logo search
Гражданское право / Гражданское право Суханов / Гражданское право Суханов Том 2 полутом 2

4. Общая и частная авария

Особенностью морской перевозки грузов является возможность возникновения различного рода убытков и расходов, относящихся к категории общей или частной аварии в зависимости от обстоятельств, при которых они возникли. Институт общей и частной аварии в морском праве традиционно отражал экономические интересы грузохозяина и судохозяина по правилу: «Никто не должен обогащаться за чужой счет»2.

К категории общей аварии относятся убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасания судна, фрахта и перевозимого на судне груза* отобщей для них опасности. Наличие признаков общей аварии устанавливается по заявлению заинтересованных лицдиспашером3, состоящим при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и назначаемым президиумом Палаты из числа лиц, хорошо знающих теорию и практику морского судоходства, законодательство и обычаи морского права.

Убытки, относящиеся к общей аварии, подлежат распределению между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости. Примером общей аварии является намеренное выбрасывание за борт груза или его принадлежностей с целью облегчения судна и тем самым спасения его, а равно спасения оставшегося на судне груза. В данном случае пожертвования делаются в общих интересах.

1Устав железных дорог (ст. 154) 1964 г., соответствующие статьи УВВТ устанавливали не право, а обязанность принять груз, прибывший с такой длительной просрочкой.

2Подробнее об этом см.:Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. С. 323-325.

3Диспашер (фр. dispacheur) – официальный эксперт, производящий диспаши. Диспаша (фр. dispache) – расчет убытков при общей аварии, падающих на груз, судно и фрахт соразмерно их стоимости и распределяемых между грузовладельцем и судовладельцем.

Частной аварией признаются убытки по судну, грузу и фрахту, не подпадающие под признаки общей аварии. Убытки, признанные частной аварией, не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет потерпевший или тот, на кого падает ответственность за их причинение.