38. Запрет количественных ограничений на импорт и экспорт или любых равнозначных мер
Ликвидация количественных ограничений. Следующей необходимой мерой при создании таможенного союза ЕС стало устранение количественных ограничений во взаимной торговле между государствами-членами. Невыполнение данного условия свело бы к нулю результат прочих усилий для создания таможенного союза. Протекционистские меры, осуществляемые при помощи таможенных пошлин и косвенных налогов, могут быть легко заменены системой квотирования и других количественных ограничений импорта и экспорта. К количественным ограничениям относятся любые законодательные или административные нормы, устанавливающие объемные или стоимостные пределы для экспорта (импорта) одного или нескольких товаров.
Статьи 30 - 36 Договора об учреждении ЕЭС (н.н. 28 - 30) формируют основополагающие нормы Сообщества в сфере запрета количественных ограничений и мер, имеющих равнозначный эффект, в торговле между государствами-членами. Статья 30 (н.н. 28) содержит запрет количественных ограничений на импорт, а также любых иных мер, имеющих равнозначный эффект (measures having equivalent effect). Статья 34 (н. н. 29) запрещает количественные ограничения и меры, имеющие равнозначный эффект, в отношении экспорта из одной страны Сообщества в другую. В статье 36 (н. н. 30) содержится перечень оснований, допускающих применение государствами-членами количественных ограничений и мер, имеющих равнозначный эффект, во взаимной торговле.3
Определение собственно количественных ограничений ни у Суда ЕС, ни у национальных органов власти сложностей не вызывало. В деле “Geddo” Суд ЕС определил их следующим образом: меры, ведущие к полному или частичному ограничению, в зависимости от обстоятельств, импорта, экспорта или транзита.
Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квотирование.
Что касается мер, имеющих равнозначный количественным ограничениям эффект, то их квалификация, подобно проблеме равнозначных сборов для таможенных пошлин, достаточно сложна. В 1970 г. Комиссия приняла Директиву 70/50, согласно которой к таким мерам приравнивались «все закрепленные в законодательных и административных актах условия, а также административная практика, создающие барьеры для импорта..., либо делающие импорт сложным и дорогим по сравнению с продажей продуктов внутреннего производства». Статья 2 Директивы содержит перечень мер, которые могут рассматриваться как имеющие равнозначный количественным ограничениям эффект:
- фиксирование минимальной или максимальной цены на импортируемую продукцию;
- установление менее благоприятных цен на импортную продукцию;
- снижение объема импорта продукции путем снижения ее потребительской ценности или увеличения ее стоимости;
- установление таких условий оплаты для импортной продукции, которая отличается от условий оплаты, применяемых для продукции внутреннего производства;
- установление условий для упаковки, состава, маркировки, размера, веса и т. п., которые применяются только к импортируемой продукции либо предъявляют импортируемой продукции более высокие требования по сравнению с продукцией внутреннего производства;
- предоставление льгот при покупке продукции внутреннего производства либо создание каких-либо неудобств при покупке импортной продукции;
- ограничение рекламно-информационной деятельности применительно к импортируемой продукции;
- применение более сложных складских условий для импортной продукции;
- применение условия об обязательном для импортера наличии представителя (агента) на территории страны, в которую импортируется продукция.
Отношение Суда ЕС к проблеме определения мер, имеющих равнозначный эффект, ярко выражено в решении по делу “Dassonville”:1 все торговые правила, принимаемые государством-членом Сообщества, которые способны прямо или косвенно, реально или потенциально причинить ущерб торговле внутри Сообщества, должны рассматриваться как меры, имеющие равнозначный количественным ограничениям эффект.
Из решения Суда ЕС видно, что решающим фактором в определении мер, запрещенных статьей 30 (н. н. 28), является их эффект; наличие дискриминационного характера в подобных мерах не является обязательным. Более того, Суд дал понять, что для квалификации тех или иных национальных норм в качестве мер, имеющих равнозначный количественным ограничениям эффект, даже не требуется факта дискриминации импортных товаров по отношению к товарам внутреннего производства (впоследствии этот подход получил развитие в деле “Cassis de Dijon”).
Значение решения по делу “Dassonville” заключается в том, что вместо достаточно широкого, но ограниченного перечня мер, содержащихся в Директиве 70/50, под определение "меры, имеющие равнозначный количественным ограничениям эффект", стали подходить практически любые действия государств-членов, способные прямо или косвенно, реально или потенциально причинить ущерб торговле внутри Сообщества.
- Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и их изменение в 60 - 80 - е годы. Общая характеристика
- Этапы западноевропейской интеграции
- Основные даты в развитии ес
- 2. Создание Европейского Союза (Маастрихтский договор 1992 г.). Структура и правосубъектность Европейского Союза до его реформирования Лиссабонским договором
- 3. Реформа Европейского Союза в результате вступления в силу Амстердамского договора 1997 года и Ниццкого договора 2001 года
- Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. И действует с 1 февраля 2003 г.
- Политика расширения
- Процесс
- История расширения
- Хронология
- 5. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества от 13 декабря 2007 года. Предпосылки принятия. Структура. Основные изменения
- Компетенции Союза и национальных правительств
- Политика обороны
- Другие принципиальные изменения
- Важные положительные изменения в результате Лиссабонского договора:
- 6. Правовая природа Европейского Союза. Правосубъектность ес
- 7. Цели, ценности и общие принципы функционирования Европейского Союза
- 8. Институциональная система Европейского Союза. Структура, правовое регулирование
- Институциональные органы
- Неинституциональные органы
- 13. Европейский парламент: состав, порядок формирования и внутренняя организация. Полномочия Европейского парламента
- Функции и полномочия.
- Европейский суд по правам человека
- 16. Европейский совет: состав, полномочия
- 17. Европейский центральный банк: структура, полномочия
- 18. Общая характеристика правотворческого процесса в Европейском Союзе
- 19. Понятие и природа европейского права
- 20. Предмет и содержание права Европейского Союза. Методы правового регулирования, используемые в правовой системе Европейского Союза
- 21. Система права Европейского Союза
- Источники первичного права. Источники вторичного права: понятие, виды. Юридическая форма правовых актов Европейского Союза.
- Источники первичного права ес
- Источники вторичного права ес
- 25. Классификация правовых актов Европейского Союза
- 26. Значение практики Суда Европейского Союза для формирования европейского права
- 27. Принцип верховенства права Европейского Союза
- 28. Принцип прямого действия права Европейского Союза. Общая характеристика
- 29. Прямое действие отдельных источников европейского права
- 30. Концепция косвенного действия права Европейского Союза (принцип «лояльной интерпретации»). Принцип имущественной ответственности государств-членов
- 31. Компетенция Европейского Союза: понятие и характерные черты. Принципы реализации компетенции Европейского Союза: понятие, юридическое закрепление, содержание
- 32. Классификация предметов ведения и сфер деятельности ес. Внутренняя и внешняя компетенции ес, ассоциация с заморскими странами
- 4. Принципы, определяющие соотношение компетенции:
- 33. Уполномочивающие статьи Учредительных договоров: значение и общая характеристика
- 34. Компетенция Европейского Союза в сфере внешней политики и политики безопасности
- 35. Категории компетенции Европейского Союза, выделяемые по критерию соотношения с компетенцией государств-членов
- 36. Понятие, методы построения и принципы внутреннего рынка Европейского Союза
- 37. Свобода перемещения товаров: правовая регламентация, сфера действия, допустимые ограничения. Запрет таможенных пошлин на импорт и экспорт или равнозначных сборов
- 38. Запрет количественных ограничений на импорт и экспорт или любых равнозначных мер
- 39. Свобода передвижения лиц: правовая регламентация, виды. Свобода передвижения работников
- 40. Свобода учреждения: правовая регламентация, виды, субъекты, проблемы реализации
- 41. Свобода оказания услуг: правовое регулирование, сфера применения, формы, содержание, отграничение от иных свобод внутреннего рынка
- 42. Свобода передвижения капиталов и осуществления платежей
- 43. Понятие и содержание экономической и валютной политики Европейского Союза
- 44. Экономический и валютный союз: понятие, компоненты, этапы формирования Экономический и валютный союз
- 45. Понятие, цели антимонопольной политики ес. Система мер, направленных на противодействие антиконкурентной практике
- 46. Антиконкурентные действия, запрещенные ст. 101 дфес
- 47. Запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке: понятие и признаки, правовые последствия
- 48. Контроль над слиянием предприятий
- 49. Контроль над предоставлением государственной помощи предприятиям
- 50. Понятие, цели и методы сближения права государств-членов Европейского Союза
- 51. Гармонизация частного права в рамках Европейского Союза
- 52. Объективные предпосылки и современные тенденции формирования договорного права Европейского Союза
- 53. Основные направления развития европейского корпоративного права
- 54. Общая характеристика гармонизации корпоративного права государств-членов на основании директив Европейского Союза
- 55. Общее понятие и цели создания наднациональных организационно-правовых норм в корпоративном праве Европейского Союза
- 56. Европейское объединение с общей экономической целью: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 57. Европейское акционерное общество: правовое регулирование, способы создания, уставный капитал, участники, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 58. Европейский кооператив: правовое регулирование, цели создания, участники, регистрация, особенности правоспособности, перенос места нахождения
- 59. Политика защиты интересов потребителя как основа европейского потребительского права. Гармонизация гражданско-правовых норм, регулирующих отношения с участием потребителей
- 60. Предпосылки и способы регулирования интеллектуальной собственности в праве Европейского Союза