logo
КПЗС

Пропорциональная избирательная система

В свое время её введения добивались левые партии с тем, чтобы обеспечить представительство в парламенте. Суть этой системы состоит в том, что каждая партия получает столько депутатских мест, сколько пропорционально это соответствует числу собранных голосов. Если партия собрала больше голосов то она должна получить и больше депутатских мест. Полагается, что при этой системе должно пропасть как можно меньше голосов. В основе этой системы лежит понятие избирательная квота. Избирательная квота – это то количество голосов которое необходимо собрать политической партии в округе для того что бы обеспечить представительство одного депутата, то есть квота - это тот минимум голосов которая партия должна собрать в округе для победы одного депутата.

Метод естественной квоты: квота = число голосов на количество депутатских мест. Ещё употребляется такой термин искусственная квота, лектор считает, что лучше называть исправленная квота. Исправленная формула: квота = число голосов разделить на число депутатских мест + 1. Это направлено на то, чтобы понизить избирательную квоту.

В Исландии более сложная формула: общая сумма голосов – голоса партии получившей большинство разделить на число депутатских мест – 1.

Избирается 5 мест

A=16 тысяч

B=11,200 голосов

С=7 тысяч голосов

D=3,800 тысяч

A=16 тысяч:(2+1)=5333

B=11,200 голосов:(1+1)= 5600 + тоже плюс один

С=7 тысяч голосов:0+1=7000 соответственно плюс одно место

D=3,800 тысяч:0+1=3800

7000:(1+1)равно+3500

A=16 тысяч= 8000, 5333, 4000 в итоге 2

B=11,200 голосов=5600, 3733, 2800 в итоге 2

С=7 тысяч голосов=3500, 2333, 1756 в итоге 1

D=3,800 тысяч= 1900, 1260, 966 в итоге 0

Делим все на единицу, делим на 2, делим на 3, делим на 4. Этот метод устраивает крупные партии.

В некоторых странах в округах могут применяться различные методы в зависимости от того сгпурированны ли списки или таких списков нет. Если в округе нет сгруппированных списков, то избирательная квота избирается по методу Донта, а если нет, то он вычисляется по другим методам.

Существует двойное распределение депутатских мест. 9 земель – каждая избирательный округ. Первоначально распределение депутатских мест проводится по избирательным округам. По методу избирательной квоты, но остаются неиспользованные голоса и места, затем создаются два округа (в одном 5 земель, во втором 4) каждый из этих округов складывает оставшиеся в округах неиспользованные голоса, а с другой стороны суммируются незамещенные депутатские места, тем самым более справедливо.

Скандинавы делят все депутатские места в парламенте на окружные и уравнивающие. Окружные места – это те места, которые замещаются от округа, а уравнивающие депутатские места – это те места, которые распределяются в масштабе всей страны. Эта система называется системой выравнивания. Дания – 175 депутатских мест, 135 – окружные, 40 – в масштабе всей страны (уравнивающие). Суть этой системы – распределяется вначале по округам, а затем оставшиеся голоса складывают в целом по стране, и эти голоса делятся на уравнивающие мандаты.

Различают несколько видов списков:

Партия А

Партия Б

Партия В

Партия Г

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 1

  • 2

Панашаш – выбирает пять кандидатов из любого списка.

Система заградительного пункта искажает пропорциональную избирательную систему. Обычно заградительный пункт устанавливается не очень высокий. Но в некоторых странах величина заградительного пункта устанавливается из расчета количества партий.

Смешанная избирательная система

Соединяет элементы мажоритарной избирательной системой и пропорциональной.

Пропущена лекция

Система высших и местных органов государства зарубежных стран

Это тема включает парламент, правительство, главу государства, государственный аппарат и местные органы. Если останется время – то рассмотрим судебную систему.

Центральные органы:

Законодательная власть

Вопрос о разделении властей.

Разделение властей это один из основополагающих принципов конституционализма, согласно нему единая государственная власть разделяется на самостоятельные и независимые друг от друга – законодательную, исполнительную и судебную власть. В настоящее время некоторые выделяют учредительную власть, контрольную власть. Обычно эти три власти контролируют друг друга через систему сдержек и противовесов. Менее последовательно этот принцип проведен в парламентарных государствах, так как у парламента власть над парламентом. Родоначальником теории разделения властей Монтескье говорил, что главная задача разделить законодательную и исполнительную власть, эти власти должны уравновешивать друг друга. В свое время эта теория имела прогрессивное значение, она была направлена на ограничение феодалов, но она также стремилась сблизить монархию с буржуазией.

Позже получила развитие теория народного суверенитета – органы государства осуществляют власть от имени народа или от имени нации, речь шла о том, что разделение властей это разделение полномочий между различными органами власти.

Монтескье выступал за дуалистическую монархию, но когда на смену пришли президентские и парламентарные республики, то идея была пересмотрена. В условиях развития государства в 20м веке уже речь шла о том, что не только парламент, но и исполнительная власть правительство может издавать акты законодательного характера в силу делегированного законодательства, которое получает все большее развитие. Это приводит к тому что с высшим законодательным и контролируемым органом усиливается исполнительная власть, но тем не менее парламент по прежде играет важную роль в системе органов государства.