logo
шпоры по спецу

1.Правовые основы экологического контроля.

ЭК - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли ЭК в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством ЭК в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе ЭК, либо с привлечением иных государственных органов. ЭК можно рассматривать в двух уровнях. Во-первых, ЭК – это функция государственного управления природоиспользованием и охраной окружающей природной среды. В этом смысле он представляет собой самостоятельный вид деятельности, содержание которой входят сбор информации о подконтрольных объектах, ее обработка, оценка и передача для принятия управленческих решений в заранее определенных целях. Правовые основы организации и осуществления ГЭК установлены Конституцией РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов. Законом "Об охране окружающей природной среды" (ст. 68, 70) определены задачи, органы ГЭК, а также полномочия должностных лиц этих органов (ст. 68, 70). Задачи и органы государственного контроля за использованием и охраной природных ресурсов определяются соответствующими природоресурсными актами. Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления. Полномочия Президента России как главы государства по проведению ЭК регулируются Конституцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форме непосредственного контроля Президента РФ и опосредованного - через его подразделения администрации. Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб. Хотя ГЭК осуществляется преимущественно в системе органов исполнительной власти, Федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов РФ также обладают рядом имеющих отношение к охране окружающей среды контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией России, конституциями (уставами) субъектов РФ. Контроль органов представительной власти проводится с соблюдением ст. 10 Конституции РФ о самостоятельности органов всех трех ветвей власти. На федеральном уровне контрольные полномочия принадлежат главным образом Государственной Думе. Они проявляются в том, что Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России и решает вопрос о доверии Правительству РФ. Весьма значимым может быть контроль Государственной Думы за деятельностью Правительства РФ при формировании бюджета. В соответствии с Законом "Об охране окружающей природной среды" финансирование природоохранительных мероприятий должно предусматриваться в государственном бюджете отдельной строкой. Контроль за выполнением этого требования - задача Государственной Думы.