Пропорциональная избирательная система
В свое время её введения добивались левые партии с тем, чтобы обеспечить представительство в парламенте. Суть этой системы состоит в том, что каждая партия получает столько депутатских мест, сколько пропорционально это соответствует числу собранных голосов. Если партия собрала больше голосов то она должна получить и больше депутатских мест. Полагается, что при этой системе должно пропасть как можно меньше голосов. В основе этой системы лежит понятие избирательная квота. Избирательная квота – это то количество голосов которое необходимо собрать политической партии в округе для того что бы обеспечить представительство одного депутата, то есть квота - это тот минимум голосов которая партия должна собрать в округе для победы одного депутата.
Метод естественной квоты: квота = число голосов на количество депутатских мест. Ещё употребляется такой термин искусственная квота, лектор считает, что лучше называть исправленная квота. Исправленная формула: квота = число голосов разделить на число депутатских мест + 1. Это направлено на то, чтобы понизить избирательную квоту.
В Исландии более сложная формула: общая сумма голосов – голоса партии получившей большинство разделить на число депутатских мест – 1.
Избирается 5 мест
A=16 тысяч
B=11,200 голосов
С=7 тысяч голосов
D=3,800 тысяч
Необходимо сложить все голоса, получается 38 тысяч
Потом разделить на 5, получим 7,600
Делим каждую партию на 7,600, в итоге А получает 2, В получает – 1, С – 0, D – 0. Осталось 2 места кому надо отдать места. Есть несколько правил:
Правила большего числа. Из числа нераспределенных мест по одному месту получают те партии, которые получили наибольшее число голосов избирателей партии следовательно A – получает дополнительно 1, а B – тоже получает 1. – Это не совсем справедливо.
Противоположным является правило наибольшего остатка – по одному из числа нераспределенных депутатских мест получают те политические партии, у которых осталось наибольшее число неиспользованных голосов. В таком случае С и D получают по одному месту. Это правило более справедливо
Правило наибольшей средней. Применяется в европейских странах. Суть правила состоит в том что для того чтобы распределить оставшиеся места необходимо голоса собранные каждой партии разделить на число полученных ими депутатских мест плюс единица.
A=16 тысяч:(2+1)=5333
B=11,200 голосов:(1+1)= 5600 + тоже плюс один
С=7 тысяч голосов:0+1=7000 соответственно плюс одно место
D=3,800 тысяч:0+1=3800
7000:(1+1)равно+3500
В отдельных странах есть ещё один метод метод Донта.
A=16 тысяч= 8000, 5333, 4000 в итоге 2
B=11,200 голосов=5600, 3733, 2800 в итоге 2
С=7 тысяч голосов=3500, 2333, 1756 в итоге 1
D=3,800 тысяч= 1900, 1260, 966 в итоге 0
Делим все на единицу, делим на 2, делим на 3, делим на 4. Этот метод устраивает крупные партии.
Сен Лагу предлагает делить на нечетные числа, но первым делителем брать не единицу а 1,4, потом 3, 5, 7, 9. Есть мнение, что нужно делить на дробные числа.
В некоторых странах в округах могут применяться различные методы в зависимости от того сгпурированны ли списки или таких списков нет. Если в округе нет сгруппированных списков, то избирательная квота избирается по методу Донта, а если нет, то он вычисляется по другим методам.
Существует двойное распределение депутатских мест. 9 земель – каждая избирательный округ. Первоначально распределение депутатских мест проводится по избирательным округам. По методу избирательной квоты, но остаются неиспользованные голоса и места, затем создаются два округа (в одном 5 земель, во втором 4) каждый из этих округов складывает оставшиеся в округах неиспользованные голоса, а с другой стороны суммируются незамещенные депутатские места, тем самым более справедливо.
Скандинавы делят все депутатские места в парламенте на окружные и уравнивающие. Окружные места – это те места, которые замещаются от округа, а уравнивающие депутатские места – это те места, которые распределяются в масштабе всей страны. Эта система называется системой выравнивания. Дания – 175 депутатских мест, 135 – окружные, 40 – в масштабе всей страны (уравнивающие). Суть этой системы – распределяется вначале по округам, а затем оставшиеся голоса складывают в целом по стране, и эти голоса делятся на уравнивающие мандаты.
Различают несколько видов списков:
Партия А | Партия Б | Партия В | Партия Г |
|
|
|
|
Связанные (жесткие) Избиратель обязан голосовать за список в целом и не имеет право выбирать кандидата. Депутатские места распределяются в порядке очередности. Списки составляют руководство партии
Полусвязаные. В этом случае избиратель может голосовать либо за список в целом либо за отдельного кандидата. Если например 5й наберет больше чем 4й то он поднимается в верх. Преимущество имеет тот кто первый.
Свободные. Производится перемещение, но преимущество имеет тот кандидат, который стоит во главе списка.
Панашаш – выбирает пять кандидатов из любого списка.
Система заградительного пункта искажает пропорциональную избирательную систему. Обычно заградительный пункт устанавливается не очень высокий. Но в некоторых странах величина заградительного пункта устанавливается из расчета количества партий.
Смешанная избирательная система
Соединяет элементы мажоритарной избирательной системой и пропорциональной.
Пропущена лекция
Система высших и местных органов государства зарубежных стран
Это тема включает парламент, правительство, главу государства, государственный аппарат и местные органы. Если останется время – то рассмотрим судебную систему.
Центральные органы:
Законодательная власть
Вопрос о разделении властей.
Разделение властей это один из основополагающих принципов конституционализма, согласно нему единая государственная власть разделяется на самостоятельные и независимые друг от друга – законодательную, исполнительную и судебную власть. В настоящее время некоторые выделяют учредительную власть, контрольную власть. Обычно эти три власти контролируют друг друга через систему сдержек и противовесов. Менее последовательно этот принцип проведен в парламентарных государствах, так как у парламента власть над парламентом. Родоначальником теории разделения властей Монтескье говорил, что главная задача разделить законодательную и исполнительную власть, эти власти должны уравновешивать друг друга. В свое время эта теория имела прогрессивное значение, она была направлена на ограничение феодалов, но она также стремилась сблизить монархию с буржуазией.
Позже получила развитие теория народного суверенитета – органы государства осуществляют власть от имени народа или от имени нации, речь шла о том, что разделение властей это разделение полномочий между различными органами власти.
Монтескье выступал за дуалистическую монархию, но когда на смену пришли президентские и парламентарные республики, то идея была пересмотрена. В условиях развития государства в 20м веке уже речь шла о том, что не только парламент, но и исполнительная власть правительство может издавать акты законодательного характера в силу делегированного законодательства, которое получает все большее развитие. Это приводит к тому что с высшим законодательным и контролируемым органом усиливается исполнительная власть, но тем не менее парламент по прежде играет важную роль в системе органов государства.
- Конституции зарубежных стран
- Структура конституции
- Изменение конституции
- Виды конституций
- Где закрепляются нормы о конституционном контроле?
- Какие органы выступают в качестве органов конституционного контроля?
- Какие требования для комплектования?
- Каков срок деятельности конституционного контроля (Сколько можно быть судьей)?
- Субъекты права на обращение в органы конституционного контроля?
- Каковы функции органов конституционного контроля?
- Порядок и процедура рассмотрения споров
- Либеральная партия
- Клерикальная партия
- Партийная система
- Политические (государственные) режимы зарубежных стран
- Как определить характер политического (государственного) режима
- Как классифицировать политические режимы
- Политический режимы с точки зрения конституционного права
- Признаки авторитарного режима:
- Форма правления зарубежных стран.
- Парламентарная монархия
- Политико-территориальное устройство
- Другое государство – Датское королевство.
- Еще есть Франция.
- Страны с многочисленными автономными образованиями.
- Испания.
- Правовое положение областей:
- Различия автономии в Италии и Испании
- Великобритания.
- Федерации в зарубежных странах
- Признаки зарубежных федераций:
- Вопрос о некоторых проблемах в отдельных зарубежных федерациях
- Избирательная компания
- Голосования
- Избирательные округа
- Избирательные системы
- Пропорциональная избирательная система
- Парламент
- Как же формируется палаты парламентов?
- Привилегии депутатов:
- Должностные лица палат парламента
- Законодательный процесс
- Форы контроля парламента за деятельностью правительства
- Ответственность правительства
- Формирование
- В настоящее время являются ли местные органы государственными или не являются? – поразмышлять.
- Модели построения местных органов:
- Политические партии:
- Избирательная система и вопрос о прямой демократии:
- Система высших органов
- Глава государства
- Правительство
- Политические партии и партийная система Германии
- Выборы и референдум
- Высшие государственные органы
- Законодательный процесс парламента Германии
- Правительство фрг
- Форма государственного устройства Германии
- Основы конституционного строя Индии
- Правительство
- 62 Члена правительства из них 8 женщин.
- Положение штатов
- Основы конституционного строя кнр (Китайская народная республика)
- Избирательная система
- Председатель кнр
- Правительство
- Автономии кнр
- Политические партии
- Избирательное право
- Высшие органы государства
- Местные органы государства во Франции