logo search
вопросы по тгп

65 56. Правовой статус личности: понятие, структура и виды.

 

Правовой статус - система признанных и гарантируемых госу­дарством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

а) правовые нормы;

б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;

в) основные права, свободы и обязанности;

г) законные интересы;

д) гражданство;

е) юридическая ответственность;

ж) правовые принципы;

з) правоотношения.

В зависимости от перечисленных критериев различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус.

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три. Остановимся на их характеристике более подробно.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Основным законом (Конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.

Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных.

Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.

Общий правовой статус у всех один, специальных - множество, в зависимости от особенностей правового положения отдельных категорий людей, а индивидуальных ровно столько, сколько физических лиц, проживающих на территории определенного государства.

66

Права и свободы человека и гражданина

Общая характеристика личных прав и свобод человека и гражданина

С избранным критерием содержанием этой группы прав и свобод являются личность человека, его жизнь, честь, достоинство и другие неотъемлемые ценности. Иногда личные права и свободы неправильно определяют как "принадлежащие лично человеку". Дело не в принадлежности, ибо политические и социально-экономические конституционные права также принадлежат лично человеку. Название данной группы прав и свобод дает именно их содержание, направленность на объект регулирования. Характерной особенностью этой группы прав и свобод является принадлежность их на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того, является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

В эту группу входят:

право на жизнь (ст. 21);

право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ч.1 ст. 23);

право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

право определять и указывать свою национальность (ч.1 ст.26);

право на пользование родным языком (ч.2 ст.26);

свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27 ч.1) (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России);

свобода совести (ст. 28);

свобода мысли (ч.1 ст. 29);

право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38).

В эту же группу входит ряд судебных прав и свобод, включенных в Конституцию:

право рассмотрения дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено (ч. 1 ст. 47);

право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47);

право на квалифицированную юридическую помощь (ч. 1 ст. 48);

право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ст. 48 ч. 2);

презумпция невиновности (ч. 1 ст. 49);

право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50 );

право отказаться от свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников (ч. 1 ст. 51 );

право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию ущерба (ст. 52);

право на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами (ст. 53).

Количество прав и свобод первой группы значительно увеличилось, а некоторые свободы, являясь по названию преемственными от старой Конституции, коренным образом изменили свое содержание. Это можно продемонстрировать на примере свободы совести (ст. 28). Об этой свободе говорилось и в прежних Конституциях Российской Федерации. Однако если раньше на первом месте в этой свободе подчеркивалось право на атеистические убеждения и право вести антирелигиозную пропаганду, то сейчас на первом месте стоит свобода вероисповедания любой религии, свобода выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. В эту свободу входит, конечно, и право не исповедывать никакой религии. Нельзя не отметить и некоторую стилистическую неточность, допущенную в ст. 26, ибо определять свою национальность имеет право тот человек, национальности родителей которого различны или родители неизвестны. Принадлежность к национальности - это объективная данность для подавляющего числа людей, а вот указывать эту национальность или нет - это действительно право каждого человека. Политические права и свободы гражданина. Содержанием этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством.

Сюда относятся:

свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29). Цензура запрещается;

право на объединения в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ;

право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31). Выдвигается лишь требование проводить их мирно, без оружия. Однако в крупных населенных пунктах для того, чтобы не создавать препятствия общественной жизни, для реализации этого права требуется согласие и согласованность места и времени их проведения с исполнительными органами власти;

право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ч.1 ст. 32);

право избирать и быть избранным (ч.2 ст. 32);

равный доступ к государственной службе (ч.4 ст. 32). Это право, как и следующее за ним, естественно требует профессиональной подготовки, достижения определенного возраста и других условий. Поэтому всеобщность этих прав распространяется лишь на возможность, а не на реализацию;

право участвовать в отправлении правосудия (ч.5 ст. 32);

право на обращение (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Социальные, экономические и культурные права и свободы. Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне. Экономическая переориентация государства наиболее ярко сказалась именно на этой группе прав и свобод граждан. С одной стороны, появились новые права (право частной собственности, право на забастовку, право на благоприятную окружающую среду), с другой - значительно уменьшилось материальное участие государства в обеспечении этих прав, а также забота общества о максимальной реализации права на образование, на труд, на здравоохранение и т.д. Видимо, этим и объясняется, что данная группа, занимавшая когда-то первое место в классификации основных прав и свобод, теперь стоит после личных и политических прав и свобод, а всеобщность их реализации зависит от многих субъективных моментов, в первую очередь от личной инициативы и счастливого стечения обстоятельств.

К этой группе относятся:

право на предпринимательскую деятельность (ст. 34);

право на частную собственность (ст. 35);

право на свободный труд (ч. 1-3 ст. 37);

право на забастовку как способ решения трудовых споров (ч.4 ст. 37);

право на отдых (ч.5 ст. 37);

право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ч.1 ст. 39);

право на пособие по безработице (ч.3 ст. 37);

право на жилище (ст. 40);

право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

право на образование (ст. 43);

свобода творчества (ст. 44);

право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44);

право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ч.2 ст. 44);

право на возмещение материального вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностных лиц, а также возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Итак, основные права и свободы (это традиционное понятие тождественно первому) есть предоставленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод. Конституционные обязанности гражданина и человека. Конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности есть закрепленное конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнения предписанных Конституцией правил. Тесная связь прав и обязанностей граждан подтверждается и самой Конституцией, которая неоднократно связывает предоставление права и свободы с возложением определенной обязанности. Например, в ст. 38 Конституции закреплено, что забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей. Некоторые обязанности изложены Конституцией как бы косвенно, опять-таки в тесной связи с закрепленным правом. Так, из закрепленного в ст. 20 Конституции права на достоинство личности явно вытекает обязанность уважать достоинство других людей. Большинство конституционных обязанностей распространяется на всех физических лиц, но некоторые возлагаются только на граждан России, например обязанность воинской или альтернативной службы.

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие обязанности:

обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15);

обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34);

обязанность не наносить ущерба окружающей среде (ч. 2 ст. 36);

обязанность заботиться о детях и их воспитании (ч. 2 ст. 38);

обязанность трудоспособных детей с 18 лет заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38);

обязанность получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43);

обязанность заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44);

обязанность уплаты налогов и сборов (ст. 57);

обязанность охраны природы и окружающей среды (ст. 58);

обязанность защиты Отечества (ст. 59);

обязанность воинской или альтернативной службы (ч. 2 и 3 ст. 58).

Должное выполнение обязанностей, надлежащее поведение всех физических лиц, без какого-либо отступления от требований Конституции - залог жизнедеятельности общества, становления демократического, правового государства.

67

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.[1]

Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.

наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

развитая демократия;

правовая защищённость граждан;

определённый уровень гражданской культуры;

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

самоуправление;

конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

Структура гражданского общества охватывает: 1) Семью; 2) Сферу воспитания и негосударственного образования; 3) Собственность и предпринимательство; 4) Общественные объединения и организации; 5) Политические партии и движения; 6) Негосударственные средства массовой информации; 7) Церковь; Этот список не исчерпывающий, его можно продолжить. Отметим ряд существенных признаков, которые присущи гражданскому обществу. Во-первых, это общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция. Во-вторых, это общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека. В-третьих, это общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека. В-четвертых, это общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов. В-пятых, «открытость» гражданского общества. Гражданское общество и государство

Существовали государства, в которых каждый шаг жителей, каждое их действие попадало или могло попасть под надзор чиновников. Переселение, выбор профессии, передача по наследству имущества, исполнение религиозных обрядов и т.д.

Наше советское государство, особенно в сталинский период, было именно таким. Там гражданин должен был, если приказано, требовать смерти ни в чём не повинных людей, вступать в различные общества, отдавать часть зарплаты взаймы и т.д. И уж ни в коем случае открыто не осуждать действия власти и партии. Известно немало примеров, когда подобную полицейскую роль государства с успехом заменяла церковь, либо феодал, владелец крепостных, либо руководство крестьянской общины. Словом, человек как личность до 17-18 веков почти нигде не обладал свободой, защищённой законом, а произвол властей был огромным.

В 18-19 веках постепенно формировалось то, что называется гражданским обществом в некоторых странах Европы и США. В настоящее время смысл этого понятия таков: государство не регулирует всю жизнь общества с помощью приказов и чиновников, а только строго обусловленную законом сферу. Огромные области деятельности оставляются как бы на естественных ход вещей. Люди и неправительственных организации (коммерческие, общественные и другие) стремятся к исполнению своих целей. Государство считает это их личным делом, не мешая им, но и не беря на себя обязательства за их успех. Образно говоря, оно как бы задаёт правила игры с помощью законов и контролирует их честное исполнение. Но в саму игру оно не вмешивается.

Большая свобода для людей и организаций существует в выборе занятости, места жительства, вероисповедания, обладания собственностью, вправе объединятся в организации, высказывать своё мнение и т.д.

Соотношение между правовым обществом и государством во многом напоминает связь государства с экономикой. И это не случайно, так как среди прочих прав беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью, заключать любые не запрещенные сделки - важнейшее. Неудивительно, что гражданское общество формировалось параллельно с рыночной экономикой. Задача государства, поддерживая правопорядок, предупреждая разрушительные социальные конфликты, и т.д. создать наилучшие условия для различной деятельности. Но люди и организации ясно осознают: государство и правительство их проблемы решать не будет. Они помогают лишь мало- обеспеченным.

В гражданском обществе власть несёт ответственность перед избирателями и налогоплательщиками, которые имеют возможность влиять на неё через средства массовой информации, организации, путём различных митингов и т.д. В этом обществе огромную роль играют самодеятельные объединения граждан. Например, организации потребителей не надеются только на государственных чиновников, а сами смотрят, какие товары плохого или сомнительного качества и различными действиями, например, призывами не покупать их, заставляют недобросовестные фирмы исправляться. Чем больше проблем могут разрешить сами граждане, их коллективы, организации и т.д. - тем меньше забот у государства, тем стало быть легче и лучше оно может решить их, тем дешевле содержание правительства.

И не случайно в подобном обществе огромную роль играет суд. Это государственная организация. Но он независим и подчиняется не чиновнику, а только закону. Именно через суд граждане и организации разрешают многочисленные споры между собой и оспаривают действия должностных лиц. В прежние времена в СССР люди заваливали миллионами жалоб ЦК КПСС и другие властные органы так как очень много решалось только злой или доброй волей чиновников. В правовом государстве с гражданским обществом это недопустимо.

В России уже немало сделано для перехода от государства, необъятного в своих полномочиях и обязанностях, тоталитарного к гражданскому обществу (свобода въезда и выезда, слова и мнения, занятий и т.д.). Но, к сожалению, ещё очень сильны стремления с одной стороны власти вмешиваться туда, куда не следовало бы и наоборот, не делать того, что необходимо, а с другой стороны, люди и организации всё ещё ждут, что их проблемы решит за них именно власть.

68

Судебная власть в современном правовом государстве представляет собой один из важнейших элементов структуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной ветвями и оформляется в виде системы правосудия. Суд служит гарантией соблюдения установленных законодательной властью границ по реализации функций, принадлежащих исполнительной власти. При осуществлении судебной власти как особой государственной деятельности проявляются правозащитные, упорядочивающие и правоприменительные элементы содержания власти, определяются основы фактического и правового равенства каждого гражданина перед законом и судом[3]. Судебная власть должна поэтому иметь оптимальную, структуру и необходимую специализацию[4]. В конечном итоге важнейшим признаком правового государства является сложившееся административное судопроизводство, обеспечивающее права и свободы граждан и юридических лиц. Развитие правового государства в исторической перспективе сформировало новое представление о нем как о власти, управляемой и ограниченной законом. По мнению французского ученого Ж. Шеваллье, "право здесь оказывается не только выражением верховенства государственной власти, но также (и прежде всего) — условием и гарантией ее подчинения закону"[5]. Этот новый подход нашел отражение и в развитии административного права, которое стало рассматриваться не только как право управления со стороны "управляющих", но и как средство защиты прав и свобод граждан. Ж. Шеваллье отмечает, что "наличие специфических норм и специального судьи способствовало бы более полному подчинению администрации закону.