, и др.) позволяют ставить вопрос об институционализации права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в качестве относительно самостоятельного структурного элемента общей системы отечественного права социального обеспечения.

По смыслу ст. 37 (чч. 1 и 3) и ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 71 (пп. «в», «м», «т») и ст. 72 (п. «б» ч. 1) военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, предполагающее справедливое вознаграждение, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, прав и свобод граждан, и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, проходящие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Необходимость выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, влечет за собой обязанность государства гарантировать этим лицам социальную защиту, соответствующую их особому статусу.

Весьма симптоматичным является тот факт, что военнослужащие включаются сегодня многими аналитиками, общественными и государственными деятелями, учеными в число особо уязвимых групп населения и ставятся в один ряд с категориями граждан, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и требующими в связи с этим особой защиты и поддержки со стороны государства2. Данное обстоятельство актуализирует необходимость рассмотрения военных аспектов права социального обеспечения в рамках нового перспективного научного направления в военном праве — военных проблем права социального обеспечения и социальной защиты граждан.