1. Право граждан на благоприятную окружающую среду.
Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность. Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы). В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия. Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.
Благоприятная окруж. Среда-это окруж. Среда, качество кот. Обеспечивает устойчивое функционирование природных(в том числе естественных эколог. систем) и природно антропогенных объектов (ст. 1 AP@j, охране окруж .среды)
- 1.Предмет аграрного права.
- 2.Правовая охрана атмосферного воздуха.
- 1.Основнаия для возникновения прав на земельные участки.
- 2.Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
- 3.Уголовная ответственность за экологические преступления.
- 2.Ограничения оборотоспособности земельных участков.
- 3.Гарантийные выплаты.
- 1. Источники экологического права, понятие, система и виды.
- 2. Цели и задачи государственного регулирования сельского хозяйства.
- 3.Защита трудовых прав работников профсоюзами.
- 1.Правовая охрана окружающей среды в городах
- 2.Понятие аграрных правоотношений. Виды и структура аграрных правоотношений.
- 3.Порядок организации и деятельности комиссии по трудовым спорам.
- 1. Нормативы качества окружающей среды.
- 2.Земельные участки крестьянского (фермерского) хозяйства.
- 3.Понятие и виды времени отдыха.
- 1. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.
- 3.Социальное партнерство. Понятие, принципы формы.
- 1.Право на достоверную экологическую информацию.
- 2.Общие условия приватизации земельных участков.
- 3.Понятие и виды рабочего времени.
- 1.Правовые основы экологического контроля.
- 2.Правовая охрана лесов.
- 3.Порядок применения дисциплинарных взысканий.
- 1.Основные положения государственной стратегии рф по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.
- 2.Землеустройство.
- 3.Испытание при приеме на работу.
- 1.Правовая охрана вод.
- 2.Правовое регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве.
- 3.Материальная ответственность работодателя.
- 1.Понятие и виды экологических правонарушений.
- 2.Понятие аграрных правоотношений. Виды и структура аграрных правоотношений.
- 1.Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.
- 2.Принципы природопользования.
- 3.Материальная ответственность работников.
- 1.Животный мир как объект правовой охраны. Правовые меры по охране животного мира
- 2.Особенности купли-продажи земельных участков
- 3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
- 1.Государственные доклады «о состоянии окружающей природной среды рф и рб»
- 2.Понятие и виды ответственности за нарушение аграрного законодательства.
- 3. Понятие и система заработной платы.
- 1.Понятие и особенности источников аграрного права.
- 2. Дисциплинарная эколого-правовая ответственность.
- 3. Особенности регулирования труда руководителей.
- 1. Принципы аграрного права.
- 2.Основы формирования экологической культуры.
- 11.Понятие экологической экспертизы, виды и принципы.
- 2.Основани Прекращение земельных правоотношений
- 3.Расторжение трудового договора по инициативе работника.
- 1.Основные принципы охраны окружающей среды.
- 2.Ограничение оборотоспособности земельных участков.
- 3.Индивидуальные трудовые споры.
- 1.Правовая охрана недр.
- 2. Понятие и виды переводов на другую работу.
- 3.Права на земельные участеи при изъятии для гос. И муниципальных нужд.
- 1.Право собственности на природные ресурсы.
- 2.Постоянное бессрочное пользование земельными участками.
- 3.Порядок организации и проведения забастовок.
- 2.Понятие дисциплины труда и методы ее обеспечения.
- 1.Особенности юридической ответственности за экологические правонарушения.
- 2.Заключение трудового договора.
- 3.Сервитут.
- 1Предмет и метод экологического права.
- 2.Понятие, содержание и действие коллективного договора.
- 1.Основания прекращения статуса безработного.
- 1. Право граждан на благоприятную окружающую среду.
- 2. Основание прекращения аренды земельного участка (Ст. 46. Зем. Кодекс рф)
- 3. Правовое регулирование труда несовершеннолетних
- 2.Содержание охраны земель
- 1.Понятие права природопользования, его виды.
- 2Лемедьные участки для ведения личного подсобного хозяйства.
- 1.Экологическая функция государства
- 2.Обязанности собственников, владельцев и
- 1. Компетенция специально уполномоченных на то государственных органов управления Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
- 2. Порядок изъятия участков.
- 3.Расторжение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
- 2.Земельный правопорядок, как институт земельного права.
- 3 Основные права и обязанности работодателя
- 1. Концепции отношения общества к природе.
- 2.Земли, не подлежащие передаче в частную собственность
- 1 Соотношение экологического законодательства с иными отраслями Российского законодательства.
- 2. Органы государственного управления земельным фондом.
- 3. Ежегодные основные и дополнительные отпуска.
- 1.Правовой режим особо охраняемых природных территорий
- 2.Основные принципы земельного законодательства.
- 1.Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды,
- 2.Основные принципы земельного права.
- 3. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
- 1.Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды
- 3. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров.