logo search
КПЗС

Форы контроля парламента за деятельностью правительства

Это является одной из важнейших функций парламента. Конституция, законодательства и регламенты закрепляют основные формы:

В Великобритании есть час вопросов. Вопросы личной безопасности, различные тайны, госбезопасность и некоторые другие не задаются правительству, такая оговорка есть в Великобритании. В общей сложности есть 28 видов недопустимых вопросов, так что существуют и ограничения.

Интерпелляция обычно предусматривается конституцией.

Срок полномочий, который не связан с парламентом то он действует несмотря на прекращение деятельности парламентом.

Более широкими полномочиями обладают те кто избирается парламентом, меньший объекм полномочий у тех кто назначается исполнительной властью. Как правило уполномоченным подконтрольны органы судопроизводства, местного самоуправления, гражданская и военная администрация.

Методы работы:

Жалобы поступают прежде всего:

При уполномоченном работает аппарат. Результаты омбудсмены докладывают парламенту, но в некоторых странах по другому. В некоторых странах по результатам работы омбудсменов создаются расследовательские комиссии работы

Участие парламента в формировании высших органов государственной власти

Полномочия в области обороны и внешней политики

Судебная функции

Освещение работы парламенты.

Исполнительная власть

Считается что исполнительная власть включает в себя главу государства и правительство. Однако специалисты считают иначе.

Глава государства

Ими выступают либо монархи, либо президенты.

Монархи за редким исключением невыборные. – Самостоятельно.

Президент – выборное должностное лицо, к нему предъявляются повышенные требования (цензы), более высокий возраст, иной порядок выдвижения. Возраст – Болгария, Греция – 45 лет, Китай Монголия – 50 лет

11.11.08

В Греции отец обязательно должен быть греком, в Мексике родители должны быть только мексинанцы по рождению.

Способы избрания президента:

Срок полномочий главы государства – от 4х до 7ми. Примеры: Болгария, Венгрия, Исландия, Сингапур, Боливия, Колумбия, США – 4 года. Польша, Португалия – 5 лет, Австрия, Финляндия, Мексика, Никарагуа, Египет, Зимбабве – 6 лет, Италия, Сирия, Турция – 7 лет.

Вопрос о переизбрании. Есть несколько групп стран:

В некоторых странах власть главы переходит как в монархии, то есть по наследству. Например, Куба, Азербайджан.

Коллегиальные главы государств – государственный совет на Кубе.

Кто замещает президента в случае невозможности исполнять свои функции:

В некоторых странах несколько вице-президентов и тогда обычно эту должность занимает первый вице-президент. В одних странах вице-президент осуществляет полномочия главы государства на весь срок, но в большинстве стран – он временно исполняет полномочия

Любопытна статья мексиканской конституции статья 84 – при абсолютной неспособности президента исполнять свои обязанности которые проявились в первые два года в пребывании должности парламент избирает временного президента. В случае неспособности президента исполнять свои обязанности последние четыре года парламент назначает заместителя президента до конца срока полномочий.

Австрия – это единственная страна где президента можно отозвать с должности. Нижняя палата принимает такое решение а затем этот вопрос выносится на референдум. Каковы последствия? – если за отставку то выходит в отставку, а если предложение депутатов не поддержалось то президент остается на месте и у него начинает исчисляться новый президентский срок.

Иногда президент уходит с должности не по своей воли по причине того что они иногда умирают. Например, США - Рузвельт умер от кровоизлияния в мозг, в 1960 году убит Кеннеди.

Главы государств несут ответственность обычно за измену, взяточничество, нарушении конституции и так далее. Это закрепляется во всех странах. Принято, что главы государств несут ответственность в виде импичмента. Парламент готовит обвинения а дальше дело передается в суд.

Полномочия главы государства:

Правительство и государственный аппарат

Понятие, формирования и структура правительства

Правительство – это государственный орган, который осуществляет исполнительную власть. Правительство зарубежных стран строится по ведомственному признаку. В связи с этим оно включает различные категории министров. Названия правительств различны:

В целом о правительстве принято говорить как о кабинете министров или совете министров.

Министры бывают:

Кто главнее? В абсолютном большинстве стран министерства публикуются по важности (МИД, министерство финансов и другие), но есть страны где они публикуются по алфавиту.

В отдельных странах в состав правительства входят и главы правительств субъектов федерации. Применительно к некоторым странам следует заметить, что министры могут учреждаться при различных должностных лицах и органах.

В некоторых странах правительства формируются с учетом национального представительства и представительства религиозных конфессий. В Бельгии правительство состоит из 15 министров – 7 на одном языке, 7 на другом, плюс глава правительства знает оба+английский+немецкий.

В Ливане правительство формируется с учетом религиозного представительства. В некоторых странах министры делятся (страны англосаксонского права)

Министры занимают разное положение в правительствах.

Правительством обычно руководит председатель правительства, глава правительства. В ряде стран встречаются и иные заседания. Например, заседание с премьер министром, заседание с президентом.

В отдельных странах есть министры ведающие определенным ведомством или определенной территорией (Канада, Греция и другие). Каждое правительство само предусматривает какие учередить ещё дополнительные ведомства для того что бы осуществлять эффективное руководство.

Какой срок пребывания?

В президентских республиках - обычно от выборов до выборов президента. Что касается парламентарных форм правления, то здесь министрам может быть в любое время может быть выражен вотум недоверия. В некоторых странах предусмотрен специальный срок полномочий министра. Более жесткая норма содержится в законодательстве Колумбии – ежегодно 7 августа министры подают в отставку, чтобы президент мог реорганизовать правительство. Таковы сроки пребывания.

Кто возглавляет правительство?

Прежде всего это зависит от формы правления. Если президентская республика то президент, а если парламентарная республика то премьер-министр. В Швеции, Норвегии глава правительства называется государственный министр. Обычно о главе правительстве принято говорить как о премьер-министре. Встречается что в некоторых странах премьер министр-женщина.

Глава правительства играет большую роль в формировании правительства, он проводит предварительную работу по формированию правительства, таким образом он является главной фигурой и его правовое положение определяется конституцией и законами страны.

Кто формирует правительство?

Если президентская республика – председатель правящей партии, если парламентарная республика – то коалиционное правительство или решается парламентом.

Более сложное формирование происходит в той стране где нет ярко выраженного лидера среди партий.

В японии глава правительства избирается, но его кандидатура выдвигается членами палат, а император назначает. Министры назначаются императором, по предложению премьера.

В Болгарии порядок формирования своеобразен. Сначала президент поручает формировать правительство партии большинства, если такое правительство не получает поддержки правительства, то президент предлагает формировать правительство другой по численности партии, если 3 раза так не получилось, то распускается парламент и формируется правительство. Что касается смешанных форм правления, то президент назначает премьер-министра, президент предлагает министров, а если президент соглашается то нужно получить вотум доверия парламента.

Во всех зарубежных странах главную роль какие бы ни были юридические нюансы, главную роль играют политические партии, а глава государства в этом вопросе играет второстепенную роль.

В Румынии буквально практически все списано с конституции Франции. Такое нередко случается. Там все также как и во франции по крайней мере относительно формирования правительства.

Партийный состав правительства определяется в соответствии с правилами которые предусматриваются формой правления.

Виды правительства:

Как решается вопрос о принадлежности министров к парламенту.

В одних странах депутаты не могут быть членами правительства. В других странах члены правительства обязательно должны быть депутатами или сенаторами, в других странах смешанный порядок. В некоторых странах конституция запрещает главам правительства и министрам быть депутатами.

Особое место в деятельности комитетов. Большее значение в президентских республиках, меньше в парламентарных. Именно канслер определяет общую политику государства (в Германии). Члены правительства сформированы из партии большинства. Из деятельность заключается на основе делегированного законодательства.

Делегировать - (передавать что то от одного к другому). С помощью делегированного законодательства правительство широко осуществляет нормотворческую деятельность. Через Парламент проводится не законодательная передача полномочий, а присвоение Правительством полномочий.

Следует иметь ввиду, что формально в Великобритании делегированное законодательство считается очень умным законодательством, по сравнению со статутами. Статуты не могут оспариваться судами, тогда как акты делегированного законодательства могут.

В свое время теория делегированного законодательства была отвергнута и судом и юристами. Но прошло время и Верховный суд и американские юристы решили пересмотреть эти отношения. Решили что Правительство может издавать такие акты.

Наступила 4 республика. Начиная с 48 года правительство неоднократно проводило через парламент законы о предоставлении полномочий. И на основании таких законов правительство Франции получило право изменять законы посредством издания декретов.

5 республика . Конституция включила понятие регламентирующей власти в свой текст, но существенно изменила понятие. Фактически оставила акты Правительства выше закона. Правительство Франции может издавать законы не только в сфере действия регламента, но и в сфере действия закона. Но в этом случае Правительство должно получить согласие со стороны Парламента.

В Италии разрешают издавать декреты имеющие силу закону, законы предоставляющие такое право называются законы по предоставлению полномочий. Такой закон должен содержать:

В случае срочности и необходимости правительство имеет право издавать декреты и без предварительного разрешения, и такие декреты называются чрезвычайные декреты. Такие декреты должны быть в течение 2хмесяцев утверждены парламентом. Издание чрезвычайных декретов не получило в Италии распространения.

Что касается декретов имеющих силу закона, то они издаются.

В конституции Дании, Исландии разрешают правительству в случае особой срочности или крайней необходимости издавать от имени главы государства в период между сессиями парламента временные законы, но эти временные законы не должны противоречить конституции хотя они могут изменять или даже отменять обыкновенные законы. Временные законы должны быть представлены на утверждение парламента как только он соберется на сессию. Делегирование законодательных полномочий предусмотрены и в Бельгии, правда конституция в этой стране об этом фактически ничего не говорит.

Делегированное законодательство ведет к усилению роли правительства и снижению роли парламента.

В Великобритании ежегодно парламент принимает 60-70 законов в год. Число актов делегированного законодательства превышает 2000 актов. В США в этот же период президент ежегодно публиковал таких исполнительных приказов. Во Франции таких актов с 1998 года достигало более чем 1000 в год.