logo search
GMU

37. Состав Российской Федерации. Проблема асимметричности федерации.

Российская Федерация состоит исключительно из субъектов федерации; в отличие от многих федеративных государств в ее составе нет территорий, не являющихся субъектами федерации (столичного округа, федеральных территорий или владений, ассоциированных государств и т. п.); различные внутригосударственные образования (федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, ассоциации и союзы муниципальных образований и т. п.) субъектами федерации не являются.

Состав Российской Федерации конституционно закреплен в ч. 1 ст. 65 Основного Закона, в которой поименованы все 89 ее субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Однако конституционно установленный состав федерации в России может быть изменен, и Конституция РФ предусматривает возможность такого изменения: а) в связи с изменением (увеличением) территории Российской Федерации (возможность сецессии, т. е. выхода какого-либо субъекта из состава Российской Федерации Конституция РФ в прямой постановке не допускает); б) в рамках существующих границ. В первом случае речь идет о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта (ч. 2 ст. 65). Изменение же состава Российской Федерации в существующих границах возможно в силу двух обстоятельств:

- в связи с образованием в составе России нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65);

- в связи с изменением статуса каким-либо субъектом. В соответствии с Конституцией РФ все субъекты РФ независимо от принадлежности к тому или иному виду равноправны, однако Основной Закон прямо предусматривает возможность изменения субъектом РФ своего статуса (ч. 5 ст. 66), следовательно, изменение статуса субъектом РФ влечет и изменение состава Российской Федерации при прежнем количественном наборе субъектов РФ.

Условия и процедура всех вариантов изменения состава Российской Федерации должны быть урегулированы на уровне федерального конституционного закона. В частности, в развитие конституционных положений принят Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Асимметричная федерация — федерация, которая характеризуется разностатусностью субъектов.

Российская Федерация в настоящее время также является асимметричной федерацией. В неё входят как края, области и города федерального значения, не имеющиенационального статуса, так и национальные республики и автономные округа. В декабре 1990 года председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Борис Ельцинвыступил с инициативой объединения краёв, областей и городов федерального подчинения в Русскую республику. Однако это предложение не получило дальнейшего развития.

С 1995 года губернаторы краёв и областей были уравнены в правах с президентами республик — их также стали не назначать, а избирать. С 2004 года и губернаторы, и президенты республик избираются законодательным собранием по представлению президента России. Известный политик Дмитрий Рогозин выступает с инициативой преобразования республик и автономных округов в края и области.

Российский федерализм относится к федеративному устройству с наличием т. н. минимальных элементов асимметрии. В этом случае субъекты равны в правовом аспекте, однако политически некоторые субъекты получают особое положение. Например, существование национальных республик в государстве.

Ученые, выступающие за асимметрию в федеральных отношениях, настаивают на двух аспектах: 1. Неравномерное социально-экономическое развитие регионов. 2. Асимметрия (выделение национальных республик) как способ решения национальных проблем на территориях.

Регионы имеют право требовать дополнительных полномочий, однако исключительно в сфере совместных компетенций Федерации и субъектов (если она предусмотрена в Конституции) или экономических компетенций Федерации.

Выделение  национальных политических образований.– опасная тенденция, следствием которой являются сепаратистские настроения национальных элит.

Вывод. Субъекты Федерации вправе рассчитывать на дополнительные полномочия для решения собственных социально-экономических и национально-культурных задач. Однако конституционно-правовой статус всех субъектов должен быть равным, т. к. нарушение этого принципа закладывает противоречия в отношения между Центром и регионами, а также между регионами, что в перспективе может привести к дезинтеграции и распаду Федерации.